Вопрос 25. Геополитическое влияние России на постсоветском пространстве.




После распада СССР постсоветское пространство стало зоной конфликта интересов

ведущих стран мира. Попытки России сохранить свое влияние в постсоветском

пространстве сталкиваются с интересами крупнейших мировых держав: с ЕС и США —

на западе, с Турцией, Ираном и Китаем — на востоке. В это соперничество косвенным

образом вовлечены Пакистан и Индия. Через евразийское постсоветское пространство

проходят важные транспортные пути, которые способны соединить промышленно

развитые районы Запада с богатыми полезными ископаемыми, но весьма удаленными

районами Евразии на востоке. Территориальный массив России престал соответствовать

каркасной транспортной структуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали

России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана

(Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных

электропередач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась

отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и ограниченные

выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском

морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался

Санкт-Петербургский, на черноморском побережье — Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов,

современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в

Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории

Украины, Белоруссии и Молдовы.

Геополитические изменения коснулись и границ России. В рамках СССР из 77

административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня

пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран,

граничащих с Россией: ранее имелось восемь стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной

страны в мире такого числа соседей государств нет. Значительная часть государственных

границ не имеет официального государственного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья,

Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским

временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний

мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля

над ключевыми пространствами.

Россия и республики бывшего СССР. Со стороны новых геополитических,

субъектов — стран-республик бывшего СССР — наблюдалось ужесточение своих

позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал украинский

конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия-Приднестровье. В начале

90-х годов на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-

этнических споров.

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее

территориальной целостности считается приоритетной задачей в области внешней

политики. Для России в нынешних границах важно завершить процесс становления как

современного государственного образования. При этом укрепление государственности

таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция

с ними со стороны России должны поддерживаться самим активным образом. Именно эти

три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

На постсоветском пространстве сосредоточены огромные запасы газа, нефти,

золота, никеля и других цветных металлов. В Центральной Азии и бассейне Каспийского

моря хранятся запасы природного газа и нефти, превосходящие месторождения Кувейта,

Мексиканского залива и Северного моря. Поэтому важным является вопрос о прокладке

трубопроводов и средств коммуникаций через Евразию. Если основные трубопроводы

будут по-прежнему проходить по территории России к российским терминалам в

 

Новороссийске на Черном море, то Москва при этом будет занимать сильные позиции,

решая, как делить новые богатства Евразии. И, наоборот, если новые трубопроводы будут

проложены через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через

Турцию, а другие протянутся через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет

никакой российской монополии в доступе к богатствам Евразии. США стремится

ограничить стремления России монополизировать ресурсы на постсоветском

пространстве. Стратегия противодействия России вынуждает США создавать альянсы с

бывшими союзными республиками. Сильной стороной российского геополитического

влияния в постсоветском пространстве остается то, что там сегодня проживает около 65

млн русских, во многом предопределяя активность России в ближнем зарубежье. Идея

США идея внедрения английского языка в систему постсоветского образования не

получила пока поддержки

Обострились разногласия между Россией и государствами Прикаспия

относительно статуса Каспийского моря, контроля над его нефтяными районами,

транспортными коридорами и маршрутами доставки энергоносителей, что привело к

открытому соперничеству между Россией, Азербайджаном, Казахстаном,

Туркменистаном и Ираном. В результате вокруг Закавказья и Центральной Азии начала

складываться принципиально новая геополитическая ситуация, которую аналитики

назвали «второй большой игрой». В южном блоке выступают Турция, Туркменистан и

Узбекистан. В северный блок входят Россия, Китай, Иран, Казахстан, Киргизстан,

Таджикистан. При таком геополитическом раскладе сил России надо либо наращивать

свое экономическое и военно-политическое присутствие в постсоветском пространстве,

что во многом по экономическим причинам является пока сложной задачей, либо вести

активную дипломатическую работу по созданию работоспособной системы коллективной

безопасности в СНГ. Если последнего не произойдет, то страны СНГ в поисках других

миротворцев станут все чаще апеллировать к Западу, ООН, ОБСЕ, что уже отчасти и

происходит. Запад активно поддерживает эти устремления, чтобы сделать конфликты

постсоветского пространства объектом геополитического торга с Россией. Существует

определенная связь между «картой конфликтов» и «картой маршрутов»: почти все

предполагаемые маршруты нефтепроводов пролегают через зоны этнических конфликтов.

Вопрос 27. Российская Федерация в планах международных организаций: военно –

Политическая конкуренция. Планы НАТО в отношении России (1990 – е гг.).

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия

присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет

евроатлантического партнёрства).

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира.

С подписанием в Париже в мае 1997 года «Основополагающего акта Россия —

НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» был создан Совместный

постоянный совет (СПС). Встречи Совета проходили в двустороннем формате

«НАТО+1». Согласно «Основополагающему акту Россия — НАТО», альянс принял

обязательство не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе.

«Основополагающий акт» и Римская декларация предусматривали учреждение

отдельного российского представительства при НАТО, включая аппарат главного

военного представителя и группу связи при штабе стратегического командования

операций ОВС НАТО, а в Москве — информационного бюро и военной миссии связи

НАТО.

Дипломатическое представительство России при НАТО было учреждено в 1998

году.

В рамках контактов между Россией и НАТО функционировали рабочие группы по

сотрудничеству:

 в воздушном пространстве,

 в области тыла и материально-технического обеспечения,

 в области противоракетной обороны.

Расширение НАТО в постсоветскую эпоху сопровождалось протестами России,

которая утверждала о существовании договорённости о не расширении НАТО

в Восточной Европе, достигнутой в ходе переговоров между СССР и США

по объединению Германии в 1990 году: в частности, утверждается, что заверения о не

размещении иностранных (негерманских) войск стран-членов НАТО на территории

бывшей ГДР «по своему смыслу» исключали расширение НАТО на восток, а поэтому

альянс своим расширением эту договорённость нарушил. Руководство альянса

утверждает, что такого обещания не давалось и что такое решение могло быть принято

только в письменном виде на основании консенсуса всех стран-членов блока (а не в форме

«единоличной „гарантии“» кого-либо). В научном сообществе мнения по поводу

существования или отсутствия договорённости о не расширении также расходятся.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: