Как и любой другой инструмент, паяльник предъявляет к пользователю ряд требований:
1. Следите за тем, чтобы нагретая часть паяльника не прикасалась в ходе пайки к электрическому проводу. Жало обладает очень высокой температурой, поэтому изоляция будет повреждена в считанные мгновения.
2. Перед началом работы проверьте целостность проводки и штепсельной вилки.
3. При работе с горячим паяльником необходимо использовать подставку. Ее обычно изготавливают из деревянного бруска и металлических держателей.
4. Как канифоль, так и сам припой при плавлении выделяют большое количество вредных веществ.
5. Держать паяльник только за ручку.
4.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
4.1.Монтаж пускорегулирующих и защитных аппаратов.
В зависимости от назначения электрические аппараты можно условно разделить на 4 группы:
1) коммутационная – предназначена для включения и выключения электрических цепей (рубильники, переключатели, автоматы);
2) аппараты защиты –осуществляют защиту электрических цепей от токов короткого замыкания, перегрузок, недопустимого снижения, повышения или исчезновения напряжения;
3) токоограничивающие и пускорегулирующие аппараты – предназначены для пуска, регулирования частоты вращения электродвигателей, изменения силы тока в цепях, ограничения тока при к.з.;
4) аппараты комплексного действия – выполняют сразу несколько выше перечисленных функций.
Основным коммутационным аппаратом, осуществляющим подключение электродвигателя к питающей сети, является контактор. Электромагнитный контактор представляет собой выключатель, приводимый в действие с помощью электромагнита.
|
Различают контакторы постоянного и переменного тока. Для автоматического пуска, остановки и реверса электродвигателей применяют магнитные пускатели. Они представляют собой комплектные электрические аппараты, включающие в себя электромагнитные контакторы, кнопки управления, реле защиты и блокировки.
Контакторы и магнитные пускатели используются и для включения других мощных потребителей электроэнергии: осветительных и нагревательных установок, преобразовательного и технологического электрического оборудования.
Магнитные пускатели могут выпускаться в различных исполнениях:
- Реверсивные;
- Не реверсивные;
- Защищенного типа – устанавливаются в помещениях, где в окружающей среде не содержится большого количества пыли;
- Пыленепроницаемые – устанавливаются в местах, где они не будут подвергаться прямому воздействию на них солнца, дождя, снега (при наружном размещении располагаются под навесом);
- Открытого типа – предназначены для установки в местах, защищенных от попаданий посторонних предметов а также пыли (шкафы электрические и прочее оборудование)
Устройство магнитного пускателя довольно простое. Он состоит из сердечника, на котором помещена втягивающая катушка, якоря, пластмассового корпуса, механических индикаторов включения, а также основных и вспомогательных блок – контактов.
На рис. 4.1.1 показана конструкция магнитного пускателя.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Рис. 4.1.1.Конструкция магнитного пускателя.
|
При подаче напряжения на катушку пускателя 2, протекающий в ней ток притянет якорь 4 к сердечнику 1, следствием чего станет замыкание силовых контактов 3, а также замыкание (или размыкание в зависимости от исполнения) вспомогательных блок контактов, которые в свою очередь, сигнализируют в систему управления о включении или отключении устройства. При снятии напряжения с катушки магнитного пускателя под действием возвратной пружины контакты разомкнутся, то есть вернутся в свое начальное положение.
Для пуска электродвигателя М нажимается кнопка SB1 («Пуск»). Через катушку контактора КМ проходит ток, электромагнит контактора срабатывает, и замыкаются все его контакты, которые на схеме обозначаются теми же буквами КМ. Силовые контакты КМ подключают на трехфазное напряжение обмотку электродвигателя М. Параллельно кнопке SB1 подсоединены блокировочные контакты КМ. Так как они замкнулись, то после отпускания кнопки SB1 катушка контактора получает питание по этим контактам. Следовательно, для включения электродвигателя не надо все время держать кнопку нажатой: достаточно ее один раз нажать и отпустить. Для остановки электродвигателя служит кнопка SB2 («Стоп»), при нажатии которой разрывается цепь питания контактора КМ. Для защиты электродвигателя от перегрева служат тепловые реле FP1 и FP2, чувствительные элементы которых включаются в две фазы электродвигателя, а размыкающие контакты, обозначенные теми же буквами, включены в цепь питания катушки контактора КМ. Для защиты самой схемы управления служат плавкие предохранители FV. На схеме показан также рубильник Р, который обычно замкнут. Его размыкают лишь в том случае, когда собираются проводить ремонтные работы. Подобная схема является
|
типовой, она применяется во всех случаях, когда не требуются изменение направления вращения (реверс) электродвигателя и интенсивное (принудительное) торможение.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Рис. 4.1.2.Схема включения нереверсивного магнитного пускателя.
Для того чтобы реверсировать (изменить направление вращения) трехфазный асинхронный двигатель, необходимо изменить порядок чередования фаз на обмотке статора. Например, если для прямого вращения фазы подключались в последовательности ABC, то для обратного вращения необходима последовательность АСВ. Поэтому в состав реверсивного магнитного пускателя входят два контактора: KB для вращения вперед и КН для вращения назад. Кроме того, реверсивный магнитный пускатель имеет три кнопки управления и тепловые реле. В ряде случаев в комплект магнитного пускателя входят пакетный переключатель и плавкие предохранители.
Рис. 4.1.2.Схема включения реверсивного магнитного пускателя.
Монтаж пускорегулирующей аппаратуры включает: ревизию, разметку мест установки, закрепление на опорной поверхности, регулировку и заземление.
4.2.Монтаж электродвигателей.
Электродвигатель представляет собой машину, преобразующую электроэнергию в механическую энергию и предназначенную для приведения в действия станков, кранов, насосов, вентиляторов, электрифицированного транспорта. Монтаж электродвигателей включает следующие операции:
1) приемка машин со склада и ревизия;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
3) установка на заранее подготовленные основания (фундаменты, плиты, кронштейны);
4) заземление и испытание.
Прежде чем смонтировать электрическую машину или аппарат, следует убедиться в том, что исполнение соответствует условиям среды, где их устанавливают. Вращающиеся части машин и места сопряжения их с механизмами (муфты, шкивы, ременная передача и т. п.) защищают от случайных прикосновений ограждениями; корпуса электрических машин и пускорегулирующих аппаратов заземляют. Аппараты управления располагают ближе к электрическим машинам, в местах, удобных для обслуживания, там, где это доступно с точки зрения условий окружающей среды и технологии производства.
Электрические машины и аппараты в зависимости от их массы и габаритов поступают на монтаж от заводов-изготовителей в собранном или разобранном виде в соответствующей упаковке. Части машин, подверженные коррозии, покрывают слоем технического вазелина или какой-либо другой смазки; шейки валов покрывают антикоррозионной смазкой, обертывают влагонепроницаемым материалом и защищают от механических повреждений.
Рис. 4.2.1. Строповка электрических машин и их отдельных частей при перемещениях:
а. б, в — собранных электрических машин; г — торцового щита; д, е — ротора
Монтаж машин малых, средних и больших мощностей отличается друг от друга.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Электродвигатели устанавливают на металлических конструкциях (рис. 4.2.2,а), непосредственно на полу (рис. 4.2.2,6) или на фундаменте и крепят с помощью болтов. При сопряжении электродвигателя с рабочим механизмом через ременную передачу его устанавливают на салазках, которые дают возможность изменять расстояние между валами электродвигателя и рабочей машины и тем самым регулировать натяжение приводного ремня (рис. 4.2.2,в). Электродвигатели поднимают на площадку, где их устанавливают с помощью кранов, блоков или талей.
Рис. 4.2.2. Установка электродвигателей небольшой мощности (/) и обозначения установочных размеров (//):
Л, Л — диаметр и длина рабочего конца вала; Ь\ — ширина шпонки; /ю, Ью — расстояние между отверстиями в лапах в поперечной и продольной осях; Ь\\, /и — наибольшее расстояние лап в поперечной и продольной осях; Л — высота оси вращения машины; </ю — диаметр отверстий в лапах; 1ц — расстояние между отверстием в лапах и началом рабочего конца вала; Ь, В — диаметр и ширина шкива; Си Сг, С% — расстояния от центральной линии до отверстий в салазках; й2 — высота салазок; </2 — диаметр отверстий в салазках
Электродвигатели соединяют с рабочими механизмами с помощью соединительных муфт различных конструкций, а также через зубчатую, ременную (клиноременную) или фрикционную передачу. При всех способах сопряжения положение электродвигателя проверяют по уровню и отвесу и регулируют с помощью металлических прокладок. При ременной передаче необходимым условием правильного сопряжения электродвигателя с механизмом является соблюдение параллельности валов, а также расположение средних линий их шкивов на одной прямой линии. Центровку соединяемых муфтой валов электродвигателя и приводимого им во вращение рабочего механизма производят с помощью двух скоб, закрепленных на валах электродвигателя и рабочего механизма Поворачивая одновременно валы электродвигателя и механизма на 90, 180, 270, 360 °, добиваются, чтобы расстояния а и в между центровочными скобами были постоянны.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Рнс. 4.2.3. Центровка валов:
а — центровочные скобы для центровки по втулкам полумуфт; б — для центровки по ободам полумуфт; 1,4 — скобы; 2,3 — болты для измерения зазоров; 5 — крепежные болты; 6 — хомут; 7 — риски
Электрические машины большой мощности.
Монтаж разобранных машин производят в такой последовательности:
1) распаковка и размещение узлов на монтажной площадке;
2) очистка, ревизия и продувка их сжатым воздухом;
3) подготовка фундамента;
4) установка фундаментной плиты;
5)монтаж стояков подшипников;
6) установка статора на плиту;
7) монтаж ротора, центровка и сопряжение валов;
8) пригонка вкладышей и уплотнение подшипников скольжения;
9) выверка воздушных зазоров и осевого разбега ротора;
10) регулировка коллектора или контактных колец;
11) монтаж щеточного механизма, а также систем принудительной смазки и принудительной вентиляции;
12) монтаж внутренних соединений машины и ее внешних цепей;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
14) пробный пуск и регулировка систем машины;
15) балансировка ротора машины (при необходимости);
16) приемосдаточные испытания машины; фиксация частей машины после обкатки на фундаментной плите с помощью установочных штифтов;
17) оформление технической документации и сдачи машины в эксплуатацию.
Рис. 4.2.4. Ввод ротора в статор:
а — строповка и подъем статора и ротора; б — установка вала в подшипники
и опорных лап на плиту; / — подшипниковый стояк; 2 — пакет электрокартона;
3 — станина статора; 4 — средний строп
Сушка электрических машин
Электрические машины сушат при неудовлетворительных изоляционных характеристиках, указывающих на увлажненность изоляции. Сушку проводят до установки электрических машин в том случае, если они долгое время хранились в помещении и измерения показывают на увлажненность изоляции. Обмотки электрических машин перед сушкой очищают от загрязнений и осевшей пыли, продувая сухим и чистым воздухом. В случае длительного непосредственного попадания воды на обмотки измерения и испытания, связанные с подачей напряжения, следует выполнять после контрольного прогрева и подсушки путем внешнего нагрева. Сушку путем пропускания тока по обмоткам электрических машин можно выполнять, если сопротивление изоляции обмоток статора машин переменного тока и обмотки якоря машин постоянного тока не менее 50 кОм, а сопротивление изоляции обмоток ротора машин переменного тока и обмоток возбуждения машин постоянного тока не менее 20 кОм.
Сушку машин в зависимости от местных условий выполняют внешним нагревом, инфракрасными лучами, индукционными потерями в сердечнике, потерями в проводниках обмоток, током к. з. и т. п.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Рис. 4.2.5. Способы сушки машин:
а — непосредственным нагревом теплым зоздухом; б — методом индукционных потерь; в — методом потерь в обмотках; г — методом короткого замыкания обмоток
Во время сушки в наиболее нагреваемых частях обмоток электрических машин, на поверхности стального ротора и статора систематически измеряют температуру ртутными термометрами, температурными детекторами (термометры сопротивления или термопары, закладываемые заводом-изготовителем машины в труднодоступные точки машины) или рассчитывают температуру обмоток по замерам сопротивления обмоток.
4.3.Монтаж силовых трансформаторов.
Силовые трансформаторы служат для преобразования напряжения сети из большего в меньшее и наоборот. Устанавливаются силовые трансформаторы на понизительных и повысительных подсанциях. Они дают возможность передать электроэнергию на большие расстояния при высоком напряжении и малых ее потерях и экономии проводниковых материалов. Отечественная промышленность выпускает силовые трансформаторы
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Монтаж силовых трансформаторов предусматривает: погрузку, транспортировку и выгрузку; ревизию и сушку; сборку и установку; пробное включение под напряжение. В комплексе операций по монтажу трансформаторов значительное место по трудоемкости занимают такелажные работы. Доставку трансформаторов к месту монтажа осуществляют преимущественно автомобильным транспортом соответствующей грузоподъемности, тракторами на специальных транспортных приспособлениях или тягачами на автотрайлерах.
Монтаж и сборка трансформаторов.
Монтаж и сборка мощных силовых трансформаторов для закрытых и открытых установок состоят из нескольких основных операций и начинаются с установки радиаторов, маслонаполненных вводов, переключающего устройства, расширителя, газового реле, реле уровня масла, предохранительной (выхлопной) трубы, воздухоосушителя, термометров, термометрического сигнализатора и термосифонного фильтра (рис. 4.3.1).
Рис. 4.3.1. Трехфазный силовой трансформатор мощностью 1000 кВ • А с маслянымохлаждением:
1 — бак; 2,5 — нижняя и верхняя крановые балки магнитопровода; 3 — обмотка ВН; 4 — регулировочные отводы к переключателю; 6 —магнитопровод; 7 — деревянные планки; 8 — отвод от обмотки ВН; 9 — переключатель; 10 — подъемная шпилька; // — крышка бака; 12 — подъемнее кольцо (рым); 13, 14 — вводы ВН и НН; /5 — предохранительная труба; 16 — расширитель; 17 — маслоуказатель; 18 — газовое реле; 19 — циркуляционные трубы; 20 — маслоспуекпой кран; 21 — катки
Сборка радиаторов.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Монтаж переключающего устройства.
Рис. 4.3.2. Общий вид и детали однофазного переключателя барабанного типа:
/— стопорные болты; 2 — колпак привода; 3 — указатель положения; 4 — упор; 5 — отверстие для стопорного болта; 6 — вал привода; 7—выступы на крышке сальника; 8 — фланец; 9 — втулка привода; 10, 16 —штифты; 13 — штанга; 15 — валик нижней муфты; 17 — втулка переключателя; 18 — изоляционная втулка вала переключателя; 19 — гетинаксовый диск; 20 — коленчатый вал; 21 — контактный стержень; 22 — контактные кольца; 23 — кабель; 24 — вертикальная деревянная планка; 25 — шпилька из изоляционного материала; /— V — указатели положения переключателя; // — валик; 12 и 14 — верхняя и нижняя муфты
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Монтажрасширителяи газового реле. Перед монтажом предварительно проверенного и испытанного на герметичность расширителя (рис. 4.3.3) его промывают сухим и чистым трансформаторным маслом. На крышке трансформатора устанавливают два кронштейна, на которых временно закрепляют расширитель; окончательно расширитель устанавливают после присоединения к нему патрубка с газовым реле и очистки его внутренней поверхности от ржавчины до металлического блеска и покрытия лаком.
Рис. 5-22. Общий вид (расширителя:
1—бак; 2,3 — маслоуказагель; 4 — угольник; 5 — запирающий болт; 6 — крышка транс(рор»гатора;7 — газовое реле; в — плоский край; в — трубопровод; 40 — опорная пластина
Ошиновка трансформаторов.
Ошиновку трансформаторов выполняют так, чтобы не создавались механические напряжения в фарфоре и других деталях вводов. В настоящее время для ошиновки трансформаторов малой мощности применяют алюминиевые шины, кабели и провода. Подсоединение их к медным
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ВРУ открытого типа монтируют трансформаторы специальной конструкции с изоляторами, рассчитанными для работы на открытом воздухе. Порядок монтажа этих трансформаторов такой же, как и трансформаторов для закрытых ПС. Для монтажа ошиновки трансформаторов открытых ПС применяют многожильные гибкие провода, что объясняется их небольшой стоимостью и удобствами монтажа и эксплуатации. Для монтажа и ремонта трансформаторов массой выемной или съемной части Юти более на ПС предусматривают установку грузоподъемных устройств (порталов) — стационарных или инвентарных.
Контроль состояния изоляции трансформаторов.
Условия включения трансформаторов без сушки и необходимость сушки активной части регламентированы в заводских и в указанной выше инструкциях, которыми и следует строго руководствоваться. Трансформаторы с увлажненными обмотками включать под, рабочее напряжение нельзя. Обмотки трансформатора считают неувлаж-ненными и сушку их необязательной в результате всестороннего рассмотрения результатов ряда испытаний, а также условий транспортирования трансформатора и его хранения до и во время монтажа. Применяют несколько методов испытания и определения степени увлажнения обмоток трансформатора, описанных ниже.
По коэффициенту абсорбции, т. е. соотношению сопротивлений изоляции обмоток в зависимости от времени приложения напряжения, мегаомметром измеряют сопротивления изоляции обмоток через 15 и 60 с после приложения напряжения и определяют коэффициент абсорбции, равный отношению К60" /К15"
Сопротивление изоляции обмоток трансформаторов определяют мегаомметром на напряжение 2500 В с верхним пределом измерения не ниже 10 000 МОм. При измерении все вводы обмоток одного напряжения соединяются. Перед началом каждого измерения испытуемую обмотку заземляют на срок не менее 2 мин.
4.4.Монтаж КРУ и КТП.
Комплектные распределительные устройства разделяют по способу установки в них аппаратов и приборов на два типа:
1) КСО (камера комплектная, стационарная, одностороннего обслуживания), в которых аппараты высокого напряжения, приводы к ним и приборы установлены стационарно, без выдвижных элементов;
2) КРУ, в которых соответствующее электрооборудование смонтировано на выкатной тележке, с выдвижными элементами. Кроме того, по условиям обслуживания КРУ бывают одностороннего обслуживания (прислонного типа) с фасадной стороны и двустороннего обслуживания, свободно стоящие с проходами с обеих сторон.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Рис. 4.4.1 Шкаф КРУ-2 с выключателем ВМП-10 и пружинным приводом:
1— релейный шкаф; 2 — сборные шины; 3 — верхние ножи разъединителя; 4 — трансформаторы тока; 5 — концевые кабельные заделки; 6 — нижние ножи разъединителя; 7 — заземлнтель;
8— болты для заземления; 9 — выключатель; 10 — привод; 11 — выкатная тележка
Камера стационарная отдельно стоящая (КСО) делится на три отсека листовой сталью или асбоцементными плитами, в которыхсоответственно размещены: сборные шины и шинный разъединитель — в верхнем, масляный выключатель и трансформаторы тока — в среднем, линейный разъединитель и кабельные заделки—в нижнем отсеках. Каркас камеры унифицированный, сварной из гнутой листовой и реже из угловой стали. На фасаде камеры закреплены две двери — верхняя и нижняя, на которые монтируют приводы выключателей и разъединителей.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Рис. 4.4.2. Комплектная камера распределительного устройства КСО-272
Комплектные трансформаторные подстанции
Комплектная подстанция внутренней (КТП) и наружной (КТПН) установок состоит из блока ввода высокого напряжения 6—10 кВ, силового трансформатора (одного или двух) и комплектного РУ низкого напряжения 0,4 кВ с предусмотренной проектом защитно-коммутационной аппаратурой, приборами измерения, сигнализации и учета электроэнергии.
Рис. 4.4.2. Смонтированная трансформаторная подстанция мощностью 630—1000 кВ • А в объемном исполнении
Монтаж КРУ и КТП.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
1) доставка блоков оборудованияна место распаковки;
2) установка на закладные основания;
3) выверка их положения по вертикали и по однолинеиности положения всех блоков, образующих ряд;
4) стягивание их болтами между собой; приварка к основанию;
5) электрическое соединение блоков одного с другим;
6) прокладка и соединение сборных шин;
7) подсоединение кабелей; ревизия и окончательная регулировка аппаратов. При современном индустриальном монтаже ПС и РУ основными операциями является доставка собранных блоков к месту монтажа, перевозка внутри помещения, подъем и установка.
Испытания оборудования РУ.
Электрооборудование РУ после монтажа проходит необходимые испытания и наладку, после чего его сдают по акту в эксплуатацию. При сдаче комиссии предъявляют перечень отклонений от проекта, рабочие чертежи с нанесением на них изменений, акты скрытых работ, протоколы сушки, ревизии, формовки батарей, принципиальные схемы, а также протоколы испытаний и наладки электрооборудования с указанием исправлений, произведенных в процессе наладки. Смонтированное электрооборудование РУ предъявляют к сдаче после устранения дефектов и недоделок, обнаруженных в процессе предварительных осмотров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Правила Устройства Электроустановок». Издательство НУ ЗНА С, М, 1999
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
3. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования», -М; Мастерство, 2002
4. Москаленко В.В. «Справочник электромонтера», -М; Проф Обр. Издат. 2002
5. Чекалин Н.А., Полухина Г.Н. «Охрана труда в электрохозяйствах промышленных предприятий", -М; Энергоатоминздат 1990
6. Зюзин А.Ф., Поконов Н.3., Антонов М.В. «Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок» (3-е издание, 1986)
7. Интернет-ресурсы