Опасные (особые) явления погоды




Грозы. Повторяемость гроз в открытом океане не превышает 1%. На Азорских островах среднее месячное число дней с грозой не более 1.

Смерчи. В описываемом районе нередко отмечаются смерчи или торнадо. Давление воздуха в смерче понижено. Скорость перемещения смерча в среднем 10 м/с. Длина его пути колеблется от 0,5 до 250 миль.

Следует отметить, что вблизи смерча (поблизости от его пути) может наблюдаться почти полное затишье. Смерчи продолжаются обычно около 30 мин, приходят с берега и не распространяются далеко в океан. Температура воздуха при смерче понижается на 4–7оС.

Тропические циклоны. Тропический циклон представляет собой перемещающуюся со скоростью обычно от 70 до 240 миль в сутки область низкого атмосферного давления диаметром от 20 до 600 миль, в которой происходит интенсивное круговое движение воздушных масс против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой – в южном.

Тропические циклоны зарождаются в тропических широтах и от места зарождения движутся с постепенно возрастающей скоростью в область субтропических и умеренных широт; продолжительность их существования от 3–5 до 20 суток.

Атмосферное давление в тропическом циклоне от периферии к центру падает и в центре циклона составляет 950–970 мб, а в отдельных случаях еще меньше; сила ветра от периферии к центру возрастает и вблизи центра достигает ураганной силы. Прохождение тропического циклона всегда сопровождается мощной облачностью, очень сильными и продолжительными ливнями и значительным волнением. Только в самом центре циклона в зоне диаметром не более 20 миль небо обычно ясное («глаз бури») или покрыто тонкими высоко слоистыми облаками. В этой зоне ветер ослабевает до штиля, однако развивается толчея, опасная для судов. У побережья Северной Америки тропические циклоны называются ураганами. Они наблюдаются севернее параллели 10˚N с мая по ноябрь. В западной части Тихого океана они зарождаются в районе между параллелями 8˚ и 15˚N и меридианами 125˚ и 150˚E, откуда перемещаются на N, а затем на NE. Тропические циклоны данного района известны под названием тайфуны, возможны они здесь в течение всего года, но чаще всего бывают с мая – июня по декабрь. В эти месяцы за 10-летний период наблюдалось от 3 до 18 дней в месяц с тропическими циклонами.

Средняя повторяемость тропических циклонов на переходе не более 5%. Кроме того маршрут лежит вдали от основных путей следования циклонов.

Признаки приближения тропического циклона. Отдельные признаки приближающегося циклона можно наблюдать на значительном удалении от него. Так, например, ветры, связанные с тропическим циклоном, иногда распространяются на расстояние до 700 миль от его центра; зыбь отмечается на расстояниях до 400–500 миль, а в отдельных случаях-до 1000 миль от центра циклона. На больших удаленьях от центра тропического циклона наблюдается ясное небо, высокая температура воздуха, духота, штиль или слабый ветер. Иногда отмечаются необычно окрашенные восходы и заходы солнца, при которых небо принимает огненный или медно-красный цвет с разнообразными оттенками, а также необычная флуоресценция моря и ореолы вокруг солнца и луны.

Важным признаком приближающегося тропического циклона на расстояниях до 1500 миль от центра циклона может служить появление перистых облаков в виде тонких прозрачных полос, перьев или хлопьев, которые хорошо видны при восходе и заходе солнца. Когда эти облака кажутся сходящимися в одной точке за горизонтом, то можно считать, что на расстоянии около 500 миль от судна в направлении движения циклона. Однако на расстояниях, превышающих 250 миль от центра тропического циклона, признаки его приближения нельзя считать безусловными.

Более надежные признаки приближающегося тропического циклона представляется возможным установить с расстояния порядка 200 миль. На этих расстояниях сила ветра, связанного с тропическим циклоном, составляет 6–7 баллов, появляются разорванно-кучевые облака, которые приходят на смену перистым облакам; наблюдается значительная зыбь, идущая от центра циклона. Движение мелких одиночных кучевых облаков обычно надежно указывает на направление движения центра циклона. Если встать навстречу движению кучевых облаков, то в северном полушарии центр тропического циклона будет расположен справа, а в южном полушарии – слева.

Так как зыбь распространяется по радиусам от центра циклона, то по направлению распространения зыби можно судить о положении центра циклона, а по изменению этого направления составить представление о направлении движения циклона. При этом необходимо учитывать, что если между центром тропического циклона и судном имеются острова, то они могут изменить направление зыби.

С приближением тропического циклона происходит уплотнение облачности, усиление ветра и зыби. На расстояниях 100–150 миль от центра циклона наблюдается заметное падение атмосферного давления, хотя суточный ход его еще сохраняется. Сила ветра в этой зоне достигает 8–9 баллов, кучевые облака заволакивают все небо и начинаются сильные ливневые дожди. Дождевые завесы обычно хорошо просматриваются на экране судового радиолокатора.

На расстояниях менее 100 миль от центра тропического циклона происходит резкое падение атмосферного давления и полностью нарушается его суточный ход. В 10–16 милях от центра циклона падение давления может достигать 10–20 мб. в час. Ветер продолжает усиливаться: в 50–70 милях от центра циклона сила его достигает 10 баллов, а в 30–35 милях 12 баллов. Зыбь также усиливается и с приближением к центру циклона переходит в толчею. В северном полушарии наиболее сильное волнение образуется в правой задней четверти циклона, а в южном полушарии – в левой задней четверти.

После прохождения центра тропического циклона наблюдаются те же метеорологические явления, какие отмечались во время приближения центра циклона, однако в обратной последовательности и с большей скоростью их смены.

Правила для расхождения судна с центром тропического циклона.

Попав в область действия приближающегося тропического циклона, необходимо стремиться уйти с пути его движения и удалиться на возможно большее расстояние от центра и опасной четверти циклона. В северном полушарии наиболее опасной является передняя правая четверть тропического циклона, а в южном полушарии – левая передняя, так как в этих четвертях ветер сносит судно по направлению к центру тропического циклона и пути его движения.

Определение положения центра тропического циклона, направления его движения и четверти циклона, в которой находится судно, выполняется по следующим правилам:

1. Если стать спиной к ветру, то в северном полушарии центр тропического циклона будет находиться впереди приблизительно на 60˚ влево, а в южном полушарии – вправо от направления, по которому дует ветер. По мере приближения судна к центру тропического циклона этот угол увеличивается и достигает 90˚ и более.

2. Судно в северном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление по движению часовой стрелки. В южном полушарии судно находится в опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление против движения часовой стрелки.

3. Если направление ветра не меняется, сила его возрастает, а давление падает, значит, судно находится на пути центра приближающегося тропического циклона.

4. Если давление повышается, значит, центр циклона миновал. При этом ветер изменяет свое направление по движению часовой стрелки. В северном полушарии судно находится в правой (в южном полушарии в левой) задней четверти циклона. А когда ветер изменяет свое направление против движения часовой стрелки, то в северном полушарии судно находится в левой (в южном полушарии в правой) задней четверти циклона.

Применить на практике указанные правила не всегда представляется возможным, так как вследствие исключительной сложности гидрометеорологической обстановки в тропическом циклоне измерения значений гидрометеорологических элементов и наблюдения за их изменениями затруднены. Поэтому если не удалось установить четверть, в которой находится судно, то для большей безопасности следует предполагать неблагоприятный случай, когда судно находится в наиболее опасной четверти. В этом случае в северном полушарии рекомендуется изменить курс с таким расчетом, чтобы ветер дул с носовых курсовых углов правого борта (в южном полушарии – левого борта). Если при дальнейшем уточнении окажется, что судно находится в левой передней четверти циклона, то курсовые углы ветра следует увеличить до кормовых. Обычно сведения о зарождении и движении тропического циклона систематически передаются по радио. При получении этих сведений полезно следить за изменением траектории движения циклона, пользуясь картой. На карту рекомендуется нанести центр циклона, а также сектор, в котором наиболее вероятно перемещение центра. Для получения упомянутого сектора следует из центра циклона проложить направление его движения в данный момент и под углом 40˚ в каждую сторону от этого направления-линии длиной, равной ожидаемому перемещению центра циклона за сутки. Можно ожидать, что в течение ближайших 24 ч центр тропического циклона окажется где-то в пределах указанного сектора. Если через некоторое время поступят новые данные о местоположении центра циклона, следует снова вычертить такой же сектор и внести необходимые поправки в меры, принимаемые для расхождения с циклоном. Направление движения центра циклона будет определяться направлением отрезка, соединяющего центры двух последних секторов. Особенно важен рекомендуемый контроль над изменением траектории движения циклона в тех случаях, когда судно находится вблизи района поворота циклона.

Ниже приводятся правила маневрирования в частных случаях при встрече с тропическим циклоном.

Правила маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии

Случай 1. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движения циклона заблаговременно, т.е. вдали от его центра, то нужно идти так, чтобы ветер был с правого борта, и по возможности держать курс перпендикулярно пути движения циклона. Это позволяет уйти в наименее опасную (левую переднюю) четверть циклона. Если пересечь путь движения тропического циклона на значительном удалении от его центра не удается, то не следует пытаться выполнить этот маневр даже на судах с мощными машинами.

Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и не может пересечь путь движения циклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центра тропического циклона, приведя ветер на носовые курсовые углы правого борта (вариант «а»). Если удалиться от центра тропического циклона на значительное расстояние не удается, то судно должно удерживаться носом против волны, работая машинами (вариант «б»).

Случай 3. Если судно приближается к циклону со стороны его наиболее опасной первой передней четверти, нужно изменить курс на обратный и поступить так, как указано в случае 2.

Случай 4. Если судно находится в левой передней четверти тропического циклона, нужно стремиться уйти от центра циклона курсом, перпендикулярным пути его движения, приведя ветер по правому борту.

Случай 5. Если судно находится в левой передней четверти тропического циклона и не может держать курс перпендикулярно пути движения циклона, то следует привести ветер не кормовые курсовые угли правого борта и идти полным ходом.

Случай 6. Если судно догоняет тропический циклон, нужно уменьшить ход, приведя ветер по левому борту, и ожидать, пока циклон удалится.

Вероятность появления тропических циклонов

Северо-западная часть Атлантического океана: Тропические циклоны в этой области называются «тайфунами» при скорости ветра больше 64 узлов, или «супер тайфуны» при скорости ветра больше 130 узлов. В этой области зарождается больше циклонов, чем в каком ни будь другом месте земного шара. В среднем здесь возникает около 25 тропических циклонов, из которых ежегодно 18 достигает силу тайфуна. Эти тайфуны являются самыми большими и самими сильными тропическими циклонами в мире. Максимальная скорость ветра больше 130 узлов и диаметр больше 600 миль встречаются редко.

Северо-восточная часть Атлантического океана: Тропические циклоны в этой области называются «hurricanes» (ураганы), если скорость ветра превышает 64 узлов. Это второй наиболее активный в мире район возникновения тропических циклонов. Эти циклоны отличаются от циклонов Северо-западной части Атлантического океана тем, что они обычно меньше по размеру. Однако они могут быть такими же мощными.

В ноябре в данном регионе возникает в среднем 2–3 тропических Бурей и 2 «hurricanes».

Цунами. Цунами это морские волны, образующиеся в океане под действием землетрясений и вулканических извержений на морском дне, или вблизи берегов. Они образуются главным образом в результате землетрясений силой более 6 баллов (по шкале Рихтера) с эпицентром на глубинах не более 50 км.

Обычно это серия из 3–9 волн, распространяющихся со скоростью 200–500 миль в час от эпицентра землетрясения с интервалами 10–30 мин. Длина этих волн 50–200 миль, а высота 3–5 м, поэтому они не оказывают никакого действия на суда в открытом океане. Разрушительное действие цунами проявляется у открытых берегов и с особой силой у глубоких V-образных бухтах и заливах, имеющих широкие входы и медленно убывающие к берегам глубины. При приближении к берегу, передняя часть волны становится крутой, а высота ее непрерывно нарастает и достигает 10–30 м, образуя водяную стену; эта волна с огромной силой обрушивается на берег, производя катастрофические разрушения. Следует отметить, что волны цунами способны преодолевать большие расстояния и могут производить разрушения в большом удалении от эпицентра землетрясения. По наблюдениям, в различных районах Тихого океана наиболее высокая волна цунами вторая, третья и редко более поздние волны.

Первым признаком приближения цунами является быстрое падение уровня воды и не связанное с нормальным отливом отступление воды (в мелководных районах на сотни метров от берега). Период отступления воды длится 5–35 мин (иногда и дольше), после чего приходит первая волна цунами. Отступление воды от берегов сопровождается необычайной тишиной, сменяющей шум прибоя.

Цунами весьма опасны для судов, стоящих на якоре вблизи берега или ошвартованных у причалов. Поэтому при получении сообщения о землетрясении и возможном возникновении цунами судам следует немедленно уходит в море.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: