Людвиг ван Бетховен
(1770-1827)
Бетховен – последний венский классик, композитор, пианист, дирижер.
Главная черта музыки – героика.
Герой его произведений – борец за счастье людей.
Жизнь сложилась трагически: в молодости почувствовал первые признаки ухудшения слуха, что привело к полной глухоте.
Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне в семье певца Иоганна Бетховена(1740-1792) и Марии-Магдалины(1748-1787).
Отец рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении. Друзья отца обучают будущего композитора игре на органе и скрипке. С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна.Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра.Когда Людвигу ван Бетховену было 12 лет издается первое его сочинение - вариации на тему марша Дресслера. В этом возрасте он уже работал помощником придворного органиста. В 1787 году едет в Вену, где берет несколько уроков у Моцарта. Моцарт, прослушав импровизацию Бетховена, сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». Но из-за болезни матери Людвиг возвращается домой. А после ее смерти остается единственным кормильцем в семье. С 1789 году желая продолжать учебу, посещает лекции на философском факультете Боннского университета.
В 1792 году переезжает в Вену и начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но, и ученик, и учитель быстро разочаровываются друг в друге. И Бетховен сам находит себе учителя – Антонио Сальери. В первые годы в Вене Бетховен быстро становится известным пианистом. За первые десять лет, проведённых в Вене, Бетховен пишет более тридцати своих произведений.
В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Теряя слух, Бетховен все реже выходит на улицу, становится замкнут и угрюм, отказывается от выступлений. С 1819 года для общения с собеседниками, Бетховену пришлось применять бумагу и карандаш. Благодаря этому, до наших дней дошли некоторые его «разговорные тетради». В этих «тетрадях» ему писали реплики друзья, на некоторые из которых он отвечал, так же на бумаге. Несмотря на болезнь, именно в этот период он создает свои самые известные произведения.
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене. 29 марта во время похорон свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Похоронен Бетховен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта). В 1888 году перезахоронен на Центральном кладбище Вены.
Бетховен оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Он подарил миру 9 симфоний, более 40 сонат, 16 струнных квартетов, ряд увертюр и другое. Многие его произведения широко известны по всему миру. Симфония № 5, «Лунная соната», «К Элизе», «Эгмонт» и многое другое.
Симфония №5
(1808)
Симфония – большое произведение для оркестра, состоящее из 4х частей.
В ней сочетаются черты героической драмы человечества и личной драмы.
В симфонии 4 части. Все они объединены одной грозной и повелительной темой «Темой судьбы».
Основная мысль, которая проходит через все части: «От мрака к свету, через борьбу к победе».
Строение симфонии:
1 часть: Allegro con brio, до минор, сонатная форма.
2 часть: Andante. Ля бемоль мажор, двойные вариации.
3 часть: Скерцо, Allegro, до минор, 3хчастная форма.
4 часть: Финал, Allegro, До мажор, сонатная форма.
Отличительные черты симфонии Бетховена:
· Объединил весь цикл единым замыслом.
· Важное значение имеет тема судьбы – лейтмотив всей симфонии.
· Происхождение контрастных тем из одной.
· 4 части – 4 этапа борьбы.
Соната №8 «Патетическая»
Фортепиано – любимый инструмент Бетховена. Для него композитор сочинял сонаты, концерты, фантазии для фортепиано, хора и оркестра, вариационные циклы, сборники багателей, рондо, пьесы.
Основной жанр – соната. Обращался к ней на протяжении всей жизни.
В сонатах выражал внутренний мир человека.
Соната №8 была написана в 1798 году.
Заглавие принадлежит Бетховену.
Строение сонаты:
1часть: Allegro con brio, до минор, сонатная форма.
2 часть: Adagio, Ля b мажор, 3хчастная форма.
3 часть: Allegro, до минор, рондо-сонатная форма.
Строение 1 части:
Вступление состоит из 2х тем: грозная и лирическая.
Тема вступления звучит в коде.
2 часть – лирико-философская
3 часть - Форма рондо
Отличительные черты:
· Изменился характер музыки – отразил более глубокие чувства и переживания.
· Более резкое сопоставление тем.
· Большая сила звука, сложность техники.
· Большой по времени объем звучания.
Увертюра «Эгмонт»
Увертюра – вступление к балету или к опере.
До Бетховена увертюра подготавливала слушателей к восприятию музыкально-театрального действия.
У Бетховена она стала самостоятельным произведением - одночастная программная увертюра.
Основная идея – борьба за свободу и радость её достижения.
Форма – сонатная со вступлением и кодой.
В основе – 2 контрастные темы.
Вступление:
1 тема – тема Испанцев.
2 тема – тема Нидерландцев.
ГП – основана на 2 теме вступления.
ПП – основана на 1 и 2 темах вступления.