Схема. Порядок формирования и использования прибыли




_________________________________ ________________________________

Выручка (нетто) от продажи товаров, Себестоимость проданных товаров,

продукции, работ, услуг продукции, работ, услуг

(минус НДС и акцизы) ________________________________

------------------------------------------------ ↓+ ↓ -

Валовая прибыль

------------------------ ↓-

Коммерческие и управленческие

↓ = Расходы

--------------------------------------------------------------------------------------------

Прибыль (убыток) до продаж

-------------------------------------------------------------------------------------------

↓+ Прочие доходы и расходы ↓ -

 

Операционные доходы Операционные расходы

↓+ ↓-

Внереализационные доходы ↓ = ↓ Внереализационные расходы

______________________________________________________________________

П р и б ы л ь (у бы т о к) д о н а л о г о о б л о ж е н и я

___________________________________________________________________

↓-

Налог на прибыль и иные

Аналогичные платежи

↓=

_______________________________________________________________

Ч и с т а я п р и б ы л ь (у б ы т о к)

_______________________________________________________________

Из схемы видно, что валовая прибыль получается как разность между выручкой от продажи товаров, продукции (без НДС) (ВПр) и себестоимостью проданных товаров, продукции(работ, услуг) (С). Расчет валовой прибыли можно представить формулой:

Пвал = ВПр – С

Прибыль от продаж (ППр) определяют как разность между выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг) и их полной себестоимостью, включающей коммерческие и управленческие расходы (Сп):

ППр = ВПр – Сп

Если себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) превышает их стоимость, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток.

Выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) также характеризует финансовые результаты деятельности предприятия. В ней находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота.

К операционным доходам (расходам) (ОП) относятся:

1. проценты к получению (проценты, полученные за пользование денежными средствами);

2. проценты к уплате (проценты, уплачиваемые предприятием за пользование денежными средствами);

3. доходы от участия в других организациях (доходы от участия в уставных капиталах других организаций)

4. прочие операционные доходы (расходы), например, доходы (расходы) от сдачи имущества во временное пользование, от продажи, выбытия основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты) товаров, продукции, за пользование интеллектуальной собственностью (патенты, промышленные образцы и др.)

Внереализационные доходы (расходы) (ВН) объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:

1. Суммы экономических санкций (штрафы, пени, неустойки) и возмещения убытков;

2. Доходы (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;

3. Доходы (убытки) от списания долгов и задолженности, по которой истек срок исковой давности;

4. Курсовые разницы;

5. Активы, полученные безвозмездно;

6. Суммы дооценки (уценки) активов (за исключением внеоборотных).

Конечный результат деятельности предприятия – это прибыль (убыток) до налогообложения (ПН), которая является суммой прибыли от продаж, операционных доходов (расходов) (ОП), внереализованных доходов (расходов) (ВН). Расчет прибыли до налогообложения можно представить формулой:

ПН = ППр ± ОП ± ВН

Чистая прибыль (ПЧ) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между прибылью до налогообложения (ПН) и величиной налога на прибыль и иных аналогичных платежей (H):

ПЧ = ПН – Н

Результативность и экономическая целесообразность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности, это абсолютный, объемный показатель, его можно суммировать в пространстве и времени, например, показатели валовой продукции, прибыли. Прибыль является основным показателем безубыточности работы предприятия. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности.

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени.

Частным случаем показателей эффективности являются показатели рентабельности.

В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности.

1 .Общая рентабельность (R1) – это отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости производственных фондов:

R1 = ПН: ПФ или R1=ПН: (ОФ+ОС)

где - средняя стоимость производственных фондов (основных производственных фондов (ОФ)и оборотных средств (ОС)).

Показатель характеризует размер прибыли до налогообложения на один рубль стоимости производственных фондов.

2. Рентабельность реализованной продукции (R2)– отношение прибыли от продажи (ППр) к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг) (Сп):

R2 = ППр: Сп

Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль затрат живого и прошлого труда.

3. Рентабельность продаж (R3)– отношение прибыли от продажи (ППр) к выручке от продажи товаров, продукции (работ, услуг) (ВПр):

R3 = ППр: ВПр

Величина R3 показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции. Рентабельность продаж является другой моделью расчета показателя рентабельности реализованной продукции.

4. Чистая рентабельность реализованной продукции (R4) рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от продажи товаров, продукции (работ, услуг):

R4 = ПЧ: ВПр

Показатель чистой рентабельности показывает, сколько прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, приносит каждый рубль стоимости реализованной продукции.

Показатели рентабельности необходимо анализировать в динамике.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики Учебник М., Финансы и статистика, 2005.

2.Микроэкономическая статистика: Учебник / Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3.Статистика промышленности. Учебник. /Под ред. Адамова В.Е. М.: Финансы и статистика,1987.

4.Статистика: Учебник /Под ред. Елисеевой И.И. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

 

5.Статистика: Курс лекций/Под ред. Ионина В.Г. Новосибирск.: Инфра-М, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: