1. Биологический возраст – это:
а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования;
б) совокупность морфо-функциональных свойств организма, зависящих от
индивидуального темпа роста и развития;
в) период от зачатия до момента обследования;
г) период от зачатия до момента рождения.
2. Биологический возраст можно установить по следующим данным:
а) длине тела и ее годовым прибавкам;
б) массе тела и ее соответствию средним возрастным показателям;
в) развитию вторичных половых признаков;
г) жизненной емкости легких;
д) наличию точек окостенения;
е) числу постоянных зубов.
3. Показатели, используемые для определения биологического возраста, должны:
а) иметь отчетливые, генетически детерминированные изменения в процессе роста и развития;
б) мало изменяться на протяжении роста и развития;
в ) определяться простыми, малотрудоемкими методами;
г) иметь большую вариабельность в популяции;
д) иметь малую вариабельность в популяции.
4. Хронологический возраст это:
а) период от зачатия до момента рождения;
б) период от зачатия до момента обследования;
в) период от рождения до момента обследования.
5. Наиболее интенсивны процессы роста и развития в возрасте:
а) грудном;
б) дошкольном;
в) младшем школьном;
г) подростковом.
6. Ускорение процессов роста и развития называется ___ акселерация _______________________
7. Акселерация включает:
а) ускорение роста и развития;
б) увеличение продолжительности жизни;
в) увеличение продолжительности репродуктивного периода;
г) увеличение дефинитивных размеров тела;
д) изменение структуры заболеваемости.
8. Основными группами теорий акселерации являются:
а) генетическая;
б) физико-химическая;
|
в) теория комплекса факторов условий жизни;
г) социально-гигиеническая.
9. В состав физико-химических теорий акселерации входят:
а) гелиогенная;
б) радиоволновая;
в) космической радиации;
г) повышенной концентрации углекислого газа, связанного с производством;
д) гетерозиса (смешение популяции).
10. В состав генетических теорий акселерации входят теории:
а) циклических биологических изменений;
б) гетерозиса (смешения популяции);
в) космической радиации;
г) радиоволновая.
11. В состав группы теорий о влиянии факторов условий жизни на акселерацию входят:
а) алиментарная;
б) урбанического влияния;
в) повышенной информации.
г) комплекса социально-биологических фактов
12. Замедление темпов роста и развития называется ____ Децелерация ____________________
13. Децелерация это:
а) ускорение роста и развития;
б) замедление темпов соматического развития;
в) замедление сроков полового созревания;
г) уменьшение продолжительности жизни;
д) уменьшение дефинитивных размеров тела.
14. В настоящее время в физическом развитии детей и подростков отмечается:
а) акселерация большинства показателей;
б) стагнация большинства показателей;
в) децелерация большинства показателей;
г) децелерация только морфологических показателей;
д) децелерация в основном функциональных показателей.
15. Уменьшение широтных и обхватных размеров тела, наблюдаемое в физическом развитии детей и подростков называется_ ___ Грацилизация ____________________
16. Изменения, происходившие в биологии человека в двадцатом веке, получили название ______ Секулярный тренд ___________________.
|
17. Секулярный тренд 20 –го века включает:
а) ускорение темпов роста и развития;
б) увеличение продолжительности жизни;
в) увеличение продолжительности репродуктивного периода;
г) изменение структуры заболеваемости.
18. Проявлениями полового диморфизма являются:
а) более раннее начало полового созревания у девочек;
б) более раннее начало полового созревания у мальчиков;
в) более раннее завершение процессов роста у девочек;
г) более раннее завершение процессов роста у мальчиков;
д) двойной перекрест ростовых кривых;
е) акселерация роста и развития.
19. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:
а) оценка физического развития индивидуума;
б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение
периода роста и развития;
в) исследование физического развития больших групп детей в относительно
короткий срок;
г) однократное исследование физического развития детей.
20. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:
а) оценка физического развития индивидуума;
б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение
периода роста и развития;
в) исследование физического развития больших групп детей в относительно
короткий срок;
г) исследование физического развития детей в генеральной совокупности.
21. Для оценки физического развития детей и подростков вычисляют возраст обследуемого с точностью до:
а) часов;
б) дней;
в) месяцев;
г) лет.
22. Установите соответствие:
Возрастная группа
1. до 1 года; (Б)
2. от 1 года до 3 лет; (В)
|
3. от 3 лет до 7 лет; (Г)
4. от 7 лет до 18лет. (Д)
Точность округления возраста
А. До дней
Б. До месяцев
В. До 3 месяцев
Г. До 6 месяцев
Д. До 1года.
23. Определите возрастную группу ребенка (с точностью до года), если на момент осмотра ему было 11 лет 6 месяцев 21 день.
Ответ:___ 12 лет _____
24. Определите возрастную группу ребенка (с точностью до года), если на момент осмотра ему было 10 лет 4 месяца 6 дней.
Ответ:____ 10 лет ____
25. Наиболее информативны в дошкольном возрасте (4-6 лет) следующие показатели биологического развития:
а) длина тела;
б) погодовая прибавка длины тела;
в) число постоянных зубов;
г) изменение пропорций телосложения;
д) степень развития вторичных половых признаков.
26. Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14-17 лет) следующие показатели биологического развития:
а) длина тела;
б) погодовая прибавка длины тела;
в) число постоянных зубов;
г) изменение пропорций телосложения;
д ) степень развития вторичных половых признаков.
27. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для:
а) назначения индивидуальных рекомендаций по профилактике и лечению
заболеваний;
б) индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки;
в) оценки состояния здоровья коллектива;
г) выделения группы риска развития заболевания;
д) оценки состояния здоровья индивидуума и его динамики;
е) оценки динамики в состоянии здоровья коллектива.
28. Методом оценки физического развития, при котором наиболее полно учитывается взаимосвязь между длиной тела, массой тела и окружностью грудной клетки, является:
а) метод сигмальных отклонений;
б) метод шкал регрессии;
в) центильный метод;
г) метод распределения численности сочетания признаков.
29. При асимметричном распределении показателей физического развития в совокупности для разработки стандартов целесообразно использовать
а) метод сигмальных отклонений
б) метод центильных шкал
в) метод шкал регрессии
30. При оценке физического развития по шкалам регрессии, за меру изменчивости массы тела и окружности грудной клетки принимается:
а) среднее квадратичное отклонение (сигма);
б) частное квадратичное отклонение (сигма регрессии);
в) коэффициент корреляции;
г) средние величины массы тела и окружности грудной клетки
31. При центильном методе оценки физического развития, величина наблюдаемого признака считается средней, если она находится в диапазоне:
а) 25-50 процентилей;
б) 50-75 процентилей;
в) 25-75 процентилей.
32. Оцените гармоничность физического развития ребенка, если масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или превышают ее более чем на 1 сигму регрессии за счет развития мускулатуры:
а) гармоничное;
б) дисгармоничное;
в) резко дисгармоничное.
33. Оцените гармоничность физического развития ребенка, если масса тела и окружность грудной клетки менее или более должных на 1.1-2.0 сигмы регрессии (не за счет развития мускулатуры):
а) гармоничное;
б) дисгармоничное;
в) резко дисгармоничное.
34. Укажите район, в котором, по результатам оценки уровня биологического развития детей, выявлена наиболее неблагоприятная ситуация:
Число детей (%) | Район N1 | Район N2 | Район N3 | P<0.05 |
С уровнем биологического развития, соответствующим возрасту | 70,7 | 66,4 | 66,2 | 1-2; 1-3 |
С уровнем биологического развития, опережающим возраст | 2,3 | 6,9 | 4,0 | 1-2; 2-3 |
С уровнем биологического развития, отстающим от возраста | 27,0 | 26,7 | 29,8 | 1-3; 2-3 |
а) район N1
б) район N2
в) район N3
35.Укажите район, в котором, по результатам оценки уровня биологического развития детей, выявлена наиболее неблагоприятная ситуация:
Число детей (%) | Район N1 | Район N2 | Район N3 | P<0.05 |
С уровнем биологического развития, соответствующим возрасту | 70,7 | 66,4 | 66,2 | 1-2; 1-3 |
С уровнем биологического развития, опережающим возраст | 6,3 | 6,8 | 4,8 | 1-3; 2-3 |
С уровнем биологического развития, отстающим от возраста | 24,0 | 26,7 | 29,0 | 1-3; 2-3 |
а) район N1
б) район N2
в) район №3
36.Укажите район, в котором, по результатам оценки гармоничности морфо-функционального состояния детей, выявлена наиболее неблагоприятная ситуация:
Число детей (%) | Район N1 | Район N2 | Район N3 | P<0.05 |
С гармоничным развитием | 65,2 | 64,5 | 69,1 | 1-3 2-3 |
С дисгармоничным развитием за счет избытка массы тела | 21,5 | 20,3 | 19,6 | |
С дисгармоничным развитием за счет дефицита массы тела | 13,3 | 15,2 | 11,3 | 1-3 1-2 2-3 |
а) район N1
б) район N2
в) район N3
37. При невозможности проанализировать все показатели физического развития, для выявления влияния загрязнения атмосферного воздуха на физическое развитие детского коллектива
выберите 3 наиболее информативных показателя:
а) число детей с отставанием биологического возраста от паспортного;
б) число детей с опережением биологического возраста от паспортного;
в) число детей с дисгармоничностью морфо-функционального состояния
за счет избытка массы тела;
г) число детей с дисгармоничностью морфо-функционального состояния
за счет дефицита массы тела;
д) среднеарифметическая ЖЕЛ;
е) число детей с ЖЕЛ ниже 25-го процентиля.
38. Для сравнения физического развития коллективов детей и подростков целесообразно использовать:
а) среднеарифметические показатели длины тела;
б) среднеарифметические показатели массы тела;
в) среднеарифметические величины функциональных показателей;
г) число детей с биологическим возрастом, соответствующим паспортному;
д) число детей с гармоничным морфо-функциональным состоянием.
39. В программу исследования физического развития детей и подростков с целью получения стандартов включается:
а) выбор контингента детей для проведения антропометрических исследований;
б) отбор для исследования детей первой группы здоровья;
в) определение объема выборки;
г) выбор антропологических показателей;
д) единообразие приемов и форм регистрации измерения и использование
выверенного и унифицированного инструментария;
е) определение приемов обработки результатов исследования и формы их
представления;
ж) обобщение и анализ результатов;
з) проведение оценки физического развития.
40. Однородная статистическая совокупность данных для расчета стандартов физического развития отбирается по следующим признакам:
а) год рождения, здоровье, пол, отсутствие заболеваний в течение года, место
жительства, социальное положение родителей;
б) возраст, пол, место жительства, отсутствие заболеваний в течение года,
национальность;
в) возраст, пол, этническая принадлежность, место жительства, состояние здоровья;
г) здоровье, пол, год рождения, национальность родителей,место жительства.
41. Местные или региональные стандарты физического развития устанавливаются:
а) ежегодно в ходе медицинских профилактических осмотров;
б) ежегодно индивидуализирующим методом;
в) генерализирующим методом раз в 15-20 лет;
г) генерализирующим методом ежегодно;
д) генерализирующим методом в случае резкого изменения социальных условий.
42. При разработке стандартов физического развития для мальчиков 6 месяцев из обработки должны быть исключены данные следующих детей:
а) Иванов Коля, возраст 6 месяцев 4 дня, русский, практически здоров;
б ) Сидоров Саша, возраст 5 месяцев 4 дня, русский, практически здоров;
в) Горпенко Иван, возраст 6 месяцев 2 дня, украинец, практически здоров;
г) Павлов Миша, возраст 5 месяцев18 дней, русский, остаточные явления
энцефалопатии, вследствии глубокой недоношенности;
д) Салов Константин, возраст 5 месяцев 24 дня, русский, практически здоров, из двойни.
43. Действия при разработке стандартов физического развития; установите правильную последовательность:
[1] оценка репрезентативности совокупности;
[2] формирование однородной совокупности;
[3] оценка распределения признаков в совокупности;
[4] выбор метода статистической обработки;
[5] разработка стандартов физического развития.
2, 1, 3, 4, 5
44. При разработке региональных стандартов физического развития для мальчиков 7 лет г. Москвы следует исключить данные обследования следующих детей:
N п/п | Фамилия, Имя | Возраст | Националь-ность | Учреждение | Состояние здоровья |
А | Егоров Дима | 6л 7м 3д | Русский | школа 72 г.Москвы | миопия слабой степени |
Б | Жевнов Миша | 7л 4м 3д | Белорус | школа-интернат 34 г.Москвы | аденоиды 1-й степени |
В | Зайцев Вова | 7л 3м 5д | Русский | школа 31 г.Москвы | хр. тонзиллит в стадии субкомпенсации |
Г | Иванов Коля | 7л 6м 3д | Русский | школа 43 г.Москвы | логоневроз |
Д | Петров Ваня | 7л 4м 9д | Якут | школа 43 г.Москвы | миопия слабой степени |
45. По определению, принятому в гигиене детей и подростков, здоровье – это:
а) состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и повреждений;
б) состояние организма человека, когда функции его органов и систем
уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения;
в) гармоничное, соответствующее возрасту развитие, нормальный уровень
функций и отсутствие заболеваний;
г) отсутствие хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений.
46. Основными группами показателей, используемых для характеристики общественного здоровья детей и подростков, являются:
а) младенческая смертность;
б) показатели физического развития различных возрастно-половых групп;
в) медико-демографические показатели;
г) медико-статистические показатели заболеваемости;
д) данные об инвалидизации детей;
е) патологическая пораженность.
47. Основными факторами риска, влияющими на состояние здоровья детей, являются:
а) несоответствие параметров окружающей среды и условий жизнедеятельности гигиеническим требованиям;
б) наследственность;
в) недостаточная или избыточная двигательная активность;
г) нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса;
д) недостатки в организации и качестве питания;
е) отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни;
ж) неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.
48. Основными путями изучения состояния здоровья детей и подростков являются:
а) выборочные обследования репрезентативных групп;
б) обобщение результатов массовых осмотров;
в) эпидемиолого-математическое моделирование;
г) естественно-гигиенический эксперимент.
49. Определяющие признаки здоровья индивидуума:
а) отсутствие в момент обследования заболеваний и морфофункциональных
отклонений;
б) гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое
развитие;
в) нормальный уровень функций;
г) отсутствие предрасположенности к заболеваниям.
50. К медико-демографическим показателям, характеризующим состояние здоровья детской популяции, относятся:
а) рождаемость;
б) смертность;
в) естественный прирост;
г) средняя продолжительность предстоящей жизни;
д) инвалидность.
51. Анализ состояния здоровья детских и подростковых контингентов проводится по:
а) данным о развитии речи;
б) патологической пораженности;
в) заболеваемости по обращаемости;
г) количеству часто болеющих детей;
д) индексу здоровья;
е) комплексной оценке состояния здоровья (распределение на группы здоровья).
52. При анализе состояния здоровья детей и подростков сравниваемые популяции должны быть однородны:
а) по полу;
б) по возрасту;
в) по состоянию здоровья;
г) по уровню физического развития.
53. Искажения статистических данных, характеризующих состояние здоровья детей и подростков, могут быть связаны с:
а) неоднородностью сравниваемых популяций;
б) неполной регистрацией заболеваемости;
в) различиями в качестве и доступности медицинской помощи;
г) различиями в подходах к диагностике заболеваний;
д) различиями в оснащенности диагностическим оборудованием.
54. Изменения здоровья детей и подростков в современных условиях характеризуются:
а) ростом хронических болезней;
б) снижением хронической заболеваемости;
в) ухудшением физического развития;
г) ростом психических расстройств и пограничных состояний;
д) увеличением нарушений в репродуктивной системе;
е) увеличением числа детей, относящихся к группам высокого медико-
социального риска.
55. Показатель "патологическая пораженность" для детской популяции определяется как:
а) отношение дней, пропущенных по болезни, к общему числу учебных дней;
определяется на основании справок о болезни;
б) отношение числа детей, не болевших в течение года, к общему числу
обслуживаемых детей (в %); определяется на основании справок о болезни;
в) отношение числа выявленных случаев заболеваний и функциональных
отклонений к числу обследованных детей; на основании данных углубленных
(плановых) медицинских осмотров;
г) отношение числа детей, болевших более 4 раз в течение года, к общему числу обращавшихся в поликлинику детей (в %); определяется на основании
справок о болезни.
56. Число детей, совершенно не болевших за год (в %), по отношению к общему числу обследованных называется:
__ Индекс здоровья ___________________________________________.
57. Показатель "индекс здоровья" для детской популяции определяется как:
а) отношение дней, пропущенных по болезни, к общему числу учебных дней;
определяется на основании справок о болезни;
б) отношение числа детей, не болевших в течение года, к общему числу обследованных детей,, (в %); определяется на основании справок о болезни;
в) отношение числа выявленных случаев заболеваний и функциональных
отклонений к числу обследованных детей; на основании данных углубленных
(плановых) медицинских осмотров;
г) отношение числа детей, болевших более 4 раз в течение года, к общему числу обращавшихся в поликлинику детей,(в %); определяется на основании
справок о болезни.
58. Часто болеющими детьми считаются те, кто болел в течение года:
а) 2 раза;
б) 3 раза;
в) 4 раза;
г) 5 раз.
59. Длительно болеющими считаются дети, у которых длительность одного заболевания составляла более:
а) 10 дней
б) 15 дней
в) 20дней
г) 25 дней
д) 30 дней
60. Среднегодовой списочный состав дошкольного учреждения –100 детей. За год 20 детей не болели ни разу, 50 детей 1-3 раза, остальные - 4 и более раз. К 1 группе здоровья отнесены 30 детей, не имели хронических заболеваний всего 60 детей. Рассчитайте индекс здоровья.
а) 20%
б)30%
в) 50%
г) 60%
61. Среднегодовой списочный состав дошкольного учреждения –100 детей. За год 20 детей не болели ни разу, 20 детей 1 раз, 10 детей –2 раза, 20 детей 3 раза, 20 детей - 4 раза, остальные - 5 и более раз. Рассчитайте долю часто болеющих детей(в %).
а) 10%
б) 20%
в)30%
г) 50%
д) 60%
62. Уровень заболеваемости детей зависит от:
а) возраста;
б) пола;
в) порядкового номера родов;
г) социального положения родителей.
63. Уровень заболеваемости детей в сравнении со взрослыми:
а) ниже;
б) одинаковый;
в) выше;
г) выше лишь по распространенности хронических заболеваний;
д) ниже лишь по сравнению с пенсионным контингентом.
64. Правильными утверждениями являются:
а) уровень смертности мальчиков выше, чем девочек;
б) уровень смертности девочек выше, чем мальчиков;
в) распространенность хронических заболеваний у мальчиков выше, чем у
девочек;
г) распространенность хронических заболеваний у девочек выше, чем у
мальчиков.