В общем случае техническую сторону любого Интернет-магазина можно рассматривать как совокупность электронной витрины и торговой системы.
Электронная витрина предназначена для выполнения следующих задач:
· предоставление интерфейса к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс-листа);
· работа с электронной «корзиной» или «тележкой» покупателя;
· регистрация покупателей;
· оформление заказов с выбором метода оплаты и доставки;
· предоставление онлайн-помощи покупателю;
· сбор маркетинговой информации;
· обеспечение безопасности личной информации покупателей;
· автоматическая передача информации в торговую систему.
Витрина электронного магазина располагается на Интернет-сервере и представляет собой Web-сайт с активным содержанием. Основа витрины электронного магазина — каталог товаров с указанием цен, который может быть структурирован различными способами (по категориям товаров, по производителям), содержать полную информацию о характеристиках каждого товара и даже его изображение. Выбрав понравившийся товар, пользователь помещает его в «корзину» или «тележку». «Корзина» представляет собой некоторое приближение корзины в реальном универсаме, то есть, список продуктов, которые оплачиваются и доставляются вместе, одним пакетом (что позволяет снизить затраты на доставку). В любой момент до окончательного оформления заказа покупатель может отредактировать содержимое корзины и количество товаров каждого вида.
Процесс регистрации может инициироваться системой до или после выбора товаров из каталога. Оба способа имеют свои преимущества. Ввод регистрационных данных после выбора товаров позволяет покупателю сэкономить время в том случае, если он не принял решения что-либо купить в этом электронном магазине. Способ, при котором ввод данных производится в самом начале, выгоден продавцу тем, что позволяет легко отслеживать предпочтения конкретного покупателя при повторном посещении магазина и, учитывая их, повышать качество обслуживания (например, выводится сразу та часть каталога, которая ранее заинтересовала клиента). Существует и компромиссный вариант, когда, ввод регистрационной информации происходит после выбора товара, а в кэше браузера покупателя сохраняется файл Cookies, который используется при последующем подключении и передает информацию на сервер Интернет-магазина. При этом может снижаться степень защищенности персональной информации (в частности, информации о предпочтениях) покупателя.
|
Зачастую электронная витрина и является собственно Интернет-
магазином, а вторая важная часть, электронная торговая система, просто отсутствует. Все запросы покупателей поступают не в автоматизированную систему обработки заказов, а к менеджерам по продажам. Далее бизнес-процессы электронного магазина полностью повторяют бизнес-процессы предприятия розничной торговли. Таким образом, Интернет-витрина является инструментом привлечения покупателя, интерфейсом для взаимодействия с ним и проведения маркетинговых мероприятий. Автоматизация торговли становится выгодной только с ростом масштабов бизнеса. До тех пор, пока несколько человек без особых усилий справляются с ручной обработкой заказов покупателей, особенно если цена каждого отдельного заказа относительно низка или количество покупателей невелико, проще всего организовать Интернет-магазин
|
именно таким образом. Но для фирм, проводящих сотни транзакций в день и ориентированных на бизнес в Интернет это решение неприемлемо.
Системы оплаты.
Варианты оплаты купленного товара зависят от способа доставки. В целом их можно разделить на оплату в момент получения товара (при доставке курьером, по почте наложенным платежом или визите покупателя в реальный магазин) и на предварительную оплату (при передаче информации через Интернет, доставке обычной или экспресс-почтой, магистральным транспортом).
К варианту предварительной оплаты можно отнести различные схемы, связанные с резервированием суммы покупки на счету покупателя с действительным переводом средств только после осуществления доставки (так называемые защищенные сделки).
Электронные магазины предлагают следующие наиболее распространенные способы осуществления платежей:
· оплата наличными курьеру при доставке товара или при визите покупателя в реальный магазин;
· оплата банковским переводом, то есть, перечислением средств на расчетный счет (для иностранных граждан — валютный счет) электронного магазина;
· наложенным платежом — оплата производится в почтовом отделении при получении товара согласно действующим почтовым правилам;
· почтовым (телеграфным) переводом;
· онлайн-платежи.
В настоящий момент существует достаточно большое количество платежных инструментов и поддерживающих их технологических решений. Выбор адекватных платежных инструментов, являющийся ключевым вопросом для развития рынка платежей в Интернет, должен быть обусловлен целым рядом критериев, в число которых входят: удобство пользования, надежность и скорость проведения операции, безопасность и невысокая стоимость инструмента и его поддержки для всех участников платежей: покупателей, продавцов, банков.
|
На одном полюсе спектра возможных инструментов — традиционные платежные карточки, на другом полюсе — цифровая наличность.
Рассмотрим схему расчетов при помощи кредитных карт через систему электронных платежей ASSIST (https://www.assist.ru/).
Владелец банковской кредитной карточки: VISA, Eurocard/Mas_
terCard, Diners Club, JCB, American Express (AMEX) может оплачивать покупки в Интернет-магазинах. Расчеты в этом случае производятся по следующей схеме.
1.Покупатель через сеть Интернет подключается к Web-серверу магазина, формирует корзину товаров и выбирает форму оплаты по кредитным карточкам.
2.Магазин формирует заказ и переадресует покупателя на авторизационный сервер системы ASSIST, одновременно на авторизационный сервер передаются код магазина, номер заказа и его сумма.
3.Авторизационный сервер ASSIST устанавливает с покупателем соединение по защищенному протоколу SSL и принимает от покупателя параметры его кредитной карточки (номер карточки, дата окончания действия карточки, имя держателя карточки в той транскрипции, как оно указано на карточке). Информация о карточке не предоставляется магазину при операциях покупателя.
4.Авторизационный сервер ASSIST производит предварительную обработку принятой информации и передает ее в расчетный банк системы. Банк проверяет наличие такого магазина в системе, проверяет соответствие операции установленным системным ограничениям. По результатам проверок формируется запрет или разрешение проведения авторизации транзакции в карточную платежную систему.
5.При запрете авторизации банк передает авторизационному серверу ASSIST отказ от проведения платежа. Авторизационный сервер передает покупателю отказ с описанием причины, а магазину отказ с номером заказа. При разрешении авторизации запрос на авторизацию передается через закрытые банковские сети банку-эмитенту карточки покупателя или процессинговому центру карточной платежной системы, уполномоченному банком-эмитентом. При положительном результате авторизации, полученном от карточной платежной системы, происходит перевод денег на счет банка и отправляется подтверждение авторизации.
6.Банк передает авторизационному серверу ASSIST положительный результат авторизации.
7.Авторизационный сервер передает покупателю и магазину положительный результат авторизации с номером заказа, банк осуществляет перечисление средств на счет магазина в соответствии с существующими договорными отношениями между банком и магазином.
Электронная наличность, являясь аналогом традиционной по своим платежным свойствам, упрощает проведение сделки между ее участниками, не прибегая к помощи банка, что в большинстве случаев позволяет сохранить некую конфиденциальность.
Одной из популярных и надежных платежных систем в Интернете, в которой можно завести интернет-кошелек, является система WebMoney.
Для начала работы в платежной системе WebMoney Transfer, необходимо пройти регистрацию на сайте WebMoney Transfer. Далее следует активировать высланный на электронную почту регистрационный код, проверить достоверность указанного мобильного телефона. Затем уже можно будет скачать дистрибутив WM Keeper Classic с сайта разработчика и инсталлировать программу, следуя инструкциям-подсказкам. Зачисление денег в системе осуществляется различными способами, в том числе в банкоматах и терминалах.
В системе реализованы два типа платежей: обычный и с протекцией торговой сделки.
Обычный платеж.
1.Покупатель формирует заказ, получает от продавца номер его кошелька в системе WebMoney, производит оплату. При этом с его кошелька списывается, а в кошелек продавца зачисляется сумма в размере стоимости товара. Взаимодействие осуществляется через сервер сертификации системы.
2. Продавец осуществляет доставку товара.
Двухфазный платеж (платеж с протекцией торговой сделки).
Рекомендуется применять для товаров, требующих физической доставки. Магазин определяет товары, по которым возможен двухфазный платеж и сроки их доставки. После чего указанный товар можно оплатить только двухфазным платежом.
1.Покупатель производит заказ товара в магазине и выбирает пароль транзакции, вводит адрес и время доставки.
2. На счету (в кошельке) покупателя резервируется сумма в размере стоимости товара.
3.Продавец получает уведомление о том, что денежная сумма, эквивалентная стоимости товара, зарезервирована и производит доставку товара.
4.При отказе покупателя от сделки или если продавец не осуществляет доставку в указанный им срок зарезервированная денежная сумма разблокируется и становится доступной для других операций, но лишь по истечении срока доставки, что дает возможность продавцу заменить некачественный товар. Если продавец осуществляет доставку в указанный им срок и качество товара соответствует заявленному, покупатель получает товар и сообщает продавцу или его агенту пароль транзакции.
5.Продавец (агент продавца) производит сверку пароля транзакции через программу WEBMONEY KEEPER, после чего денежная сумма с кошелька покупателя переводится в кошелек продавца.