Классификация:
· По принадлежности: государственные (основаны государством, национализированы), частные /компьютерные (основаны одним владельцем/ семьей), корпоративные (акционерные общества)
· По характеру выполнения полетов авиакомпании подразделяются на: внутренние международные смешанные.
· По дальности и направлению полетов авиакомпании: магистральные (>3000 km), региональные(<3000 km), местные(<1000 km), и компьютерные (100-500 km)
· По типу основных перевозок авиакомпании подразделяются на пассажирские (грузы, почту в специальных отсеках), грузовые (только грузы) и смешанные.
· По виду операций авиакомпании классифицируются на регулярные и чартерные (нерегулярные авиафрахтовые* перевозки).
· По величине парка самолетов и объему перевозок, а также по другим технико-экономическим показателям авиакомпании могут быть классифицированы на крупные (самолетов 50 тяжелых магистральных,>10 тыс. персонала, >10 млн. пасс), средние (30/<10/ 5), и мелкие (10/1/1).
Организационно-правовые формы
По форме собственности: государственная, частная, корпоративная, смешанная (совместное предприятие с участием иностранного капитала)
По национальной принадлежности: национальными и многонациональными.
По своим организационно-правовым формам авиапредприятия:
Унитарное предприятие имеет наиболее простую организационную форму и задействована в одной основной сфере деятельности воздушных перевозок.
Группа компаний (Airline groupe) – конгломерат, в который входит несколько компаний, находящихся в зависимости от головной или материнской компании.
Диверсифицированный холдинг объединяет в своем составе авиакомпанию и несколько компаний различных сфер бизнеса, например, туристического, гостиничного, ресторанного и т.д.
|
Основные производственные показатели работы авиакомпаний
Цель оценки | Показатель | Метод определения | |
1. Объем транспортной продукции | |||
Динамика развития транспортных услуг | Пассажирооборот (пкм) | Произведение количества пассажиров и дальности перевозок | |
Грузооборот (ткм) | Произведение количества груза (багажа, почты) и дальности перевозок | ||
Приведенный грузооборот (ткмприв) | Сумма грузооборота и пассажиро- оборота (с учетом коэф приведения) | ||
Объем отправок (т); (пасс) | Количество отправленного груза (пассажиров) | ||
Объем перевозок (т); (пасс) | Количество перевезенного груза (пассажиров) | ||
Густота перевозок (т); (пасс) | Количество проследовавшего груза (пассажиров) между двумя пунктам | ||
Целевое назначение и основные задачи деятельности аэропортов
Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправим воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников
Целевое назначение
Деятельность аэропортов осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов-потребителей авиауслуг, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки либо способствующих их осуществлению. Аэропорты должны способствовать удовлетворению потребностей населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг (эксплуатантам воздушного транспорта, пассажирам и клиентуре, арендаторам, концессионерам и др.), эффективно эксплуатировать и расширять производственные мощности в соответствии с потребностями авиатранспортного рынка, при обеспечении безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов пользователей, соблюдении действующих отечественных и международных условий, норм, правил функционирования аэропорта.
|
Основными задачами аэропортов являются:
• выполнение работ и услуг по обслуживанию в аэропорту воздушных судов авиапредприятий (авиакомпаний) и других владельцев (обслуживание пассажиров, багажа, обработка грузов, почты, заправка ГСМ и спецжидкостями, регулирование воздушного движения в зоне аэродрома, обеспечение борт питанием, снабжение теплом и электроэнергией и др.);
• обеспечение выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующими законодательными и нормативными актами в области безопасности полетов, обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, почты и грузов;
• обеспечение авиационной безопасности (создание и функционирование службы авиационной безопасности, охраны аэропорта, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов);
• расширение сферы сервисных услуг пассажирам и клиентуре;
•строительство и эксплуатационное содержание необходимых сооружений для обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также для обеспечения деятельности служб аэропорта;
|
•контроль над строительством на территории аэропорта с соблюдением требований безопасности полетов, запрещение строительства объектов, являющихся высотными препятствиями, контроль за соблюдением требований об установке маркировочных знаков и радиотехнических устройств, ограждений в районе аэродрома;
• участие в расследовании в установленном порядке аварий и поломок воздушных судов в аэропорту, летных происшествий с воздушными судами в районе аэропорта;
• организация и проведение аварийно-спасательных работ;
• проведение мероприятий по усилению внутриобъектового режима в аэропорту во взаимодействии с правоохранительными органами;
• организация подготовки и переподготовки кадров;
•ведение внешнеэкономической деятельности, заключение коммерческих, технических и других договоров (соглашений), контрактов с иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством;
• осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории аэропорта и сопредельной территории;
•рациональное использование располагаемых собственных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, привлекаемых заемных средств и средств инвесторов для обеспечения экономической эффективности текущей деятельности и перспективного производственного развития аэропорта.