Учитесь говорить и писать




Лка в траншее

Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года в осаждённом Ленинграде. В эти самые тяжёлые дни гитлеровцы усилили бомбардировку города.

Мы, мальчишки, часто ночевали в траншеях, вырытых напротив нашего дома. Порой к нам в траншею заглядывали артиллеристы. Как мы радовались каждый раз их приходу! Они-то и устроили для нас новогоднюю ёлку.

Это была небольшая елка: высота её была не больше метра. Зато вся она была в игрушках. Висело на ёлке и несколько винтовочных гильз, а на самой макушке – красноармейская бляха с пятиконечной звездой.

Где достали артиллеристы ёлку, для нас так и осталось тайной. Мы сидели, как заворожённые, уставившись на несколько потрескивавших свечных огарков, оставшихся от предыдущего года. Не было вокруг нашей ёлки плясок, весёлого смеха. А вместо подарков каждому из нас зенитчики дали по куску сахара

1. Игрушки на елке

A)куклы и огарки

B)гильзы и бляха

C)мишура и конфетти

D)мишки и лошадки

E)конфеты и пятиконечная звезда

2. Причина малого размера ёлки

A)рядом не росло высоких ёлок

B)не было времени искать другую ёлку

C)вражеская бомбардировка не давала возможности срубить другую

Dартиллеристы не смогли найти больше по размеру

E)дети сами просили такую ёлку

3. В какой газете дана рекомендация как стать суперменом

A)«Интересное и увлекательное»

B)«Аргументы и факты»

C)«Огни города»

D)«Казахстанская правда»

E)«Комсомольская правда»

4. Супермен по тексту не должен

A)включать мозг в режим «экстремального выживания»

B)вспоминать позитивные образы прошлого

C)представлять наихудшее

D)думать о плохом

E)приводить мозг к активации

5. Утверждение, соответствующее тексту

A)в его окружении разные люди

B)представлять себя победителем

C)вспоминать позитивные образы прошлого

D)представлять самое наилучшее

E)психолог А. Балыкин занимался карате

6. Цель текста дать рекомендации

A)как идти в ногу со временем

B)как вести здоровый образ жизни

C)как стать умным человеком

D)как стать сильным человеком

E)как стать суперменом

Учитесь говорить и писать

1.Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

2. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.

3.И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

4. Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

5. Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде ».

 

7. Третий абзац соотносится с выражением

A)Краткость – сестра таланта.

B)Язык мой – враг мой.

C)Языком кружева плетет.

D)Языком мастер, а делом левша.

E)Язык без костей

8. Стиль и тип речи

A)публицистический с элементами рассуждения

B)художественный с элементами повествования

C)публицистический с элементами описания

D)публицистический с элементами повествования

E)художественный с элементами рассуждения

9. Обилие отрицательных эмоциональных компонентов в речи характеризует человека как

1. смелого

2. робкого

3. умного

4. трусливого

5. коммуникативного

A)2, 4

B)1, 5

C)1, 3

D)3, 5

E)3, 4

10. Ваше выступление, согласно источнику, должно быть

1. интересным и нравоучительным

2. длинным и ярким

3. коротким и понятным

4. с одной главной мыслью и интересным

5. интересным, ярким, поучительным

A)2, 3

B)1, 3

C)1, 4

D)1, 5

E)3, 4

11. При знакомстве с новым человеком, согласно тексту, необходимо обратить внимание на

A)его походку

B)его речь

C)внешний вид

D)профессию

E)манеру поведения

 

12. Соотнесите план с абзацами

1. Встречаем по одежке, провожаем по уму

2. Советы выступления

3. Постоянные тренировки письма

4. Главная ценность народа

5. Говорить надо грамотно

A)4, 1, 5, 2, 3

B)5, 4, 3, 1, 2

C)5, 4, 1, 3, 2

D)4, 1, 5, 3, 2

E)4, 1, 3, 5, 2

Схимники человечества

На памятниках, барельефах, мемориальных досках учёные всегда кажутся чуждыми суете и страданиям. Но до того, как их лики застыли в бронзе или гра­ните, им были ведомы и печаль, и отчаяние. Все они были самыми обычными смертными, только одарённее и ранимее. И тернии, всегда устилающие дорогу к пьедесталам, ранили их ничуть не меньше, чем всех остальных людей, только раны их были невидимы миру.

Что поделать, такова стезя науки: мы видим учёных лишь в редкие моменты их славы – когда их венчают наградами, когда, собственно, работа уже закончена и результат её оценен обществом. А вот в те – не мгновения даже, нет, – в те месяцы и годы, что творят они в своих лабораториях, их действия, их мысли, их надежды скрыты от нас. Тогда они – схимники человечества, принявшие добровольный и нигде не писанный обет отрешённости.

Поэтому мы так часто и не знаем, как рождались научные открытия. Иной скептик может спросить: а не всё ли равно нам, потомкам, нам, потребителям великих открытий, как они были сделаны и что думал учёный в тот или иной момент своей работы? Главное – что открытие сделано, принято на вооружение обществом и верно служит ему.

Конечно, последнее обстоятельство существенно. Но есть и ещё одно, вроде бы скромное по сравнению с ним, но вдумайтесь в него.

Каждое открытие делает человек, ставший учёным по призванию. Учёный – не специальность, ей нельзя обучить в институте. Могут обучить химии, могут – физике. Но человек, получивший диплом, может и не стать учёным. Даже если он займёт должность научного сотрудника – он останется до конца дней своих холодным подмастерьем науки, если не будет в нём воспитана любовь к творчеству, охота к дерзновенным попыткам выйти за рамки существующих представлений, смелость перед признанными авторитетами, пусть даже чреватая иногда личными жертвами. Но кто воспитает любовь, привьёт охоту, сделает смелым – кто, как не сама наука: всем своим прежним опытом, своей волнующей историей, открывающей горизонты не только в прошлом, но и в будущем. Только она способна разбудить в школьнике Лобачевского, обнаружить в служащем Эйнштейна, сделать переплётчика Фарадеем. Но для этого надо знать её, знать в разные минуты её вечной жизни. И когда она скрытна и упряма перед бездельником, и когда милостиво щедра к труженику. И когда она – изнурительная, скучная работа, и когда она – праздник ума и фантазии, и когда учёный – её поденщик, и когда он – её властитель. Поэтому нуж­ны истории наук, поэтому нужны биографии учёных, поэтому нужны их мемуары – толстые и тонкие, скучные и занимательные, – любые, только бы достоверные, толь­ко бы приоткрывающие доступ к чужой душе в переживания души собственной, чужому уму – в лабиринты напряжённых молчаливых размышлений.

13. Последовательность событий

1. действия и мысли учёных скрыты от нас

2. наука открывает горизонты будущего

3. дорога к пьедесталам трудна

4. необходимы письменные источники об ученых

5. ученые часто приносят себя в жертву

A)2, 5, 3, 4, 1

B)3, 2, 1, 4, 5

C)3, 1, 5, 2, 4

D)4, 3, 5, 2, 1

E)2, 3, 1, 5, 4

14. Ученым становится человек (по тексту)

A)умеющий делать выводы

B)получивший диплом

C)научный сотрудник

 

D)выпускник школы

E)жаждущий открытия

15. Память об ученых не запечатлена

A)в мемуарах

B)в биографиях

C)на мемориальных досках

D)на барельефах

E)в дипломах

16. Утверждения, соответствующие тексту

1. Нужны биографии ученых, наука не способна дать знания.

2. Учёный – не специальность, ей можно обучить в институте.

3. Открытия делают определенные люди только в лабораториях.

4. Ученые – обычные смертные.

5. Человек, получивший диплом, может и не стать учёным.

A)4, 5

B)1, 5

C)3, 4

D)1, 3

E)2, 4

17. Схимники –

A)монахи, выполняющие суровые аскетические правила

B)одинокие учёные

C)тесно сотрудничающие с химиками ученики

D)получившие диплом учителя химии

E)посетители церкви

18. Утверждения, соответствующие тексту

1. В тексте дается информация о небходимости развивать науку.

2. В тексте дается информация о небходимости писать скучные и занимательные мемуары.

3. Учёным может стать любой человек.

4. Ученый – холодный подмастерье науки.

5. На памятниках, барельефах, мемориальных досках запечатлена память об ученых.

A)4, 5

B)2, 4

C)2, 3

D)2, 5

E)3, 5

19. Не соответствует тексту высказывание

A)наука – каждодневный труд, скучная работа

B)открытие делает человек

C)наука способна разбудить в школьнике ученого

D)нужны сведения об ученых

E)мы знаем, как рождаются открытия

20. Результат работы ученых мы видим (по тексту)

A)когда они творят в лабораториях

B)когда открытие ещё не сделано

C)когда учёные высказывают свои мнения

D)когда они делятся знаниями

E)когда венчают их наградами

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: