маркетинг персонал информационный коммуникация
Р.Брюннер, представляя маркетинг персонала как единство информации и коммуникации, выделил две основные функции [9]:
. информационная функция маркетинга персонала;
. коммуникационная функция маркетинга персонала.
Информационная функция состоит в создании информационной базы для кадрового планирования. Основой системы маркетинговой информации по персоналу являются источники этой информации, а именно:
. учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;
. учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда;
. аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться по заявкам организаций);
. информационные сообщения служб занятости (бирж труда);
. специализированные журналы и специальные издания, посвященные вопросам трудоустройства, а также общим проблемам управления персоналом;
. рекламные материалы других организаций в особенности организаций-конкурентов;
. беседы специалистов по персоналу-маркетингу с потенциальными сотрудниками организации, с внешними партнерами, с работниками своей организации и т.п.
. Реализация информационной функции маркетинга персонала предполагает обеспечение организации точной информацией, получаемой в результате проведения следующих видов исследований (см. табл. 1):
Таблица 1. Виды исследований и их содержание
Виды исследований | Содержание исследований |
Исследование профессий | Изучение содержательных и формальных объектов исследования профессий, профессиональных структур и тенденций их развития |
Исследование окружающей среды | Изучение организационно-экономических и социокультурных особенностей внешней среды, влияющей на работу с персоналом в организации |
Исследование рынков труда | Исследование внешнего и внутреннего рынков труда |
Исследование имиджа организации | Изучение и формирование облика организации на внешнем и внутреннем рынках труда |
Коммуникационная функция маркетинга персонала нацелена на установление и реализацию путей удовлетворения потребности предприятия в персонале, а также, формирование позитивного имиджа организации.
|
Коммуникационное пространство включает:
1. работников организации, которые представляют организацию и служат носителями ее имиджа;
2. внешний рынок труда как источник потенциальных кандидатов на наем;
. общественность как генеральный фактор влияния на формирование мнений.
Для осуществления коммуникационной функции маркетинга персонала предлагается четыре вида мероприятий: сегментирование, внутренние связи, рекламно-презентационные мероприятия, связи с общественностью. Сегментирование отдельных коммуникационных пространств является предпосылкой эффективности реализации мероприятий по работе с персоналом. Формированием целевых групп, должна заниматься служба персонала. Существуют географический, демографический, экономический, психографический, поведенческий критерии сегментирования.
Внутренние связи, относятся к заботам о внутриорганизационных отношениях. Цель мероприятий по формированию внутренних связей состоит в содействии позитивного восприятия работниками своего рабочего окружения, в уважении и возможности саморазвития работника. В таблице рассмотрены мероприятия по формированию внутренних связей организации (см. табл. 2).
|
Таблица 2. Мероприятия по поддержке коммуникаций.
Мероприятия по поддержке коммуникаций | Мероприятия по удовлетворению социальных потребностей вне производственного процесса |
Стиль руководства, характеризующийся приемлемостью работниками, дающий обратную связь о выполненной работе | Консультирование сотрудников по личным делам через компетентные организации (например, бесплатные консультации по налоговым вопросам) |
Прозрачность оценки персонала и дальнейшее использование ее в работе | Формирование групп свободного времени, например, организационный клуб по интересам |
Регулярные мероприятия и беседы с работниками, разъясняющие мероприятия по управлению организацией | Оборудование спортивного сооружения в организации |
Интенсификация совместной работы руководства с представительством сотрудников | Выпуск журнала организации |
Введение руководством приемных часов | Организация праздников организации, приравненных к особым случаям |
Рекламно-презентационные мероприятия направлены на внешний рынок труда. Их цель состоит в оказании поддержки имиджа работодателя на наиболее важных для организации рыночных сегментах. Наиболее значимыми целевыми группами являются школьники и студенты (см. табл. 3)
Таблица 3. Реклама во время учебы.
Привлекательность рекламы предприятия-работодателя во время учебы | Косвенные мероприятия |
Прием практикантов и контингента для обучения на предприятии | Дни открытых дверей |
Руководство курсовыми и дипломными работами | Посещение предприятия (экскурсии) |
Учреждение стипендий на исследования | Контакты с институтами, которые на рынке труда могут формировать мнение о предприятии (образовательные учреждения, партии, профсоюзы, службы занятости и др.) |
Руководство (консультирование) диссертационными исследованиями | Сотрудничество с институтами, например, в форме привлечения к ведению занятий |
Целью связи с общественностью является формирование у широкой общественности позитивного имиджа организации. Работа с общественностью служит созданию доверия и понимания целей и мероприятий, реализуемых организацией. Содержание информации для общественности охватывает: продукт (услуги) организации; философию и культуру организации; осуществляемые организацией, актуальные с точки зрения общественности акции (например, мероприятия по охране окружающей среды); деятельность в производственной сфере (бизнес-деятельность), ее содержание, развитие и успехи. Методами работы с общественностью служат в первую очередь следующие мероприятия: спонсорство (культурных или спортивных мероприятий, в т.ч. организация или программы защиты окружающей среды); создание фирменного символа (логотипа) для достижения визуальной идентичности; реклама о вакансиях; журналы для потребителей (клиентов) и сотрудников; интервью на актуальные темы в средствах массовой информации; презентации в школах и вузах; участие в ярмарках вакансий и др.; привлекательное оформление информации об организации (включая отчетную и текущую); привлекательная презентация в Интернете.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качественно новый уровень развития экономики не может быть достигнут без эффективного использования персонала предприятий и фирм всех форм собственности. Маркетинг персонала как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия. Развитие производства все в большей степени нуждается в планировании его кадрового обеспечения. Эффективному использованию «человеческих ресурсов» предшествуют отбор и подбор персонала предприятия. Этому вопросу уделяется обычно наибольшее внимание в работе центров управления персоналом. Ошибка в подборе кадров влечет за собой цепь непредвиденных осложнений в работе фирмы, связанных с возможным перемещением, а иногда и увольнением сотрудника. Специалисты по управлению «человеческими ресурсами» должны иметь комплексную систему знаний в области социологии, психологии и права. Только в этих условиях менеджер из простого статиста может перейти в разряд управленца в подлинном смысле этого слова.