Тема: Психологические основы профессиональной деятельности




Занятие № 2

 

Тема: Психологические основы профессиональной деятельности

Вопросы для изучения и конспектирования:

1. Структура профессиональной деятельности.

2. Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологических особенностей работника.

3. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.

4. Профессиональный подбор.

5. Классификация профессиональных деятельностей.

Рекомендуемая литература

 

1. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности /
Н. В. Самоукина. – Санкт-Петербург: Питер, 2003.

2. Прощицкая, Е. Н. Выбирайте профессию. – Москва, 1991.

3. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред.
Ю. Б. Гиппенрейтер и А. А. Пузырея. – Москва, 1982.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

5. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.

6. Климов, Е. А. Психология профессионала. – Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

7. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. – Москва: Академия, 2006.

 

Проверка знаний:

 

Задание: провести самоконтроль знаний по теме при помощи тестового задания.

Выберите один правильный ответ.

1. Деятельность – это…

а) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями, мотивами и целью достижения, направленная на познание и преобразование внешнего мира и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта;

б) особый вид активности человека и животных, обеспечивающий удовлетворение витальных потребностей и достижение определённых целей;

в) особый вид поведения человека, определяемый его мотивами и удовлетворяющий личные потребности;

г) поведение человека, обеспечивающее его социальную полезность.

2. Профессия – это…

а) род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;

б) деятельность, выполнение которой обеспечивает человеку материальное благополучие и удовлетворённость жизнью;

в) деятельность, результаты которой полезны для общества и самого человека;

г) название рода деятельности, которая оформляется документами в установленном порядке (например, договор), а работник за её выполнение получает предусмотренное вознаграждение.

3. Специальность – это…

а) комплекс знаний, умений, навыков, приобретенных путем специальной теоретической и практической подготовки;

б) трудовая деятельность, выбранная человеком для обеспечения своего материального благополучия;

в) комплекс знаний, умений, навыков, полученных человеком в условиях специальной тренировки и стажировки;

г) разновидность трудовой деятельности, требующей от человека специальных знаний и умений.

4. Профессиография – это…

а) специальный метод повышения эффективности труда;

б) метод построения в графической форме структуры какой-либо профессии;

в) комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления требований к человеку как работнику;

г) перечень условий и факторов трудовой деятельности.

5. Профессиограмма – это…

а) специальный документ по работе с действующим персоналом;

б) комплексное описание условий профессиональной деятельности и требований к профессионально важным качествам человека;

в) системное описание эргономических факторов и технологии работы;

г) совмещение ответов вариантов «б» и «в».

6. Психограмма – это документ, который …

а) содержит описание структуры профессионально важных качеств (психофизиологических, личностных, интеллектуальных) работника и является одной из частей профессиограммы;

б) включает в себя описание профессионально важных качеств конкретного работника;

в) описывает в графической форме структуру профессионально важных психических качеств человека;

г) совмещает ответы вариантов «б» и «г».

7. Психологические особенности современных профессий связываются с…

а) доминированием функций профессиональной и коммуникативной компетентности, информационными перегрузками.

б) доминированием нервно-психического и физического напряжения;

в) доминированием хронического переутомления и признаками профессионального выгорания;

г) доминированием функций оперативного мышления, наблюдательности и эмоционально-волевой устойчивости.

8. В «формуле профессий» выделяются…

а) внешние психологические признаки труда;

б) формальные психологические регуляторы труда;

в) обобщенные характеристики профессии;

г) технологические характеристики производственного процесса.

9. Профессиональное становление в классификации Е.А. Климова включает в себя периоды:

а) допрофессионализма, профессионализма, суперпрофессионализма, псевдопрофессионализма, послепрофессионализма;

б) допрофессионального развития, выбора профессии, собственно профессионального развития, послепрофессионализма;

в) допрофессионализма, ожидания, выбора профессии, профессионализма;

г) социальной подготовки, ожидания, реализации, бесперпективности, опустошённости.

10. Теория профессионального выбора Дж. Холланда заключается в том, что…

а) выборчеловеком социального окружения и профессиональной деятельности определяется доминирующими свойствами его личности и склонностью к получению удовлетворённости работой и жизнью;

б) выборчеловеком профессиональной деятельности определяется его активностью как субъекта и социально-престижными ориентациями жизнедеятельности;

в) выбор профессии человеком определяется совокупностью объективных и субъективных факторов;

г) выбор профессии человеком связывается с обстоятельствами конкретной ситуации и в определённой мере его склонностями.

Самодиагностика

Задание: проведите самоанализ с помощью теста-опросника «Мотивы выбора профессии» (автор: С. С. Гриншпун. Источник: Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе /
С. С. Гришпун // Школа и производство. – 1994. – № 6. – С. 11-12.)

Инструкция: Из предлагаемого перечня мотивов выбора профессии Вам необходимо выбрать те, которые наиболее значимы для Вас. На «Листе ответов» напротив соответствующего номера отметьте степень значимости для Вас того или иного мотива, выраженную в баллах:

4 – очень значим;

3 – имеет значение;

2 – скорее значим, чем незначим;

1 – скорее незначим, чем значим;

0 – не имеет значения.

 

Вопросы теста:

1. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

2. Влияние семейных традиций.

3. Желание руководить другими людьми.

4. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

5. Возможность получить профессию без длительного обучения.

6. Желание работать в престижном месте.

7. Желание иметь модную профессию.

8. Возможность быть в центре внимания, путешествовать, носить специальную форму одежды и т. п.

9. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

10. Возможность индивидуальной трудовой деятельности.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Возможность предпринимательской деятельности.

13. Необходимость материально обеспечить семью.

14. Желание приобрести экономические знания.

15. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

16. Интерес к материальной стороне профессии или должности.

17. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

18. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

19. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере трудовой деятельности.

20. Мечта заниматься любимой работой.

21. Уверенность, что избранная профессия соответствует моим способностям.

22. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

23. Возможность проявить самостоятельность в работе.

24. Желание приносить пользу людям.

25. Желание попробовать различные варианты решения профессиональной задачи.

26. Возможность привлечь свои разнообразные знания, напрямую с профессией не связанные.

27. Стремление узнать новое о давно известном, и возможность усвоить трудное.

28. Возможность выдвигать свои идеи, предлагать новые проблемы для решения, реализовывать их независимо от работающих рядом.

29. Желание заниматься несколькими делами одновременно или переключаться с одного дела на другое.

30. Стремление решать профессиональные задачи самому, а не следовать указаниям других.

31. Возможность самовыражения, проявления своих способностей и потенциалов.

32. Склонность выполнять интересную для меня работу, даже если успех ее не гарантирован.

 

Лист ответов

Ответ Ответ Ответ Ответ
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Обработка и анализ результатов

 

Обработка результатовпроводится путем суммирования баллов по столбцам. Сравнение четырех полученных сумм позволит выявить соотношение мотивов выбора профессии:

- вопросы № 1-8 – мотивы престижности профессии – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

- вопросы № 9-16 – мотивы материального благополучия – привлекают материальное благополучие, желание заработать, а интересы, склонности, практическая подготовленность учитываются в меньшей степени;

- вопросы № 17-24 – мотивы делового характера – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений и навыков, которые требует избираемая профессия;

- вопросы № 25-32 – мотивы творческой реализации в труде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: