После распада СССР постсоветское пространство стало зоной конфликта интересов
ведущих стран мира. Попытки России сохранить свое влияние в постсоветском
пространстве сталкиваются с интересами крупнейших мировых держав: с ЕС и США —
на западе, с Турцией, Ираном и Китаем — на востоке. В это соперничество косвенным
образом вовлечены Пакистан и Индия. Через евразийское постсоветское пространство
проходят важные транспортные пути, которые способны соединить промышленно
развитые районы Запада с богатыми полезными ископаемыми, но весьма удаленными
районами Евразии на востоке. Территориальный массив России престал соответствовать
каркасной транспортной структуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали
России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана
(Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных
электропередач, связи, трубопроводы.
Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась
отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и ограниченные
выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском
морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался
Санкт-Петербургский, на черноморском побережье — Новороссийский и Туапсинский.
На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов,
современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в
Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории
Украины, Белоруссии и Молдовы.
Геополитические изменения коснулись и границ России. В рамках СССР из 77
|
административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня
пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран,
граничащих с Россией: ранее имелось восемь стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной
страны в мире такого числа соседей государств нет. Значительная часть государственных
границ не имеет официального государственного статуса.
Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья,
Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским
временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний
мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля
над ключевыми пространствами.
Россия и республики бывшего СССР. Со стороны новых геополитических,
субъектов — стран-республик бывшего СССР — наблюдалось ужесточение своих
позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал украинский
конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия-Приднестровье. В начале
90-х годов на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-
этнических споров.
Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее
территориальной целостности считается приоритетной задачей в области внешней
политики. Для России в нынешних границах важно завершить процесс становления как
современного государственного образования. При этом укрепление государственности
таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция
|
с ними со стороны России должны поддерживаться самим активным образом. Именно эти
три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.
На постсоветском пространстве сосредоточены огромные запасы газа, нефти,
золота, никеля и других цветных металлов. В Центральной Азии и бассейне Каспийского
моря хранятся запасы природного газа и нефти, превосходящие месторождения Кувейта,
Мексиканского залива и Северного моря. Поэтому важным является вопрос о прокладке
трубопроводов и средств коммуникаций через Евразию. Если основные трубопроводы
будут по-прежнему проходить по территории России к российским терминалам в
Новороссийске на Черном море, то Москва при этом будет занимать сильные позиции,
решая, как делить новые богатства Евразии. И, наоборот, если новые трубопроводы будут
проложены через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через
Турцию, а другие протянутся через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет
никакой российской монополии в доступе к богатствам Евразии. США стремится
ограничить стремления России монополизировать ресурсы на постсоветском
пространстве. Стратегия противодействия России вынуждает США создавать альянсы с
бывшими союзными республиками. Сильной стороной российского геополитического
влияния в постсоветском пространстве остается то, что там сегодня проживает около 65
млн русских, во многом предопределяя активность России в ближнем зарубежье. Идея
США идея внедрения английского языка в систему постсоветского образования не
|
получила пока поддержки
Обострились разногласия между Россией и государствами Прикаспия
относительно статуса Каспийского моря, контроля над его нефтяными районами,
транспортными коридорами и маршрутами доставки энергоносителей, что привело к
открытому соперничеству между Россией, Азербайджаном, Казахстаном,
Туркменистаном и Ираном. В результате вокруг Закавказья и Центральной Азии начала
складываться принципиально новая геополитическая ситуация, которую аналитики
назвали «второй большой игрой». В южном блоке выступают Турция, Туркменистан и
Узбекистан. В северный блок входят Россия, Китай, Иран, Казахстан, Киргизстан,
Таджикистан. При таком геополитическом раскладе сил России надо либо наращивать
свое экономическое и военно-политическое присутствие в постсоветском пространстве,
что во многом по экономическим причинам является пока сложной задачей, либо вести
активную дипломатическую работу по созданию работоспособной системы коллективной
безопасности в СНГ. Если последнего не произойдет, то страны СНГ в поисках других
миротворцев станут все чаще апеллировать к Западу, ООН, ОБСЕ, что уже отчасти и
происходит. Запад активно поддерживает эти устремления, чтобы сделать конфликты
постсоветского пространства объектом геополитического торга с Россией. Существует
определенная связь между «картой конфликтов» и «картой маршрутов»: почти все
предполагаемые маршруты нефтепроводов пролегают через зоны этнических конфликтов.
Вопрос 27. Российская Федерация в планах международных организаций: военно –
Политическая конкуренция. Планы НАТО в отношении России (1990 – е гг.).
Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия
присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет
евроатлантического партнёрства).
В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира.
С подписанием в Париже в мае 1997 года «Основополагающего акта Россия —
НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» был создан Совместный
постоянный совет (СПС). Встречи Совета проходили в двустороннем формате
«НАТО+1». Согласно «Основополагающему акту Россия — НАТО», альянс принял
обязательство не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе.
«Основополагающий акт» и Римская декларация предусматривали учреждение
отдельного российского представительства при НАТО, включая аппарат главного
военного представителя и группу связи при штабе стратегического командования
операций ОВС НАТО, а в Москве — информационного бюро и военной миссии связи
НАТО.
Дипломатическое представительство России при НАТО было учреждено в 1998
году.
В рамках контактов между Россией и НАТО функционировали рабочие группы по
сотрудничеству:
в воздушном пространстве,
в области тыла и материально-технического обеспечения,
в области противоракетной обороны.
Расширение НАТО в постсоветскую эпоху сопровождалось протестами России,
которая утверждала о существовании договорённости о не расширении НАТО
в Восточной Европе, достигнутой в ходе переговоров между СССР и США
по объединению Германии в 1990 году: в частности, утверждается, что заверения о не
размещении иностранных (негерманских) войск стран-членов НАТО на территории
бывшей ГДР «по своему смыслу» исключали расширение НАТО на восток, а поэтому
альянс своим расширением эту договорённость нарушил. Руководство альянса
утверждает, что такого обещания не давалось и что такое решение могло быть принято
только в письменном виде на основании консенсуса всех стран-членов блока (а не в форме
«единоличной „гарантии“» кого-либо). В научном сообществе мнения по поводу
существования или отсутствия договорённости о не расширении также расходятся.