Концепция школьного краеведческого музея «История Терийок»




КОНЦЕПЦИЯ

Краеведческого школьного музея «ИСТОРИЯ ТЕРИЙОК»

Дома детского творчества Курортного района

Санкт – Петербурга

Зеленогорск

 

«Вне культуры существование

человечества на планете

лишается смысла»

Д.С.Лихачев

 

Концепция школьного краеведческого музея «История Терийок»

 

В настоящее время большое внимание в школах уделяется истории города. В основе данного курса лежит непрерывное изучение истории Санкт-Петербурга детьми, начиная с дошкольного возраста и далее, на протяжении всех лет обучения в школе. Истории же родного края посвящено всего 10 часов учебного времени, поэтому создание на базе учреждения дополнительного образования школьного краеведческого музея поможет решить сразу несколько задач, а именно:

· использование культурных ценностей для развития детей и подростков;

· активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными организациями;

· охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

· формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

Для реализации этих задач существует ряд объективных возможностей:

1. Зеленогорск (Терийоки) – уникальный город. Вначале 20 века он являлся «Жемчужиной северных земель», центром духовной и культурной жизни не только Санкт-Петербурга, но и всей России. За почти пятисотлетнюю историю этот маленький город на берегу моря повидал многих, чьи имена вполне могут составить целую энциклопедию. Как-то Д.С. Лихачев на вопрос о людях, сделавших славу и гордость петербургских курортов, заметил: «В Терийоках, пожалуй, бывали все. Кроме Ивана Бунина». Андреев, Крестовская, Мейерхольд, Блок, Чуковский, Цветаева, Ахматова, Шишкин, Серов, Лесгафт, Менделеев и это далеко не полный список людей живших здесь и творивших свои бессмертные произведения на этой земле. Наш город стал свидетелем двух войн 1939 – 1940 г.г. и 1941 – 1945 г.г. И конечно же, любой город, а наш в особенности, обладает огромным потенциалом нравственного и культурного воздействия на своих обитателей. Здесь огромную роль играют традиции города, сохраняемые в его архитектурных памятниках, исторические предания и документы, свидетельствующие об уникальности, неповторимости родного города.

2. Дом творчества расположен в живописном месте Терийок – Кескикюля, ныне Приморское шоссе, 548 – А, в здании, которое является памятником архитектуры 19 века. В Терийоках этот дом был известен как ткацкая мастерская Таскинена. Здесь производилась лучшая в окрестностях продукция. В послевоенные годы в этом здании находилась школа, позднее Дом пионеров. Сегодня в этом историческом здании располагается дом детского творчества г. Зеленогорска.

3. За долгие годы работы в стенах дома творчества собран огромный исторический материал (фотографии, письма, исторические подлинные документы, предметы быта, предметы военного времени), требующий систематизации и позволяющий реализовать главные цели будущего музея:

- приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию города через практическое участие в сборе и хранении документов изучения истории города;

- воспитание у детей чувств патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, к культуре и истории своего и других народов.

 

Каким же должен быть будущий музей?

С комплексным историко-краеведческим профилем для выполнения миссии: создание условий и механизмов для возрождения и конкретного содержательного наполнения системы воспитания гражданина и патриота своего города, страны, воспитание чувства ответственности за свой родной край.

Главным направлением музейно – педагогической деятельности станет: взаимодействие с системой образования Курортного района.

В основе работы музея будет заложен принцип интерактивности. Соответственно, формами музейной деятельности станут:

· информационные (рассказ);

· обучение (музейный урок, занятие в кружках);

· развитие творческих начал (работа в студии, творческая лаборатория); общение (встречи с интересными людьми, ветеранами);

· отдых (день открытых дверей, новогодняя елка для малышей и т.д.);

· конкурсы (викторины, КВН и др.);

Методы - повествовательный, вопросно-ответный, сравнительный, метод контрастов, диалог, игра, театрализованный, исследовательский.

Для этого экспозиции музея планируется построить на следующих принципах:

- принцип идейности или принцип соответствия экспозиции;

- принцип предметности;

- принцип доходчивости и универсальности.

Участниками процесса музейной коммуникации станут учащиеся разных возрастов школ города Зеленогорск и прилегающих поселков, а так же люди всех возрастов (ветераны, отдыхающие санаториев и пансионатов).

Свою концепцию мы построили, исходя из представления о месте музеев в обществе: как средство формирования у детей гуманистической системы ценностей. Мы планируем научить детей работать с предметным миром, так как каждый предмет или памятник воплощает психологию, эстетические и нравственные представления людей прошлой эпохи. И нашей главной задачей станет не простое информирование о памятниках, а выведение ребенка на поле культуры. Используемые музейные средства помогут сформировать у детей:

· самоуважение;

· уважение к другим людям или толерантность;

· историческое сознание;

· музейную культуру;

· воображение и фантазию;

· эстетические и нравственные начала;

· экологическую культуру и духовность.

 

Так как музей – открытая для творчества система, мобильный живой организм, находящийся в постоянном движении, экспериментальное пространство, где отрабатываются методики, технологии взаимодействия школы, музея, других социальных партнеров и пространство для диалога всех заинтересованных участников, то на конкретном музейном материале учащиеся смогут поразмышлять над следующими проблемами:

- «красота» и «безобразие»,

- «нравственность» и «жестокость»,

- «гуманизм» и «национализм»,

- «терпимость», «уважение»;

- о сущности преемственности, неразрывность исторического времени, связь поколений, уроков истории.

Программа, реализуемая на базе музея, предоставит возможность противопоставить примитиву массовой культуры высокий тип культуры, поставив учащихся в ситуацию сознательного выбора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: