Лекции по легкой атлетике с методикой преподавания




Раздел 1 Возникновение и развитие гимнастики

Тема. Краткое понятие о развитии гимнастики

цель урока:
1. Закрепление теоретических знаний по предмету. Формированию правильного представления о легкой атлетике, как виде спорта.
2. обогащение учащихся специальными знаниями в области легкой атлетики, привлечение к занятиям спортом и здорового образа жизни.
3. воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины

Ход урока:
Приветствие, сообщение задач урока.
Лекция.
Просмотр слайда.
Просмотр видео.
Тестирование.
Ответы на вопросы.
Подведение итогов.

Преподаватель: Шынтемиров.А.Б.

Важнейшее средство физической культуры — гимнастика — имеет свою многовековую историю. На протяжении всей истории развития гимнастики как средства физической культуры изменялись ее задачи, содержание, методика преподавания и техника выполнения упражнений. Эти изменения были связаны с последовательной сменой общественно-экономического строя и развитием общей культуры человеческого общества. Развитие науки и техники, совершенствование человеческих знаний в области медицины, физиологии и педагогики оказали большое влияние на развитие и совершенствование теории и методики гимнастики. Этому же способствовало совершенствование способов ведения войны и военной техники, так как гимнастика на протяжении всей своей Историко-археологические материалы древности не дают возможности проследить и четко осветить физическое воспитание в доклассовом первобытном обществе. Существуют предположения, что все двигательные акты людей первобытного общества носили естественно-прикладной характер, так как использовались с единственной целью — удовлетворение первоочередных потребностей (пища, жилье, одежда). В этот период физическое воспитание людей и подготовка их к жизни осуществлялись инстинктивно путем простого подражания действиям воинов, охотников, земледельцев и скотоводов. Однако примитивное физическое воспитание в условиях первобытного общества имело существенное значение в формировании умственных и физических качеств человека. Характерной особенностью физического воспитания этого периода является его тесная связь с трудом и бытом, бесклассовый характер и доступность для всех членов общества.
Физическая культура и гимнастика как одно из основных средств физического воспитания выделились в самостоятельную отрасль культурной жизни людей в классовом, рабовладельческом обществе. Классическим периодом развития физической культуры был античный период расцвета и угасания Древней Греции и Рима. Он характеризовался созданием первой определенной, конкретной системы физического воспитания, которая в целом и получила название «гимнастика».
Одним из главных моментов в жизненном идеале гражданина Древней Греции было здоровое, сильное, красивое тело с бодрым, живым духом. Эти требования и определяли главные цели и задачи древнегреческой гимнастики. Метод гимнастических упражнений в Древней Греции был основан на многолетнем наблюдении за движениями и их законами. На основании этих наблюдений было установлено, что движение есть фундамент, основа гармонического развития. 87+11Используя гимнастические упражнения, греки формировали личность человека, воспитывая в нем сдержанность, умеренность, самообладание, терпение и внимательность. Древнегреческий философ Платон считал хромым того человека, тело и душа которого были не в одинаковой мере развиты

Греки, называя гимнастикой всю систему физического воспитания, выделяли в ней собственно гимнастику (упражнения для общего физического развития) и агонистику (специальные упражнения для подготовки к выступлениям и соревнованиям). Значительное место в физическом воспитании древних греков занимала физическая подготовка воинов. Характеризуя гимнастику древних греков, необходимо отметить ее направленность на гармоническое развитие физических и духовных сил человека, сочетание умственного, физического и нравственного воспитания.

Своеобразие экономического и политического развития, особенности военной организации рабовладельческого Рима обусловили появление иных задач и методов физического воспитания римского гражданина. Римская гимнастика служила только целям поддержания здоровья и подготовки воинов к войне. Римляне создали систему обучения каждого отдельного воина, еще более целесообразную, чем спартанская. Обучение воина было очень суровым и рассчитанным на развитие в нем физической силы всеми возможными способами. Гимнастикой серьезно занимались наемные лица и определенная группа рабов (гладиаторы), которые доводили выполнение этих упражнений до высокого искусства и в качестве атлетов-профессионалов выступали на публичных зрелищах перед народом.
Таким образом, уже в античный период развития гимнастики начала складываться государственная система физического воспитания, появились школы гимнастики, проводились крупные состязания. Физическая культура выделилась в самостоятельную область общественных отношений.
Наступившая эпоха Средневековья была эпохой господства феодального строя (V—XVII вв. н. э.). В феодальном обществе, возникшем в результате разложения и гибели рабовладельческого, господствующими были сословия светских и духовных феодалов, владевших всей землей и эксплуатировавших подвластных им крестьян. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь. Под влиянием церковников в средневековых школах и университетах совершенно не заботились о физическом воспитании молодежи. Более того, с легкой руки основателя христианского богословия епископа Тертуллиана (V в. н. э.) со всех амвонов христианской церкви провозглашалось, что «гимнастика есть деяние сатаны». Все, что пропагандировало гигиену тела, важность укрепления здоровья человека, было объявлено смертным грехом, забвением библейских предписаний Бога.
Другое отношение к физическому воспитанию было у рыцарского сословия. Постоянная борьба за власть, захватнические и религиозные войны требовали хорошей военно-физической подготовки феодалов. Особой популярностью пользовались упражнения в вольтижировке (сложные приемы верховой езды), фехтование и приемы борьбы. Физическая и боевая подготовка рыцарей демонстрировалась на специально организованных турнирах.
Возникновение гуманистического направления в развитии средневекового общества явилось толчком к появлению общекультурного движения, которое в истории называется эпохой Возрождения, или ренессансом. Выдающиеся представители науки, искусства и литературы этой эпохи Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и др. вели беспощадную борьбу с влиянием духовенства и церкви на развитие науки и общества, воспитание (в том числе и физическое) подрастающего поколения. Передовые идеи великих гуманистов помогли возрождению роли и значения физического воспитания в общественном сознании людей.
Во второй половине XVI в. венецианский врач Иероним Меркури- алис (1530—1606) написал ученый трактат «Об искусстве гимнастики», в шести томах которого пытался возродить гимнастику греков и римлян. Однако в силу ее несоответствия потребностям феодального общества эта попытка существенного влияния на практику физического воспитания юношества не оказала. Зато большой успех у феодалов имела работа современника И. Меркуриалиса Арканджелло Туккаро (1538—1616). Его книга «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке» явилась первой попыткой в истории гимнастики дать систематизированное описание некоторых гимнастических и акробатических упражнений и послужила первоисточником для создания будущих гимнастических систем.
Физическое воспитание, обучение физическим упражнениям всегда основывались на принципах и правилах общей педагогики, педагогической науки. Особое влияние на развитие педагогики (в том числе на методику преподавания гимнастики) оказали труды великого славянского педагога XVII в. Яна Амоса Коменского (1592—1670). Новаторство теории Коменского в области дидактики, разработка дидактических принципов и правил, теории природосообразности воспитания и обучения, возрастной периодизации и систематизации обучения — все это явилось основным

фундаментом для создания теории и методики преподавания гимнастики.
Педагогические идеи Коменского в значительной степени повлияли на взгляды выдающихся деятелей педагогики XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712—1778) и Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). Специалистам гимнастики особенно интересно проследить деятельность этих выдающихся педагогов в связи с их отношением к физическому воспитанию подрастающего поколения.
Педагог-просветитель Ж.-Ж. Руссо оказал большое влияние на развитие теории и практики гимнастики. В книге «Эмиль, или О воспитании» (1762) он развил взгляды на физическое воспитание, исходя из своей теории естественного воспитания ребенка. По Ж.-Ж. Руссо, воспитание человека состоит в том, чтобы не портить природу человека, приспособляя ее к обществу. С точки зрения естественных потребностей ребенка Ж.-Ж. Руссо предлагал широко использовать различные игры, бег, прыжки, метания, т.е. те упражнения, которые в настоящее время принято называть гимнастическими в широком смысле этого слова. Особая заслуга Ж.-Ж. Руссо в деле развития теории и практики физического воспитания и гимнастики состоит в том, что он требовал активных методов обучения физическим упражнениям и серьезного отношения к учету природы ребенка, его возрастных физических и психических особенностей и интересов.
Песталоцци разработал и теоретически обосновал элементарные аналитические движения как одно из средств совершенствования координационных способностей людей. Его суставные упражнения преследовали цель физического развития детей и подготовки их к труду, а «Азбука умений» содержала физические упражнения, в основе которых лежали простейшие виды трудовой деятельности. По его мнению, овладевая такой азбукой, ребенок развивал свои физические силы и осваивал основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности.

Под влиянием педагогических идей Руссо в Германии в 70-х гг. XVHI в. стали создаваться школы нового типа — филантропины (школы человеколюбия), система воспитания в которых должна была основываться на мягком, гуманном отношении к воспитанникам. В системе воспитания этих школ значительное место отводилось физическому воспитанию. В одной из таких школ в городе Дессау физическим воспитанием детей руководил Гергардт Фит (1763—1836), который в книге «Опыт энциклопедии телесных упражнений» (1794) обобщил опыт практической работы по физическому воспитанию детей и рассмотрел все возможные физические упражнения для головы, туловища и конечностей человека.
Современник Фита Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759—1839) руководил физическим воспитанием детей в филантропине города Шнепфенталь и широко использовал различные гимнастические снаряды, уделяя большое внимание гимнастическим играм на местности и строевым упражнениям. При обучении гимнастическим упражнениям Гутс-Мутс требовал строгого соблюдения формы, стиля и техники движений. Книги Гутс-Мутса «Гимнастика для юношества» (1793), «Гимнастика для сынов отечества» (1817) были попытками автора обобщить и систематизировать опыт преподавания гимнастических упражнений в новых школах Германии и отметить их важную роль в деле национального воспитания немецкой молодежи. Системы преподавания гимнастических упражнений Фита и Гутс-Мутса не опирались на достижения современной им науки, а их методические советы и приемы обучения имели формальный характер. Вместе с тем системы преподавания гимнастики Фита и Гутс-Мутса послужили основанием для возникновения национальных гимнастических систем в Западной Европе. истории являлась основным средством военно-физической подготовки людей.

Начало XIX в. в истории гимнастики отмечено появлением трех национальных систем гимнастики — немецкой, французской и шведской. Эти системы гимнастики в связи с особенностями развития национальной политики, науки и культуры своим содержанием определили три направления развития гимнастики как средства физического воспитания людей: атлетическое (немецкая система гимнастики), прикладное (французская система) и гигиеническое (шведская система).

 

Апиетическое направление рассматривало гимнастику как средство развития двигательных навыков человека с помощью широкого использования сложных гимнастических упражнений главным образом на специальных гимнастических снарядах.

Прикладное направление использовало гимнастику как средство овладения прикладными навыками при подготовке людей к различной трудовой, бытовой и особенно военной деятельности.

Гигиеническое направление рассматривало гимнастику как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека.

Немецкая национальная система гимнастики была создана Фридрихом Яном (1778—1852), Адольфом Шписсом (1810—1858) и носила преимущественно образовательный характер. Ян считал, что с помощью многократного повторения сложных гимнастических упражнений наиболее успешно развиваются физическая сила, воля, настойчивость и характер человека. Ян и его ближайший помощник Эрнст Эйзелен (1793—1846) свою гимнастическую систему, названную ими турненом, описали в книге «Немецкая гимнастика» (1847), в которой они стремились распределить в определенной системе большое количество (несколько сотен) постепенно усложняющихся подготовительных и основных упражнений. Особенно подробно была описана последовательность выполнения упражнений на параллельных брусьях и горизонтальном шесте. При этом ими были разработаны определенные правила выполнения тех или иных гимнастических упражнений, соблюдение которых в любом случае являлось обязательным. При точном соблюдении этих правил и использовании гимнастических снарядов уменьшенных размеров, по мнению Яна, система турнена вполне могла использоваться при обучении детей в школе. Однако отсутствие в сочинениях Яна и его учеников каких-либо указаний на организацию учебного процесса при обучении гимнастическим упражнениям вызывает серьезные сомнения о возможности применения турнена на занятиях с детьми.

А. Шписс, сохранив главные принципы немецкого турнена, приспособил его к задачам физического воспитания детей и разработал структуру гимнастического урока. Основой обучения он считал постепенный переход от освоения простых форм движения к сложным. Так, уроки Шписса всегда начинались порядковыми упражнениями, затем выполнялись вольные упражнения, подготавливающие занимающихся к переходу на гимнастические снаряды. Свою систему он опубликовал в виде руководства под названием «Учение о гимнастическом искусстве» (1840), отдельные части которого содержали описание вольных упражнений (переработанных суставных упражнений Песталоц- ци), упражнений на гимнастических снарядах (в висах и упорах) и порядковых упражнений. Методические рекомендации Шписса носили формальный характер.

Влияние метода Гутс-Мутса, распространяясь на Запад, проникло во Францию, где под руководством Франциска Амороса (1770—1847) родилась французская национальная система гимнастики. Основным содержанием французской системы гимнастики являлись военноприкладные упражнения, обучение которым подготавливало солдат непосредственно к несению военной службы. Ходьба, бег по пересеченной местности, преодоление различных препятствий, прыжки, упражнения в равновесии, лазанье, перелезание и т.п. — вот далеко неполный арсенал гимнастических упражнений, используемых Аморосом для военно-прикладной подготовки французской молодежи. Аморос сделал первую попытку сопровождать выполнение гимнастических упражнений музыкой (упражнения выполнялись под военные песни, исполняемые самими занимающимися). Уроки гимнастики у Амороса были лишены какой-либо схемы. Вместе с тем общие принципы проведения занятий гимнастикой, установленные Аморосом, согласовывались с некоторыми известными дидактическими требованиями (простота и доступность упражнений для всех занимающихся, соблюдение последовательности при обучении и правил дидактики: от легкого к трудному, от простого к сложному, учет индивидуальных особенностей и т.п.). Система военно-прикладной гимнастики Амороса имела своих приверженцев за пределами Франции и популяризировалась военными специалистами многих стран.

Немецкая гимнастическая система, распространяясь на север Европы, послужила основанием для возникновения шведского гимнастического метода (шведской гимнастики). Шведский метод, основанный Пером Генриком Лингом (1776—1839) и завершенный его сыном Яльмаром Лингом (1820—1886), выгодно отличался от систем Гутс-Мутса, Шписса и других стремлением упростить занятия физическими упражнениями путем постепенного освоения вначале элементарных движений, затем более сложных. Такие требования шведского метода, как равномерность влияния физических упражнений, постепенность их освоения и др., положительно повлияли на организацию систематического обучения гимнастическим упражнениям в школе. Рассматривая организм человека как простую сумму отдельных органов, Линги в своей системе осуществляли подбор физических упражнений в зависимости от их влияния нате или иные части тела или отдельные мышечные группы.
Главной и единственной задачей шведской гимнастики было оздоровление и укрепление здоровья человека. В шведском методе педагогическое значение гимнастики не учитывалось. Занятия шведской гимнастикой проводились всегда по точно установленному плану и состояли из 12 и более видов гимнастических упражнений, следующих одно за другим в строго определенной последовательности. Отличительной особенностью упражнений шведской гимнастики были симметричность, прямолинейность и статичность (гимнастика поз). Гигиеническая направленность шведской гимнастики, зависимость формы движений от анатомического строения тела человека, большой выбор упражнений и ценные методические указания для проведения занятий привлекли внимание многих специалистов физического воспитания в странах Западной Европы и создали о ней мнение как о подлинно научной системе физического воспитания и развития человека.

Во второй половине XIX в. в Чехии возникла система физического воспитания, получившая известность под названием «сокольская гимнастика». Создатель сокольской гимнастики доктор Мирослав Тырш (1832—1884) использовал все известные ему упражнения и создал много новых с использованием гимнастических снарядов. Все эти упражнения изучались в определенной и обязательной для всех занимающихся последовательности. Характерной особенностью системы сокольской гимнастики является детальная разработка методических и технических условий выполнения каждого упражнения в совершенно одинаковой для всех занимающихся форме.

Система подбора и распределения упражнений на занятиях осуществлялась по чисто внешним признакам. На каждом занятии требовалось вначале осваивать порядковые упражнения, затем вольные и, наконец, упражнения на снарядах. В сокольской гимнастике было принято делить все упражнения на упражнения без предметов (порядковые, вольные, бег, ходьба и т.д.), на гимнастических снарядах и со снарядами, а также прыжки, групповые (пирамиды, игры) боевые упражнения (сопротивления, борьба и др.).
Схема урока сокольской гимнастики по своему содержанию и структуре была близка к современной. Урок состоял из трех частей.
В первой части выполнялись порядковые упражнения, вольные упражнения без предметов и с предметами. Во второй части использовались гимнастические снаряды, прыжки, акробатические, боевые упражнения, игры, наконец, в третьей части урока ходьба, умеренный бег и различные успокаивающие упражнения. Перед уроком и его отдельными частями не ставились какие-либо педагогические или гигиенические задачи.
Сокольская гимнастика впервые предусматривала массовые гимнастические выступления и соревнования, требовала определенного стиля и красоты выполнения упражнений. Зрелищность массовых гимнастических выступлений, красота, сложность техники выполнения, наличие специальной, краткой терминологии обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах.

Начало истории развития гимнастики в России должно быть отнесено к эпохе реформаторской деятельности Петра I. Хотя элементы гимнастики в быту народов России существовали издавна, основы массовой физической подготовки были заложены при создании регулярной русской армии в конце XVII в. По указанию Петра I в русской армии стали широко применяться разнообразные физические упражнения военно-полевой гимнастики, которые способствовали формированию боевых качеств русских воинов. Дело Петра I продолжили выдающиеся русские военачальники XVIII в. А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков.

Суворов разработал целую систему военно-физической подготовки солдат, в основе которой лежали умения вести штыковой бой, преодолевать различные препятствия, совершать длительные пешие переходы. Свою систему военно-физической подготовки солдат Суворов описал в «Полковом учреждении» и «Науке побеждать». Ушаков воспитывал личный состав флота в суворовском духе, учил моряков плавать, а при обучении стрельбе в условиях морской качки использовал интересный методический прием — стрельбу с русских качелей. Суворовские традиции в русской армии в области физической подготовки солдат продолжили М. И. Кутузов, М. И. Драгомиров и др.

В учебных заведениях России начиная с XVHI в. и вплоть до советского времени гимнастику преподавали зарубежные специалисты, использовавшие различные национальные гимнастические системы (немецкую, французскую, сокольскую). Недостаточное внимание к гимнастике как средству физического воспитания народа со стороны правительственных кругов, отсутствие единых программ физического воспитания молодежи и системы подготовки квалифицированных отечественных кадров побудили русскую общественность создать свою научно обоснованную систему гимнастики {К. А. Шмидт, А.Д. Бутовский и др.)[1].

Впервые в отечественной науке наиболее глубоко, на научной основе систему физического образования детей школьного возраста разработал выдающийся ученый Петр Францевич Лесгафт (1837—1909), который подверг основательной критике западные системы гимнастики. По его мнению, такие гимнастические системы, как, например, немецкая гимнастика, не соответствуют анатомо-физиологическим и психическим особенностям школьников, а шведскую гимнастику нельзя назвать рациональной из-за отсутствия в ней идеи, связывающей производимые упражнения. Гимнастические упражнения этих систем, по мнению Лесгафта, не соответствовали основным положениям анатомии, физиологии, гигиены и педагогики, а потому не могли быть рекомендованы для использования в школах России.
Лесгафт разработал и обосновал свое оригинальное учение о физическом образовании детей школьного возраста, придав ему педагогическую направленность. Он внес крупный вклад в теорию и практику физического воспитания, впервые предложив педагогическую классификацию физических упражнений. Система физического образования школьников Лесгафта предусматривала определенную последовательность изучения физических упражнений. Сначала ребенок должен был овладеть простыми движениями — узнать возможности своего тела, затем следовало выполнять упражнения с увеличивающимся напряжением (изменение веса используемых предметов, сокращение времени при ходьбе, беге, увеличение дистанции и т.п.), далее нужно было переходить к овладению упражнениями, связанными с оценкой пространственных и временных характеристик движений (ходьба в заданном темпе, изменение силы, амплитуды, направления движений и т.п.) и, наконец, следовало освоение систематизированных упражнений в виде сложных действий (игры, плавание, походы и т.п.).

Интересна у Лесгафта и система педагогических задач. Задача простых упражнений — приучить занимающихся сознательно разъединять существующие в организме движения, сложные должны приучить занимающихся к настойчивой и продолжительной деятельности и умению управлять собой при работе, требующей большого напряжения и продолжительности. Задача систематических упражнений в виде сложных действий — приучить занимающихся к самостоятельности в действиях и волевым проявлениям. Свои педагогические взгляды Лесгафт изложил в двух томах книги «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».
Несколько позднее под влиянием учения Лесгафта возникают педагогические системы гимнастики в странах Западной Европы. Французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850—1917) в основу своей теории гимнастики положил три принципа: ведущего значения ритма и гармонии движений, амплитудности движений и выполнения упражнений по замкнутой траектории. Эти принципы четко отражены в практическом разделе гимнастики Демени. Его гимнастические упражнения должны были выполняться с широкой амплитудой по замкнутым траекториям (коническим, спиральным, эллиптическим и другим контурам), помимо этого, они должны были выполняться в динамике, а не в статике, экономно расходуя энергию и чередуя напряжение с расслаблением мышц. Это был новый, прогрессивный шаг в развитии теории гимнастики. Система Демени, ее задачи и методы оказали значительное влияние на развитие школьной гимнастики.
Последователь Демени в развитии теории и практики школьной гимнастики австрийский педагог Карл Гаульгофер (1885—1941), опираясь на современные данные биологии и педагогики, при обучении школьников гимнастическим упражнениям требовал учитывать возрастные и половые особенности детей и избегать без крайней необходимости излишних напряжений, подчеркивал преимущественное значение для развития детей естественных видов движений и особое значение придавал методу преподавания. Классифицируя гимнастические упражнения на выравнивающие (корригирующие), формирующие (гигиенические — на осанку), упражнения в достижениях (спорт, туризм), в искусстве движений (танцы), Гаульгофер исходил главным образом из биологических особенностей детского организма и пытался придать им педагогическую, образовательную направленность.
Педагогические идеи Лесгафта, Демени, Гаульгофера оказали большое влияние на развитие современной школьной гимнастики. Развитие науки, техники и растущий интерес к физическому воспитанию людей в первой трети XX в. способствовали появлению различных гимнастических школ и систем, рассчитанных на разные контингенты занимающихся (в Дании — Н. Бук, во Франции — Ж. Эбер, в Германии — И. Мюллер, Г. Зурен и др.). Этот период истории развития гимнастики характеризуется научным обоснованием теории и практики гимнастики, усовершенствованием методов организации педагогического процесса при обучении гимнастическим упражнениям, ростом спортивных достижений и, наконец, большой популярностью гимнастики среди населения всех стран.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: