Классификации, основанные на выявлении характера протекания кризисов.




Вопросы по дисциплине «Антикризисное управление»

1. Понятие, виды, причины возникновения и особенности кризисов.

2. Понятие и роль антикризисного регулирования в экономике.

3. Сущность, стадии и причины банкротства предприятия.

4. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам.

5. Мониторинг состояния предприятия в рамках антикризисного регулирования.

 

 

1.Понятие, виды, причины возникновения и особенности кризисов

кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах.

Классификация кризисов.

Вообще, каждый кризис имеет индивидуальный характер в зависимости от условий и факторов возникновения, о чем речь пойдет дальше. Но несмотря на это, классификация кризисов необходима, так как с ее помощью можно будет определять тот или иной вид кризиса, а это в свою очередь облегчает установление причин.

При описании типологии кризисов приходится сталкиваться с разветвленной структурой. Это связано с тем, что кризисы разнообразны по своей сути, причинам возникновения и последствиям, а также по подходам к их классификации.

Классификации, основанные на выявлении характера протекания кризисов.

1. По масштабам проблематики:

1) микроэкономические – охватывают определенную группу вопросов или проблем;

2) макроэкономические – охватывают отдельные отрасли или сферы в целом.

Особенностью кризиса является то, что, будучи локальным или микроэкономическим, он может распространиться и принять больший масштаб. Но это является следствием неумелой политики по борьбе с кризисом.

Макроэкономические кризисы, в свою очередь, могут вызвать внезапные кризисы в различных отраслях. Они очень опасны, поскольку принимают большие масштабы и могут вызвать глубокие структурные изменения.

2. По регулярности появления:

1) периодические кризисы – повторяются регулярно и, как правило, характеризуются схожестью протекания; они предсказуемы и потому к ним можно подготовиться;

2) промежуточные кризисы – являются менее острыми и продолжительными, часто прерываются на каком-либо этапе.

3. По степени предсказуемости:

1) предсказуемые – часто наступают как этап развития, прогнозируемы и вызываются объективными причинами: накоплением факторов, таких как необходимость в изменении структуры, изменение направления;

2) непредсказуемые (неожиданные, случайные) – результат просчетов в управлении, ошибки в прогнозировании, кризиса в определенной государственной сфере, природных (катастрофических) явлений.

4. По степени открытости протекания:

1) явные – легко обнаруживаются и заметно протекают; «подводные камни» маловероятны;

2) латентные (скрытые) – наиболее опасные, так как в своих начальных стадиях практически незаметны, проявляются уже при выявлении больших противоречий.

5. По глубине процессов:

1) легкие – такие кризисы протекают достаточно мягко; непродолжительны, легко прогнозируемы и управляемы;

2) глубокие – имеют затяжной характер, протекают сложно; часто вызывают разрушение различных структур социально-экономической системы, могут привести к более масштабным и опасным формам кризиса.

Классификации, основанные на структурных характеристиках кризисов.

1. По масштабам проявления:

1) общие – охватывают всю социально-экономическую систему;

2) локальные – охватывают определенную часть или сферу системы.

Это деление носит условный характер, так как, анализируя конкретную кризисную ситуацию, нужно учитывать границы системы, ее среду и структуру.

Денежно-кредитный кризис – в первую очередь страдают банки, поскольку происходит резкое сокращение выдачи коммерческого и банковского кредитов, массовое изъятие вкладов населением и перевод их в наличные средства. Также падают курсы акций и облигаций, что для фирм и компаний, конечно, является крайне негативным моментом. Норма банковского процента также имеет отрицательную тенденцию. В принципе, сюда можно отнести и обесценивание денег, обвал цен, однако эти процессы имеют более глубокие причины и поэтому нецелесообразно относить их только к денежно-кредитному кризису.

Финансовый кризис – глубокие трудности государственных финансов. В основном это проявляется в дефицитах бюджетов, т. е. превышении в значительной степени расходов государства над его доходами. Критическая точка в финансовом кризисе – неплатежеспособность государства по иностранным займам. Достаточно вспомнить финансовый кризис в России 1998 года. Еще один яркий пример – кризис 1929–1933 гг., когда выплаты по внешним займам прекратили такие европейские страны, как Великобритания, Франция, Германия, Италия, а США отсрочили в 1931 г. выплаты по внешним долгам.

Финансовый кризис может возникнуть из-за попыток преодоления каких-либо сложных ситуаций, например, из-за стихийного бедствия, после которого огромная часть населения осталась без средств к существованию. Однако если говорить о России, то внешний долг у нас практически погашен и сейчас идет накопление основных фондов и резервов, т. е. отмечается положительная динамика.

Валютный кризис — проявляется в обесценивании валюты на мировом рынке, падении валютных курсов, истощении валютных резервов в банках. Примером может служить ситуация с американским долларом в момент возникновения евро. Много раз можно было наблюдать критические отметки американской валюты, несмотря на прочное положение на валютных биржах столь продолжительное время.

Биржевой кризис – может иногда являться следствием денежно-кредитного кризиса. Выражается в резком снижении курсов ценных бумаг и сокращении их эмиссии. Деятельность фондовой биржи переживает в такие моменты глубокие спады.

Экономический кризис отражает острое напряжение в социально-экономической системе. Для этого вида кризисов характерен циклический тип развития, который состоит из четырех основных фаз:

1) спад – происходит сокращение объемов производства и деловой активности. Следует отметить, что в различных отраслях такой спад оказывает разное воздействие. К примеру, в отраслях товаров первой необходимости (медицинские препараты, продукты питания и т. д.), производство сокращается в относительно небольших масштабах, тогда как в тяжелой промышленности, металлургии, машиностроении спад бывает довольно ощутимым;

2) депрессия – эта фаза длится в среднем от полугода до четырех лет. Отличается неуверенностью и попытками приспособления к новым условиям. Растет безработица. Начинают сокращаться издержки, прекращается падение цен, товарные запасы начинают реализовываться, а также происходит обновление основного капитала;

3) оживление – фаза восстановления. Характеризуется подъемом цен, производства, капиталовложений. Снижается уровень безработицы, а заработная плата увеличивается. В первую очередь оживление охватывает предприятия, выпускающие средства производства;

4 ) подъСтруктурный кризис — порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей. Это, как правило, длительный, затяжной кризис, который по сути своей не носит циклического характера.

Кризис перепроизводства товаров – выпуск излишних единиц продукции и, как следствие, снижение, а иногда и вовсе исчезновение спроса на нее.

Кризис недопроизводства товаров – острая нехватка товаров в условиях большого спроса на них. Здесь, кстати, можно наблюдать такую особенность – предприятия, выпускающие дефицитные на данный момент товары, могут договориться об одновременном повышении цен на них, что, естественно, является противозаконным действием.

Потеря конкурентных преимуществ означает переключение спроса потребителя на другой вид продукции. Следовательно, приходится ограничивать темпы производства или вводить новые технологии и инновационные структуры.

Аграрный кризис – это резкое падение цен на сельскохозяйственную продукцию, общее ухудшение состояния экономики. Может сопровождаться резким оттоком населения из села в город.

Промышленный кризис – острые затруднения в сфере промышленности, связанные прежде всего с отсутствием спроса на отечественную продукцию и изношенностью технических ресурсов. Это происходит по нескольким причинам:

1) техническое оснащение предприятия может стать причиной серьезного кризиса, поскольку, как правило, замена оборудования требует больших материальных затрат. Кроме того, новая техника имеет другое устройство и для эффективного использования нужно обучать работников, что тоже требует затрат;

2) устаревшее оборудование не позволяет в некоторых случаях производить продукцию, соответствующую общепризнанным стандартам, что также снижает спрос на нее;

3) чисто психологический фактор – население не доверяет отечественному производителю, несмотря на то, что во многих случаях продукция ничем не отличается. Все это резко сокращает спрос, а значит и прибыль предприятия.

Причины кризиса.

Причины кризиса зависят от его факторов, поэтому они также подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние причины – это угроза извне, а так как социально-экономическая система находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

1. Социально-экономические факторы общего развития страны:

1) рост инфляции; нестабильность налоговой системы – изменение налоговой ставки или принятие новых налогов особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;

2) нестабильность правительственной системы – глубокие разногласия в государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в тени;

3) разделение властей на оппозиции, что влечет за собой беспорядочное принятие решений;

4) снижение уровня доходов населения – это является основанием для роста социальной напряженности и, как следствие, появления социального кризиса.

5) рост безработицы – результат экономических и промышленных кризисов и причина социальных кризисов.

2. Рыночные факторы:

1) нестабильность валютного рынка;

2) усиление монополизма;

3) сокращение сферы рынка.

3. Прочие внешние факторы:

1) политическая нестабильность;

2) рост криминальных структур – эта проблема остается актуальной на протяжении уже долго времени, несмотря на многочисленные меры правительства.

3) природно-климатические причины – кроются в стихийных бедствиях, наносящих большой урон всему сектору деятельности и государству в целом;

4) стихийные бедствия опасны тем, что могут вызвать сразу несколько кризисов – экономический, социальный, экологический.

Внутренние причины возникновения кризиса.

1. Управленческие причины:

1) разногласия между участниками управленческой структуры – если это легкие разногласия, то обычно все решается путем переговоров. Но бывают сложные ситуации, сочетающие в себе психологические факторы, личные интересы участников, несогласованность действий – это может привести к серьезным последствиям, таким как кризис;

2) отсутствие динамики в управлении – с течением времени предприятие или отрасль развиваются и приобретают все большие масштабы и формы, для чего требуется более разветвленная и дифференцированная сеть управления. Отсутствие гибкости приводит к «неуспеваемости» хода управления за развитием;

3) высокий уровень коммерческого риска – если предприятие или бизнес создавались в рискованных условиях, то управление может некоторое время сдерживать темпы развития, боясь потерь. Это может привести к потере шанса занять место на рынке или постепенному «затуханию» дела;

4) недостаточное знание конъюнктуры рынка – при образовании предприятия следует провести внимательный анализ ситуации на рынке, исследование тенденций спроса и предложения и реальное оценивание своих возможностей в связи с этим.

5) сложности с учетными системами – для своевременного обнаружения кризиса необходимо проводить анализ деятельности. Во многом это осуществляется через различные отчетные документы, отражающие прибыль, расходы, издержки, баланс и т. д. Предоставление этих документов должно проходить в точно установленные сроки, в противном случае можно пропустить первые признаки наступления кризиса;

6) затруднения маркетинговых служб. Хорошо организованный маркетинг – половина успеха, так считают большинство специалистов. Он помогает в повышении конкурентоспособности и раскрутке. Однако при недостаточной организации он может иметь противоположный эффект.

2. Производственные причины:

1) устаревшая техническая база – приводит к снижению производительности и качества выпускаемой продукции, а значит, и спроса на нее;

2) низкая производительность труда – связана с отсутствием стимулов упорной и эффективной работы: подходящих условий труда и оплаты труда, социальных гарантий, карьерного роста, дополнительных преимуществ;

3) высокие энергозатраты – это связано, как правило, с изнашиванием технической базы, где старое оборудование просто еще не было доведено до уровня экономии энергии.

3. Рыночные причины:

1) низкая конкурентоспособность товара – связано с недостаточным уровнем качества или плохо проведенной маркетинговой кампанией;

2) зависимость от постоянного ограниченного количества поставщиков и клиентов.

Наличие хотя бы одного фактора уже является предкризисным состоянием, но наибольшее влияние на общее состояние предприятия или отрасли оказывают сложности в управленческих структурах. Именно эти трудности являются наиболее характерными для современного бизнеса, препятствующими нормальному (и эффективному) функционированию систем вследствие возникновения кризисов.

Для выживания в условиях кризисных ситуаций требуется сплоченность всех структур – экономических, финансовых, управленческих.

В настоящее время разработано множество программ по диагностированию и мониторингу кризисных ситуаций.

Но прежде чем приступать к их использованию, нужно внимательно проанализировать структуру социально-экономической системы и выбрать подходящую. Предпочтительнее все-таки будет разработка собственного комплекса мер по прогнозированию и обнаружению кризисов, поскольку, несмотря на общие положения, среда каждой системы сугубо индивидуальна.

Вообще, во время всего периода существования социально-экономической системы необходимо наблюдать за внешними и внутренними факторами, потому что все процессы находятся в условии динамического развития.

 

 

2.Понятие и роль антикризисного регулирования в экономике.

 

 

Антикризисное регулирование- это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему.

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики.

Гос. органы осуществляют регулирование след. видов:

правовое- создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

методическое - методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

информационное - учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

экономическое и административное - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

организационное - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

социальное - соцзащита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании раб. мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

кадрово е- поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

экологическое - защита окруж. природной среды от загрязнения в результате деят-ти предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются методы гос. воздействия на состояние предприятий: экономические - налоги, перераспределение доходов и ресурсов. ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения

Банкротство предприятий несет в себе созидающую силу.

Главная его цель- проведении структурной перестройки всего н/х страны в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльности работы каждого предприятия.

Антикризисный менеджмент выполняет роль оберега предприятия в момент совершения скачка его жизнед-ти на новый уровень.

В ходе реализации этой цели определяется выгода от антикризисного регулирования и управления предприятиями для всех участников этого процесса.

Для эк. системы российского общества:

формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку;

переориентация эк. отношений, стимулирующих формирование рынка;

разгосударствление и приватизация имущества предприятий;

создание стимула для развития ПД, что способствует совершенствованию матер-технической базы предприятий, повышению культуры произ-ва;

высвобождение в результате ликвидации предприятия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых предприятий;

сохранение и расширение позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что ведет к повышению эффективности экономики в целом;

рациональное и экономное использование природных ресурсов;

формирование новой культуры делового общения.

Для государства:

погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;

возвращение предприятия в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;

повышение экспортного потенциала страны;

лучшее использование местных сырьевых ресурсов;

формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований.

совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений;

возможность для России учиться жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым…

Для населения:

расширение потребительского рынка, произ-во нужных людям товаров;

повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции:

формирование новых ценностей и идеалов;

влияние развития системы банкротства на создание раб. мест для специалистов в этой области;

создание условий для повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент.

развитие благотворительной деят-ти.

Для кредиторов:

получение шанса спасти свои деньги;

снижение риска от невозвращения долга.

Для персонала предприятия-должника:

создание новых раб. мест или получение полезной и ценимой работы;

повышение культуры труда, улучшение его условий;

усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;

защита работников от невыплаты им з/п и увольнений в результате реорганизации предприятия.

Для предприятия-должника:

влияние жесткой конкуренции на развитие произ-ва, деловую предприимчивость;

создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;

повышение эффективности использования всех его ресурсов;

защита от неблагополучных последствий конкуренции;

предоставление возможности освободиться от бремени долгов,

формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;

возможность реорганизации произ-ва, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;

предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деят-ть, а в результате вновь обрести финансовую стабильность:

стимулирование инвестирования, не поощряя его непосредственно, но смягчая последствия неудач в ходе ведения бизнеса.

2.4. Система антикризисного регулировании

Включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства

Функциональными элементамисистемы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хоз-ва, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства.

Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом.

Особую роль играет мониторинг.

От его чувствительности зависит степень реактивности работы всей системы

Механизмами (энергией), приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование,являются:

-выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно- методической базы; технологии контроля, включающая мониторинг: изучение изменении факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер…

Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что если потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

В соответствии с этой позицией принципами антикризисного регулирования являются:

создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий;

ограничение до разумных пределов госуд-го и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

предоставление честным должникам возможности возобновления своей деят-ти и создание условий для возрождения отечественного бизнеса;

сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи;

введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и эк. деят-ти государства при банкротстве предприятий;

защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;

защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;

справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации.

Федеральная (центральная и территориальные) межведомственная балансовая комиссия по финансовому оздоровлению, в состав которой входят специалисты и департаментов финансов, банков, клиринговых центров, способные критически оценить баланс предприятия и целесообразность направления финансовых потоков.

Деятельность комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения задолженностей.

Коллегии уполномоченных гос.представителей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкротства предприятия, реструктуризация долга, разработка графиков погашения задолженности и осуществление контроля исполнения обязательств перед кредиторами.

Некоммерческое партнерство«Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ)-объединение специалистов по антикризисному управлению, их профессиональных организаций и иных юридических лиц, содействующих развитию антикризисного управления в России. Гильдия имеет 3-хзвенную организационную структуру: территориальный, межрегиональный и федеральный уровни.

Гильдия антикризисных управляющих -орган, координирующий деятельность предприятий в ближайшей перспективе посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению. Она самостоятельно выполняет те функции, которые федеральная служба не в состоянии выполнить эффективно.

Основными функциями гильдии являются:формирование и развитие нормативно- правовой базы в сфере антикризисного регулирования и управления, формирование свода профессиональных и морально-этических норм, правил и стандартов осуществления деятельности по антикризисному управлению; создание системы внутрикорпоративного мониторинга, надзор за деятельностью лицензированных арбитражных управляющих, формирование команд антикризисных управляющих, разработка и реализация стратегии финансовой поддержки антикризисных управляющих, методическое сопровождение практики антикризисного управляющего, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению.

Арбитражные суды.

Властные структуры и профильные ведомства, в т. ч. департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, гос. налоговые службы, налоговая полиция, внебюд

 

 

3.Сущность, стадии и причины банкротства предприятия.

 

Банкротство (несостоятельность) - это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. После регистрации юридического лица эта неспособность должна быть признана арбитражным судом.

Чтобы определить признаки банкротства предприятия, используют два основных критерия: неоплатность долгов и неплатежеспособность.

Неоплатность долгов означает, что сумма долгов превысила стоимость имущества должника, и возможности оплатить эти долги нет. Оба этих критерия в совокупности применяются для граждан - предпринимателей. Юридическое лицо может быть признано банкротом при наличии одного критерия - неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты долгов по своим обязательствам в течение трех месяцев с даты, когда их следовало оплатить. Кроме этих условий, нужен и определенный размер задолженности, который бы позволил арбитражному суду возбудить дело о банкротстве. Для юридических лиц этот размер составляет 100 000 рублей, для граждан - предпринимателей - 10 000 рублей.

Долги предприятия - банкрота должны быть подтверждены вступившими в законную силу решениями суда. Кредитор вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом после получения им исполнительного листа и обращения с ним в службу судебных приставов. Обращение кредитора в арбитражный суд возможно по истечении 30 дней с момента обращения к судебным приставам.

Виды банкротства

Понятие банкротства также принято разделять на несколько основных видов:

Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, повышение доли кредиторской задолженности обуславливают невозможность ведения хозяйственной деятельности, вследствие чего она объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве.

Банкротство бизнеса. Термин банкротство бизнеса используется компанией «Dun & Bradstreet» — крупнейшим агентством по статистике банкротств, как характеристика такого вида бизнеса, который прекратил операции, принеся убытки своим кредиторам. Таким образом, бизнес определяется «Dun & Bradstreet» как несостоятельный, даже если он формально не прошел процедуру банкротства.

Временное (условное) банкротство, характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано превышением актива баланса предприятия над его пассивом, а также большим размером дебиторской задолженности и затовариванием готовой продукции. Такой вид банкротства предприятия при антикризисном управлении с использованием инструментария санирования не приводит к его ликвидации. В условиях проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в перспективе его устойчивое развитие.

Преднамеренное (умышленное) банкротство, связано с преднамеренным созданием руководителями и владельцами предприятия состояния его неплатежеспособности, нанесением ему экономического вреда (хищение средств предприятия различными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию.

Фиктивное банкротство — это ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них льгот по уплате финансовых обязательств, либо для погашения долгов фирмы неконкурентоспособной продукцией. Виновные в ложном объявлении предприятия неплатежеспособным, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке по представлению арбитражных управляющих.

Общая суть производства по несостоятельности такова: предприятие вначале нужно «оздоровить», а если это невозможно – распродать и ликвидировать.

Арбитражный суд назначает следующие процедуры в своем производстве (по порядку):

• Наблюдение;

• Финансовое оздоровление;

• Внешнее управление;

• Конкурсное производство;

Законодательством о несостоятельности также могут быть предусмотрены иные процедуры. На настоящий момент это мировое соглашение, которое может быть заключено между кредиторами и дебитором в любой момент судопроизводства (кроме конкурсного производства).

Арбитражное судопроизводство по банкротству может быть возбуждено тем арбитражным судом, в чьей территориальной подсудности находится должник – то есть судом по месту регистрации предпринимателя или организации (на основании статьи 29 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Дело возбуждается по соответствующему заявлению (содержание которого можно обсудить с юристом, имеющим опыт в области процессов по несостоятельности) лица, который имеет основание для обращения в суд. Таким лицом может быть сам дебитор (должник), кредитор (взыскатель), налоговая инспекция, прокурор, представитель рабочего коллектива предприятия. Просьбу о признании дебитора банкротом изучается судьей от одного до трех месяцев со дня поступления заявления в арбитраж.

После принятия заявления к своему производству арбитражный суд определяет ввести процедуру наблюдения, если должник не отвечает по своим обязательствам в течение трех месяцев на совокупную сумму более 300 тысяч рублей (но для банкротства отдельных видов предприятий предусмотрены и иные суммы, как и иной порядок). Если предприятие признается неспособным отвечать по своим обязательствам, суд вводит процедуру конкурсного производства и удовлетворяет требования кредиторов путем реализации имущества дебитора. Процесс по банкротству в случае ликвидации предприятия заканчивается вынесением решения о признании должника несостоятельным (банкротом), которое содержит указания на факт такого признания, назначение процедуры реализации имущества, а также назначение управляющего.

В конкурсном производстве участвует любое имущество должника, которое было использовано им в экономической деятельности. Это могут быть:

• Сооружения, строения, здания;
• Земельные участки;
• Технические средства производства;
• Транспортные средства;
• Сырье;
• Произведенные или реализуемые товары;
• Имущественные права (доли в уставных капиталах, акции, векселя, долги);
• Интеллектуальная собственность (наименование фирмы, зарегистрированные товарные знаки, ноу-хау, лицензии и прочее).

Если деятельность предприятия подлежала обязательному лицензированию, то у приобретателя возникает привилегия на получение такой лицензии.

Сами сделки осуществляются на условиях, установленных Гражданским кодексом для сделок с предприятиями как имущественным комплексом. На предприятие распространяется правовой статус недвижимых объектов. Для оценки стоимости предприятия необходима его оценка, при которой учитываются как стоимость реальных объектов, так и долговых обязательств предприятия.

По установленными приказом Минфина № 49 правилами при инвентаризации предприятия учитываются:

• Основные средства. Это строения, здания, сооружения, средства производства, оборудование, механические средства, транспортные средства;
• Нематериальные активы. Это интеллектуальная собственность, об объектах которой упоминалось ранее. Общий режим таких объектов установлен частью 4 Гражданского кодекса;
• Капитальные вложения – это суммы, потраченные на возведение и поддержание «незавершенки» (объектов строительства, не сданных и не введенных в эксплуатацию);
• Запасы (тара, сырье);
• Готовая продукция;
• Денежные средства (наличность в кассе, счета в банке, долговые обязательства).

Стадии банкротства

Процедура наблюдения

Основными задачами процедуры наблюдения являются обеспечение сохранности имущества должника и анализ финансового состояния должника.
Наблюдение представляет собой процедуру банкротства, вводимую арбитражным судом с момента вынесения определения о принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

С моментом вынесения данного определения Закон связывает весьма существенные правовые последствия, в частности:

• имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве);
• по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества;
• приостанавливается исполнение дополнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ст. 57 Закона;
• запрещается удовлетворение требований участника должника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников;
• ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: