Механизм государственного контроля и надзора в системе местного самоуправления




ОТЧЕТ

По учебной (ознакомительной) практике

кафедра публичного права

(наименование места прохождения практики)

 

Сроки прохождения практики:

период с «05» июня 2017 г. по «18» июня 2017 г.

 

Студент Иванов Иван Иванович ________ группы ЗЮ-42-16

(подпись, дата)

 

Руководитель практики от университета

доцент кафедры публичного права, к.и.н. Васильева Ж.С.

(Ф.И.О., подпись, дата)

 

Руководитель практики по кафедре

доцент кафедры публичного права, к.и.н. Васильева Ж.С.

(должность, Ф.И.О., подпись, дата)

 

Отчет защищен «__» ____________ 20___ г. с оценкой ____________

 

Зав. кафедрой

публичного права

___________ А.Ю.Александров

«__» ______________ 20___ г.

 

Чебоксары 2017


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра публичного права

ПЛАН

УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ

на тему: «Механизм государственного контроля и надзора в системе местного самоуправления»

Студента Иванов Иван Иванович группы ЗЮ-41-16

 

№ п/п Задание практики Дата выдачи Примечание
1. Сбор эмпирического материала и нормативно-правовая основа исследования 05.06.2017 – 07.06.2017 гг. 3 дня
2. Составление плана научного исследования 08.06.2017 г. 1 день
3. Обнародование результатов исследования путем публикации научной статьи, выступления с докладом на научной конференции, на заседании студенческого научного кружка либо заседании выпускающей кафедры 09.06.2017 – 14.06.2017 гг. 6 дней
4. Подготовка отчета о прохождении учебной (ознакомительной) практики 15.06.2017 – 18.06.2017 гг. 4 дня
5. Защита отчета о выполнении учебной (ознакомительной) практики    

 

Ф.И.О. студента, подпись Иванов И.И.

 

Ф.И.О. руководителя практики, подпись Васильева Ж.С.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра публичного права

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ

УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ

№ п/п Задание практики Содержание
1. Эмпирический материал и нормативно-правовая основа исследования 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ // Российская газета. № 237. 25.12.1993; № 7. 21.01.2009; № 27. 07.02.2014 2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4216. 3. О государственной регистрации уставов муниципальных образований: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ // Российская газета. 2005. 26 июля. 4. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5071. 5. Винник Н.В. Вопросы местного значения как гарантия организационной самостоятельности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 874 - 877. 6. Корзина И.А. Гарантии местного самоуправления (сравнительно-правовой анализ) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 2. С. 15 - 22. 7. Рохлин В.И. Совместное совещание по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления // Городское управление. 2011. № 1. С. 9-13. 8. Шерстобоев О.Н. Общественный контроль в системе государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4. С. 28 - 31.
2. План научного исследования - уточнение категорий «контроль» и «надзор» в правовом и управленческом значениях и отграничение контрольной деятельности от сопутствующих процессов; - формулирование и аргументация путей развития видов государственного контроля и надзора в сфере местного самоуправления в Российской Федерации; - исследование механизма осуществления государственного контроля и надзора в системе местного самоуправления; - изучение возможных направлений совершенствования механизмов судебного контроля в сфере местного самоуправления.
3. Способ обнародования результатов исследования Работа была представлена на заседании научного кружка «Поклонники Фемиды».
4. Отзыв руководителя практики    

 

 

Ф.И.О. студента, подпись Иванов И.И.

 

Ф.И.О. руководителя практики, подпись Васильева Ж.С.


 

Механизм государственного контроля и надзора в системе местного самоуправления

Васильев Е.А., студент группы ЗЮ-23-12К

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный

университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

 

Реформа местного самоуправления на основе Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], выдвинула целый ряд актуальных, непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования местного самоуправления и укрепления в его системе народовластия, так и совершенствования института муниципального управления и контроля. В этом отношении хотя и сделан шаг вперед, но правовая база муниципального контроля содержит много пробелов и неопределенностей.

В связи с этим по-прежнему важными остаются выработка и принятие принципиальной позиции о мерах развития и совершенствования правовой и организационной базы муниципального контроля, направленной на создание его субъектам реальных возможностей для эффективного осуществления своей деятельности в интересах населения.

Вопросы организации контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления приобретают особую значимость в настоящий период, когда идет становление новой системы местного самоуправления.

Демократия, власть, управление не могут быть эффективными без контроля. Не будет эффективным без контроля, как и без самостоятельности, и местное самоуправление. Эти принципы должны быть гармонично сбалансированы, находиться в диалектической взаимосвязи. Сами по себе законы и муниципальные правовые акты, какими бы они совершенными ни были, не способны гарантировать точное и надлежащее их исполнение. Пресечь беззаконие и злоупотребление правом можно, прежде всего на основе хорошо поставленного контроля за состоянием дел и исполнением принятых законов и решений [8, с. 28].

Ценность контроля как одного из средств искусства управления состоит не только в том, чтобы вскрыть факты беззакония и нарушения прав и законных интересов граждан, а главное в том, чтобы своевременно их предупредить, не дать им возможности проявиться.

Функция любого контроля состоит в том, чтобы установить соответствие или несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданному состоянию с целью устранения отклонений от заданных параметров по возможности на более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях – привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [5, с. 875].

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют органы государственной власти. Часть 2 ст. 132 Конституции РФ [1] определяет основы разграничения предметов ведения и компетенции между государством и органами местного самоуправления. Она гласит: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». В конституционной норме заключена обязанность государства осуществлять контроль за реализацией переданных местным органам самоуправления полномочий. Функции контроля принадлежат соответствующим государственным органам. Но действуют ограничения контроля деятельности местного самоуправления со стороны государства.

Основы таких ограничений (пределов) контроля заложены в Европейской хартии местного самоуправления (ст. 8), которые возложены в основу всего федерального законодательства Российской Федерации в этой области. Во-первых, регулирование контроля осуществляется Конституцией или законом. Во-вторых, контролировать можно только соблюдение законности в деятельности местного самоуправления. И, в-третьих, степень вмешательства должна быть соразмерна защищаемым публичным интересам.

Государственные органы также вправе контролировать расходование финансовых средств, объединенных для выполнения каких-либо совместных программ с органами местного самоуправления, а также осуществлять контроль за бюджетной практикой муниципальных образований со стороны государственных органов власти, включающие в себя контроль за принятием бюджета в законные сроки и соблюдением процедур, установленных законом, контроль за внесением в бюджет обязательных расходов и контроль за внесением в бюджет расходов по решению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления [6, с. 16].

Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за соблюдением органами, должностными лицами местного самоуправления федерального, регионального законодательства, уставов муниципальных образований, в том числе в части осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Анализ показывает, что в основе мотивации принимаемых незаконных решений в сфере местного самоуправления можно выделить две группы факторов: субъективного и объективного порядка. К первой относится недостаточная юридическая осведомленность субъектов правотворческой деятельности муниципального уровня. Ко второй группе относятся факторы, связанные с противоречиями и проблемами правовой базы Российской Федерации, что неизбежно подпитывает негативные тенденции, объективно подталкивает муниципальные образования к созданию "собственной" муниципальной системы законодательства, порой противоречащей Конституции РФ и федеральным законам. К объективным причинам допускаемых нарушений закона следует отнести и тот факт, что реальная жизнь муниципальных образований, отсутствие необходимой финансово-экономической базы заставляет руководителей и депутатов местного самоуправления изыскивать, порой любыми способами, дополнительные средства для решения задач и удовлетворения нужд населения.

Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, с помощью прокурорского надзора.

Прокурорский надзор, как одна из форм государственного контроля, в наибольшей степени способен гарантировать соблюдение конституционных принципов самостоятельности и законной деятельности местного самоуправления, защиту его от необоснованного ущемления. Вместе с тем, следовало бы расширить на качественно новой правовой основе взаимодействие органов прокуратуры с иными органами, осуществляющими контрольные функции, и тем самым повысить правовой потенциал контроля и надзора в сфере местного самоуправления [7, с. 10].

Судебный контроль носит дополнительный характер по отношению к административному контролю. Судебный контроль является более формализованным, чем другие виды контроля. Судебная форма контроля является самой объективной, но в то же время самой медленной и дорогостоящей. Поэтому его нецелесообразно использовать в качестве основного средства контроля.

Контроль является также неотъемлемой составляющей участия народа, населения, граждан, политических партий, общественных объединений в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления. Контроль как одна из важнейших функций власти и управления и одновременно как форма контроля самого народа, населения, граждан за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления непосредственно связан с организацией исполнения, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина. Он призван обеспечивать движение принятого решения до воплощения его в жизнь, эффективное функционирование государственных и муниципальных органов власти и управления.

Государственный и общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления способствуют повышению правовой культуры в системе местного самоуправления, повышению эффективности в управлении территорией, недопущению фактов беззакония и безответственности. Контроль позволяет проверять эффективность исполнения законов, нормативных правовых актов, принимаемых решений, проверять состояние дел в различных сферах деятельности, в том числе проверять кадры, их пригодность порученному делу, проверять стиль, методы и результаты работы органов и должностных лиц местного самоуправления.

Посредством контроля обеспечиваются принцип обратной связи в управлении, дисциплина, ответственность за порученное дело. Контроль помогает добиться правильного понимания подконтрольными органами и должностными лицами своих задач, их точной ориентации в стратегических и текущих делах, в выборе методов и форм достижения поставленных целей, развивает инициативу исполнителей, заставляет их активнее искать резервы, творчески подходить к делу.

Анализ поступательного исторического развития института государственного контроля и надзора в системе местного самоуправления в России подтверждает, что относительная самостоятельность деятельности органов местной власти всегда связывалась государством с необходимостью постоянного контроля и надзора в целях неукоснительного соблюдения нормативных требований и предписаний, соблюдения интересов частных лиц, общества и государства.

Государственный контроль в системе местного самоуправления представляет собой деятельность государства по обеспечению эффективного и целесообразного функционирования органов местного самоуправления посредством установления фактического состояния общественных отношений нормативным установлениям и сдерживания выявляемых отклонений. Государственный надзор в системе местного самоуправления следует рассматривать в качестве деятельности специальных государственных органов, направленной на обеспечение законности функционирования органов местного самоуправления посредством консультационного участия в процессе муниципального нормотворчества и принятии мер реагирования на выявленные нарушения.

Под механизмом государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления следует понимать структурно-взаимосвязанную совокупность правовых и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными органами публичной власти и направленных на проверку на соответствие действующему законодательству Российской Федерации решений (действий) органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также на установление, поддержание, упрочение и восстановление конституционного и муниципального порядка. В структуре данного механизма необходимо выделять следующие основные формы контроля и надзора: 1) административный контроль; 2) судебный контроль; 3) прокурорский надзор.

С учетом обобщения зарубежной практики регламентации и функционирования механизма государственного контроля и надзора в системе местного самоуправления в качестве теоретического приоритета взаимодействия контрольно-надзорных органов государственной власти и местного самоуправления в России должна быть реализована «концепция взаимосвязи», характерная для стран романо-германской правовой системы, сочетающая определенную степень самостоятельности двух уровней публичного управления с необходимой долей их взаимозависимости, основанной на наличии властных полномочий и финансовых ресурсов у обеих сторон.

Выявленные качественные характеристики нарушений законодательства Российской Федерации органами местного самоуправления свидетельствуют о необходимости усиления прокурорского надзора за соблюдением органами местного самоуправления: 1) бюджетного и налогового законодательства; 2) социального законодательства; 3) законодательства в сфере исключительной компетенции органов государственной власти; 4) законодательства об организационных основах местного самоуправления.

В связи с необходимостью установления гражданско-процессуальной процедуры приостановления действия нормативного правового акта органа местного самоуправления для целей создания эффективного механизма судебного контроля за деятельностью органов местной власти предлагается изложить пункт 7 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в следующей редакции: «Суд вправе приостановить действие оспариваемого нормативного правового акта до вступления в законную силу решения суда».

Дальнейшее совершенствование системы судебного контроля за деятельностью органов местного самоуправления должно проводиться в следующем направлении: 1) создание во всех субъектах Российской Федерации конституционных (уставных) судов; 2) подчинение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации организационно и в пределах предоставленной компетенции Конституционному Суду Российской Федерации; 3) расширение компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации за счет передачи им всех споров, касающихся проверки нормативно-правовых актов на соответствие не только конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, но и федеральному законодательству.

 


 

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ // Российская газета. № 237. 25.12.1993; № 7. 21.01.2009; № 27. 07.02.2014

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4216.

3. О государственной регистрации уставов муниципальных образований: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ // Российская газета. 2005. 26 июля.

4. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5071.

5. Винник Н.В. Вопросы местного значения как гарантия организационной самостоятельности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 874 - 877.

6. Корзина И.А. Гарантии местного самоуправления (сравнительно-правовой анализ) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 2. С. 15 - 22.

7. Рохлин В.И. Совместное совещание по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления // Городское управление. 2011. № 1. С. 9-13.

8. Шерстобоев О.Н. Общественный контроль в системе государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4. С. 28 - 31.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: