Уроки
1. Запишите число и тему в тетрадь по литературе. Работаем по конспекту. Выделенное жирным шрифтом запишите в тетрадь, остальное устно. Проверю записи 8 декабря. Оценка двойная (литература и родной язык)
2.Чтобы познакомиться с новой темой, нам, ребята, необходимо вспомнить то, что вы изучали на предыдущем уроке.
На уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы.
– О каком историческом событии говорили на предыдущих уроках? (Об Отечественной войне 1812 года.)
– Какие произведения, посвящённые Отечественной войне 1812 года, вам известны? (Л.Н.Толстой «Война и мир», Д.Давыдов «1812 год.Отрывок и дневника», Ф.Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» и др.)
3 .Выполнение тестового задания
1 вопрос. Лермонтов посвятил стихотворение «Бородино»
1) 10-летней годовщине сражения;
2) 20-летней годовщине сражения;
3) 25-летней годовщине сражения;
4) 30-летней годовщине сражения.
2 вопрос. Бородино – это:
1) село под Москвой;
2) деревня под Смоленском;
3) город под Петербургом;
4) поле в окрестностях Киева.
3 вопрос. Бородинское сражение произошло во время:
1) Отечественной войны с Наполеоном в 1812 году;
2) войны с Турцией в 1828 году;
3) русско-турецкой войны в 1877 году;
4) Великой Отечественной войны с фашистами в 1942 году.
4 вопрос. Главнокомандующим русскими войсками во время Бородинского сражения был:
1) Александр Суворов
2) Михаил Кутузов
3) Георгий Жуков
4) Константин Рокоссовский
5 вопрос. Чем закончилось Бородинское сражение?
1) Французская армия под предводительством Наполеона сдалась в плен русским.
2) Французы отступили.
3) Русская армия потерпела поражение, поэтому спасалась бегством.
|
6 вопрос. От чьего лица ведется повествование о Бородинском сражении?
1) от лица юноши, который разговаривал с очевидцем сражения;
2)от лица автора произведения;
3) от лица командующего русской армией;
4) от лица старого солдата – участника Бородинского сражения.
7 вопрос: Что такое кивер?
1) артиллерийский снаряд;
2) род войск;
3) высокий головной убор у военных;
4) стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
(Ответы: 1-й вопрос – 3;
2-й вопрос – 1;
3-й вопрос – 1;
4-й вопрос – 2;
5-й вопрос – 2;
6-й вопрос – 4;
7-й вопрос – 3).
4 .Работа с текстом стихотворения
Ребята, кого мы можем считать героем произведения? (Русского солдата).
Составим его характеристику.
· Мужество - присутствие духа в опасности.
· Храбрость - отсутствие страха.
· Отвага - смелость, бесстрашие, храбрость.
· Удаль - безудержная, лихая смелость.
· Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
· Патриотизм - преданность и любовь к Родине, народу.
- Ребята, как вы считаете, это портрет только одного солдата, или все воины той эпохи были такими?
-Посмотрим в тексте, какое местоимение встречается чаще: я или мы?
(местоимение мы и близкие по смыслу местоимения наш). О чем это говорит? (о том, что солдаты осознают себя одним целым, у них одна Родина и одна большая цель – защитить ее).
-Как называют людей, которые любят свою Родину? (Патриоты).
-А что значит любить свою Родину? (Любовь к Родине начинается с любви и бережного отношения к родному языку, со знания родной истории и культуры, с понимания особой роли России в мировой истории. Для старшего поколения патриотизм – это желание служить своей стране, честно трудиться, ответственно выполнять свой долг. Воинский долг – отважно защищать свою страну, выполняя приказы командира, не жалея себя).-
|
- Найдем в стихотворении строки о полковнике.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам ...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
— И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
-Что значит «рожден был хватом», как вы думаете? В чем эта воинская хватка? --И еще одна интересная строчка - «слуга царю, отец солдатам». Какой он, идеальный командир? Чью волю он исполняет? Как он относится к солдатам?
Вывод: русский командир выполняет не свою волю, он подчиняется приказу, он отвечает за вверенных ему солдат, относится к ним по-отчески, то есть зря на гибель их не пошлет. Только перед лицом серьезной опасности полковник благословляет солдат сложить свои головы за спасение Москвы, которую недаром считают сердцем России. Это и есть «клятва верности» в стихотворении.
Работа над языком произведения:
-Приведите примеры поэтического языка (метафоры, эпитеты, сравнения и т. п.), при помощи которых изображаются высокие чувства простых русских людей.
-Приведите примеры народных слов и оборотов, характерных для языка стихотворения «Бородино».
-Сравните седьмую и восьмую строфы стихотворения. (Седьмая строфа описывает ночь накануне сражения – в ней большую роль играют прилагательные, замедляющие темп рассказа.Восьмая строфа рисует утро боя 26 августа 1812 г. – здесь больше глаголов, которые передают движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря.)