Виды учебных занятий и формы аттестации




ТЕМА 3ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1 Содержание образовательного процессаи требования к его организации в учреждениях высшего образования.

3.2 Виды учебныхзанятий и формы аттестации (контроля знаний) студентов.

3.3 Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Учебные планы и учебные программы. Содержание учебного плана по специальности «Экономика и управление на предприятии».

 

Содержание образовательного процесса и требования к его организации в учреждениях высшего образования

Образовательный процесс – это обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ (кодекс).

Образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования (кодекс).

В соответствии с Кодексом об образовании учреждения высшего образования Республики Беларусь реализуют следующие образовательные программы высшего образования:

- образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием;

- образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования;

- образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра;

- образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра.

Образовательные программы высшего образования реализуются в очной и заочной формах получения образования.

 

Организация образовательного процесса при реализации образовательных программ осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании, положением об учреждении образования и учебно-программной документацией соответствующих образовательных программна основе:

- принципов государственной политики в сфере образования;

- образовательных стандартов;

- достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;

- педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

- культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

- современных образовательных и информационных технологий.

Для организации образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ учреждения образования создают структурные подразделения, предусмотренные положением о соответствующем учреждении образования (учебно-методические управления, учебно-методические отделы и др.).

Содержательно организация образовательного процесса включает в себя:

- теоретическое и практическое обучение;

- воспитательную работу;

- самостоятельную работу обучающихся;

- аттестацию обучающихся.

Кодексом (ст.91) установлены следующие основные требования к организации образовательного процесса в учреждениях образования:

- обеспечение качества образования;

- компетентностный подход;

- охрана здоровья обучающихся;

- соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;

- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;

- педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений.

Данные требования конкретизируются по видам основного образования. Так, в ст.212 Кодекса установленыследующие общие требованияк организации образовательного процесса при реализации образовательных программ высшего образования:

- в учреждениях высшего образования образовательный процесс организуется по учебным годам. Учебный год при реализации образовательных программ высшего образования делится на семестры, которые завершаются экзаменационными сессиями.

- при получении образования в очной формедля обучающихся в учреждениях высшего образования дважды устанавливаются каникулы - плановые перерывы для отдыха: на протяжении учебного года между семестрами продолжительностью не менее 2 календарных недель и летние каникулы после завершения учебного года продолжительностью не менее 4 календарных недель.

- в УВО разрабатывается график образовательного процесса, отражающий распределение учебной нагрузки (часов, зачетных единиц) по семестрам и видам деятельности.

- основной формой осуществления образовательного процесса является учебное занятия.

Кроме учебных занятий образовательный процесс предполагает проведение учебной и производственной практик. Порядок организации практики определяется Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

В соответствии с учебными планами по специальности «Экономика и управление на предприятии» предусмотрены следующие виды учебной и производственной практики:

- учебная (ознакомительная) практика продолжительностью 2 недели;

- производственная (технологическая) практика продолжительностью 2 недели;

- производственная (организационно-экономическая) практика продолжительностью 4 недели;

- производственная (преддипломная) практика продолжительностью 8 недель;

Задачами учебной практики являются формирование у студентов практических умений и навыков по изучаемым учебным дисциплинам, закрепление теоретических знаний, освоение первичных навыков по избранной специальности.

Производственная практика включает практику по специальности и преддипломную практику.

Задачами практики по специальности (организационно-управленческой, производственно-технологической) являются приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных учебных дисциплин по специальности.

Задачами преддипломной практики являются освоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных в учреждении высшего образования по всему курсу обучения, проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства, подготовка материалов к дипломной работе.Содержание преддипломной практики определяется темой дипломной работы, а также потребностью изучения методов решения технических, экономических, творческих, управленческих и других задач. Преддипломную практику студенты проходят на выпускном курсе в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов

- образовательный процесс в УВО осуществляется в учебных группах или индивидуально. Наполняемость учебных групп 20-30 студентов.

Семинарские и практические занятия проводятся в учебных группах, лабораторные – по подгруппам (10-15 студентов), лекционные занятия – по потокам (совокупность студентов всех групп данного курса конкретной специальности).

- последовательность проведения учебных занятий определяется расписанием занятий.

Общие требования к организации образовательного процесса, установленные Кодексом об образовании, конкретизируются набором требований образовательного стандарта соответствующей специальности. Так, в соответствии с ОСВО 1-25 01 07в составе требований к организации образовательного процесса выделены:

- требования к кадровому обеспечению образовательного процесса;

- требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса;

- требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса;

- требования к организации самостоятельной работы студентов;

- требования к организации идеологической и воспитательной работы;

- общие требования к формам и средствам диагностики компетенций;

- требования к итоговой аттестации студентов.

В соответствии с образовательным стандартом к педагогическим кадрам учреждения высшего образования предъявляются следующие требования:

наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемых учебных дисциплин и, как правило, соответствующей научной квалификации (ученой степени и (или) ученого звания);

осуществление научной и (или) научно-методической деятельности;

повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет;

владение современными образовательными, в том числе информационными технологиями, необходимыми для организации образовательного процесса на должном уровне;

обладание личностными качествами и компетенциями, позволяющими эффективноорганизовывать учебную и воспитательную работу со студентами (слушателями).

Для организации образовательного процесса, самостоятельной работы и развития личности студента учреждение высшего образования должно располагатьсоответствующей материально-технической базой исредствами обучения, необходимыми для реализации образовательных программ (приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальныесредства и иные материальные объекты).

 

 

Виды учебных занятий и формы аттестации

(контроля знаний) студентов

Образовательный процесс в учреждениях высшего образования осуществляется посредствомучебных занятий, аттестации обучающихся, практической подготовки, воспитательной работы,самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.

В соответствии с Кодексом об образовании (ст. 212) основной формой осуществления образовательного процесса является учебное занятие (лекция, семинарское занятие, лабораторное занятие, практическое занятие, консультация и др.).

Различают следующие виды учебных занятий: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы, консультации и т.д.

Лекционные занятия проводятся в аудитории, как правило, с потоком студентов соответствующего курса, когда лектор последовательно раскрывает перед слушателями основное содержание тем учебного курса. Для наглядности лекционного материала используются электронные презентации в виде схем, графиков, диаграмм, рисунков, таблиц и др.

Практические занятия проводятся в аудитории или компьютерном классес учебной группой студентов и структурно повторяют тематику лекционных занятий. Для эффективного освоения учебного материала и приобретения практических навыков учебная программа дисциплины предлагает использование активного включения студентов в процесс разработки исследовательских программ и методических материалов, обсуждения конкретных ситуаций, а также работу над индивидуальными и групповыми заданиями (проектами).

Виды учебных занятий должны соответствовать учебным планам и учебным программам, а также видам аудиторной учебной работы преподавателя по изучаемой дисциплине.

Методика проведения учебных занятий зависит от многих факторов, а ее выбор определяется преподавателем.

Лекция –учебное занятие, составляющее основу теоретическогообучения и дающее систематизированные научные знания по учебной дисциплине, раскрывающее состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрирующее внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых и проблемных вопросах, стимулирующее их познавательную деятельность и способствующее формированию творческого мышления.

Цель лекции состоит в организации целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

-обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

-учить умению аргументированно излагать научный материал;

-формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

- отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

-оптимизировать все другие формы организации образовательного процесса с позиций новейших достижений науки и техники;

Функции лекции:

-информационная (изложение системы знаний);

-мотивационная(формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивацииобучающегося);

-ориентировочная (обеспечение основы для дальнейшегоусвоения учебного материала);

-воспитательная (формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления обучающихся).

Выбор форм, методов и приемов чтения лекций во многом зависит от специфики преподаваемой учебной дисциплины и состава аудитории. В то же время особенность современных методик проведения лекций состоит в использовании компьютерных средств, информационных и коммуникативных технологий, электронных презентаций и др.

Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы над программой даннойдисциплины. Лектор знакомит студентов с целью и назначением дисциплины, ее ролью, местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор содержания дисциплины, краткая история и перспективы развития науки, её вклад в практику, имена известных ученых и т.п. Теоретический материал связывается с практикой будущей работы специалиста. На этой лекции могут характеризоваться методические и организационные особенности работы в рамках дисциплины, а также приводится анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы аттестации.

Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике отечественной высшей школы.

Обзорная лекция– это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

В зависимости, от предмета изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция –пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем и др.

Практическое занятие – один из видов учебного занятия, направленного на развитие самостоятельности студентов и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практическое занятие предполагает выполнение студентами одной или нескольких практических работ под руководством преподавателя.

Практическое занятие состоит из 3-х частей:вводной, основной и заключительной.

Вводная часть предполагает сообщение темы и цели занятия.

Основная часть включает знакомство с методикойвыполнения практического задания; проведение инструктажа ивыполнение практического задания.

Заключительная часть состоит в обобщенииполученных результатов, подведении итогов практического занятия и оценке работы студентов.

В целях развития самостоятельности мышления, этапности и последовательности в своей деятельности возможно проведение практических занятий в форме «Ситуационно-ролевой игры» или «Деловой игры».

Перед проведением таких занятий должен быть подготовлен специальный материал– объект, которым обучающиеся станут оперировать, активизируя свои теоретические (общие) знания и тем самым, приобретаянавыки выработки уверенных суждений и осуществления конкретных действий.

Семинарское занятие– вид практического занятия, проводимого по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Семинарские занятия проводятся главным образом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, требующим научно-теоретического анализа литературных источников.

В соответствии с методикой проведения, семинарское занятие также, как и практическое, состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная частьвключает постановку цели, задач и изложение основного замысла занятия.

Основная часть сводится к организации дискуссии: постановка проблемы, выделение основных направлений; выступление докладчика, раскрывающего основныеположения по вопросу; выступления содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы; дискуссия по докладу и содокладам.

Заключительная часть: завершение дискуссии, обобщение и оценка результатов работы студентов.По результатам работы семинара важно обозначить материал, который хорошо усвоен, и отметить вопросы, над которыми следует дополнительно поработать.

Проведение семинарских занятий в рамках учебной группы позволяет обеспечить активное участие всех присутствующихв обсуждении проблемы. Задача преподавателя – не обойти вниманием пассивных участников семинара, вовлекая их в ход обсуждения дополнительными вопросами, помогающими раскрыть содержание обсуждаемой темы.

В процессе проведения семинара преподаватель и обучающиеся могут использовать разнообразные по своей форме и характеру пособия (от доски с мелом до современных технических средств), демонстрируя фактический, в том числе статистический материал, убедительно подтверждающий теоретические выводы и положения.

Лабораторное занятие – это одна из разновидностей практического занятия, являющаяся эффективной формой учебных занятий в УВО. Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости отучебной дисциплины, углубляют и закрепляют теоретические знания. На этих занятиях студенты осваивают конкретные методы изучения дисциплины, обучаются экспериментальным способам анализа действительности, умению работать с приборами и современным оборудованием. Именно лабораторные занятия дают наглядное представление об изучаемых явлениях и процессах; на них студенты осваивают постановку и ведение эксперимента, учатся умению наблюдать, оценивать полученные результаты, делать выводы и обобщения. Следовательно, ведущей целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опыта.

Для всех лабораторных работ, которые выполняют студенты, преподавателями кафедры составляются методические указания, содержащие описание работы, порядок ее выполнения и форму отчета. Лабораторное занятие проводится, как правило, в составе академической группы с разделением ее на подгруппы.

Коллоквиум (от латинского «colloguiurfl–"собеседование") – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться аргументировано отстаивать свое мнение и в то же время демонстрировать глубину и осознанность усвоения изученного материала. Одновременно это и разновидность массового устного опроса, позволяющего преподавателю в сравнительно небольшой временной промежуток оценить уровень знаний студентов целой академической группы по конкретному разделу дисциплины.

Кроме учебных занятий образовательный процесс предполагает проведение учебной и производственной практик. Порядок организации практики определяется Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Аттестация студентов. Процесс получения образования сопровождается текущей, промежуточной и (или) итоговой аттестацией студентов (кодекс, ст. 93).

Текущая аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ.

Промежуточная аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов и (или) учебно-программной документации соответствующих образовательных программ с учетом результатов текущей аттестации.

Итоговая аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации соответствующих образовательных программв ходе и (или) при завершении получения образования.

Аттестация студентов УВО при освоении содержания соответствующих образовательных программ осуществляется в соответствии с правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания соответствующих образовательных программ, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь. Аттестация обучающихся при освоении содержания образовательных программ послевузовского образования осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Формами текущей аттестации студентов при освоении содержания образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, являются:

- курсовая работа(курсовой проект);

- зачет;

- дифференцированный зачет;

- экзамен по учебной дисциплине.

Формами текущей аттестации студентов, слушателей при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, являются:

- зачет;

- дифференцированный зачет;

- экзамен по учебной дисциплине;

- кандидатский зачет (дифференцированный зачет) по общеобразовательной дисциплине;

- кандидатский экзамен по общеобразовательной дисциплине.

Перечень общеобразовательных дисциплин, по которым сдаются кандидатские зачеты (дифференцированные зачеты) и кандидатские экзамены, устанавливается Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь.

Результаты текущей аттестации студентов учреждений высшего образования оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками «зачтено», «не зачтено». Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов и «зачтено».

Студенты УВО при завершении освоения содержания образовательных программ высшего образования проходят итоговую аттестацию, которая осуществляется государственной экзаменационной комиссией.

К итоговой аттестации допускаются обучающие, полностью выполнившие учебные планы, учебные программы, индивидуальные планы работы магистрантов.

Итоговая аттестация студентов при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени проводится в форме государственного экзамена и защитыдипломной работы (дипломного проекта).

Результаты итоговой аттестации студентов оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов.

Итоговая аттестация обучающихся при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени проводится в форме защиты магистерской диссертации.

В рамках изучения конкретных учебных дисциплин предусматривается текущий контроль, проводимый в виде дискуссий по тематическим вопросам на лекциях, представлении результатов индивидуальной и групповой работы студентов во время практических занятий. Текущий контроль проводится в устной, письменной форме и электронном виде.

Промежуточный контроль предусматривает промежуточные аттестации в семестре в виде защиты индивидуальных и групповых заданий и прохождения тестирования.

Конкретные формы и процедуры промежуточного контроля знаний обучающихся по каждой учебной дисциплине разрабатываются соответствующей кафедрой учреждения высшегообразования и отражаются в учебных программах учреждения высшего образования по учебнымдисциплинам.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям образовательной программы создаются фонды оценочных средств,включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, комплексные квалификационныезадания, тематику курсовых работ, тематику рефератов, методические разработки поинновационным формам обучения и контроля за формированием компетенций, тематику ипринципы составления эссе, формы анкет для проведения самооценки компетенций обучающихся и др.

 

3.3 Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Учебные планы и учебные программы. Содержание учебного плана по специальности «Экономика и управление на предприятии»

 

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется с целью обеспечения необходимого качества образованияи должно быть ориентировано на разработку и внедрение вобразовательный процесс инновационных образовательных технологий, адекватныхкомпетентностному подходу (вариативных моделей самостоятельной работы, модульных ирейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций и т. п.).

Основные требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса (ОСВО):

– обеспеченность учебных дисциплин современной учебной, справочной, инойлитературой, учебными программами, учебно-методической документацией, учебно-методическими, информационно-аналитическими материалами;

– наличие доступа для каждого студента (слушателя) к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локальногодоступа, удаленного доступа) по всем учебным дисциплинам.

Система научно-методического обеспечения образованиявключает в себя (кодекс, ст. 94):

1. Учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования;

2. Программно-планирующую документацию воспитания;

3. Учебно-методическую документацию;

4. Учебные издания;

5. Информационно-аналитические материалы.

Совокупность элементов научно-методического обеспечения образования могут объединяться в учебно-методические комплексы (УМК) или электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по учебным дисциплинам, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Разработка УМК (ЭУМК) позволяет сосредоточить в одном электронном документе все структурные элементы научно-методического обеспеченияизучаемой дисциплины.

Главная цель УМК (ЭУМК) –реализация требований образовательных программ и образовательных стандартов высшего образования в рамках учебной дисциплины и оказаниеметодической помощи студентам в усвоении учебного материала, получении теоретических знаний и практических навыков по конкретной учебной дисциплине.

1. К учебно-программной документации образовательных программ высшего образования относятся учебные планы и учебные программы.

Образовательные программы по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление напредприятии» включают следующую учебно-программную документацию:

– типовой учебный план по специальности;

– учебный план учреждения высшего образования по специальности (направлениюспециальности, специализации);

– типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

– учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам;

– программы практик.

Учебный план – учебно-программный документ, который, как правило, устанавливает перечень, объем, последовательность изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем, график освоения содержания образовательной программы, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, аттестации обучающихся, а также прохождения практики.

Различают следующие виды учебных планов:

- типовые учебные планы по специальностям (направлениям специальностей);

- учебные планы учреждений высшего образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям);

- экспериментальные учебные планы по специальностям (направлениям специальностей, специализациям);

- индивидуальные учебные планы.

Типовой учебный план является техническим нормативным правовым актом, разрабатывается по специальности (направлению специальности) организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение высшего образования и учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования, утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования. Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой образовательного стандартапо специальности (направлению специальности).

Типовые планы устанавливает перечень, последовательность и объем учебных дисциплин и видов деятельности студентов в часах и зачетных единицах с выделением объема аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

Структура типового учебного плана должна соответствовать требованиям образовательного стандарта по специальности. Например, согласно ОСВО 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» типовой учебный план включает следующие виды деятельности студента:

- теоретическое обучение;

- экзаменационные сессии;

- практику;

- дипломное проектирование;

- итоговую аттестацию.

Общий объем теоретического обучения составляет 198 зачетных единиц или 7938 часов, том числе 3542 часа (45%) аудиторных занятий и 4396 часов (55%) самостоятельной работы.

Учебные дисциплины сгруппированы по циклам, в числе которых выделяют:

- цикл социально-гуманитарных дисциплин (6%);

- цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин (27%);

- цикл специальных дисциплин (40%);

- цикл дисциплин специализации (8%).

Кроме того выделены факультативные дисциплины (1%), выполнение курсовых работ (2%), экзаменационные сессии (16%).

Внутри циклов учебные дисциплины разделены на два компонента: государственный компонент, включающий дисциплины, обязательные для изучения и компонент учреждения образования, представленный общим объемом часов, распределение которых по дисциплинам осуществляется в учебном плане УВО. Соотношение объема дисциплин государственного компонента и компонента УВО составляет 57 к 43%.

Так, в структуре типового плана по специальности 1-25 01 07 содержится 19 учебных дисциплин государственного компонента (ОСВО).

Объем учебной работы приводится в часах и зачетных единицах. Одна зачетная единица соответствует 36-40 академическим часам.

В соответствии с требованиями ОСВО по специальности максимальный объем учебной нагрузки студента (слушателя) не долженпревышать 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторнойработы.

Объем обязательных аудиторных занятий, определяемый учреждением высшегообразования с учетом специальности, специфики организации образовательного процесса, оснащенияучебно-лабораторной базы, информационного, научно-методического обеспечения, устанавливается впределах 24-32 часа в неделю.

При заочной форме получения высшего образования студенту (слушателю) должна бытьобеспечена возможность учебных занятий с лицами из числа профессорско-преподавательскогосостава в объеме не менее 200 часов в год.

В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включаетсявремя, предусмотренное на подготовку к экзамену (экзаменам) по учебной дисциплине.

Учебный план УВО по специальности (направлению специальности, специализации) разрабатывается на основе типового учебного плана и устанавливает перечень, последовательность и объем учебных дисциплин государственного компонента, обязательных для изучения, количество учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования и специализацию, последовательность и сроки изучения учебных дисциплин, сроки прохождения практики, обязательную и максимальную учебную нагрузку в неделю на одного студента, курсанта, слушателя, виды учебных занятий, формы и сроки проведения аттестации.

Учебные планы УВО разрабатываются учреждениями высшего образования для получения высшего образования в каждой форме получения образования и утверждаются их руководителями.

В отличие от учебных планов, которые разрабатываются по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), учебные программы разрабатываются по учебным дисциплинам.

Учебная программа – учебно-программный документ, который, как правило, определяет цели и задачи изучения учебного предмета, учебной дисциплины, образовательной области, темы, практики, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

В системе высшего образования используются следующие учебные программы:

- типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

- учебные программы учреждений высшего образования по учебным дисциплинам;

- экспериментальные учебные программы по учебным дисциплинам;

- программы-минимумы кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам;

- программы-минимумы кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) по общеобразовательным дисциплинам.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения учебной дисциплины, ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности студентов, курсантов, слушателей, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения. Типовая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: