Культура России второй половины ХIХ в.




 

Новое в духовной жизни. Быт и нравы

 

Освободительные реформы 60-70-х годов направили течение русской духовной жизни в новое русло; углубленные размышления 30-40-х годов сменились эпохой бурной практической деятельности. Важнейшими чертами культуры пореформенной России становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знания в массах. После 1861 г. Встала на ноги и добилась крупных успехов система народных школ в России. Яркой приметой 60-90-х годов был индустриальный прогресс, успехи техники, естественных и точных наук. В литературе и в искусстве на первое место вышел народ, его нужды и стремления.

После 1861 г. Новое боролось со старым в бытовом укладе, образе жизни всех слоев населения России. Массы русского народа продолжали жить дедовскими обычаями. Глава семейства полновластно решал дела детей. Деревенская община делила землю и раскладывала подати, помогала неимущим, следила за благочестием и нравственностью односельчан. Жизнь крестьянина определял особый мир вековых обычаев и представлений: в него входили былины и сказания, культура труда, цикл церковных, землевладельческих праздников с песнями и плясками.

Вместе с тем все больше крестьян соприкасалось с иными культурными укладами: уходило на заработки в город, попадало на фабрики, втягивалось в торговлю. Менялся и внешний облик крестьян: покупная одежда понемногу вытесняла домотканную. Все чаще в деревне можно было встретить газету и книгу.

Но куда разительнее были изменения в городском быту: на смену полусельским барским особнякам и домишкам обывателей шли многоэтажные доходные дома, индустриальные корпуса, рабочие казармы. Резко возрос тем жизни.

Новый уклад жизни раскрывал перед человеком широкие перспективы, укреплял самосознание, самостоятельность личности. Но были и теневые стороны: рост эгоизма и стяжательства, падение нравственных устоев. В деревне ослабло уважение к старшим, росли сутяжничество, пьянство, страсть к азартным играм, стремление обобрать односельчанина. Резко углубилась пропасть между богатыми и бедными. Не всем оказывалось под силу выдерживать жесткие условия пореформенной жизни: значительно выросло число самоубийств.

 

Просвещение

 

Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции. Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои "школы грамоты". Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ выросло в 17 раз - к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами.

Развивалась и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии - в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу XIX века в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине XIX века был основан ряд новых университетов - Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям - их возникло около 30. Появилось высшее женское образование. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.

Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса. В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов. В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.

Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине XIX века были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей. Радикальное интеллигенция не редко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов.


Печать

 

К 1890 г. Россия стала третьей в мире страной по количеству названий выпускаемой литературы. Число типографий выросло за 50-90-е голы в 14 раз - с 96 до 1300. Магнат прессы А.С. Суворин сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную газету "Новое время". И.Д. Сытин выпускал массовыми тиражами дешевую литературу для народа.

Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. В России она несла особую нагрузку: ей приходилось восполнять отсутствие партий и парламента. Тон задавали "толстые" общественно-литературные журналы - радикальные "Современник", "Русское слово", "Отечественные записки", либеральный "Вестник Европы". Важной силой становились и газеты - либеральный "Голос", охранительные "Московские ведомости". Популярны были исторические журналы - "Русская старина" М.И. Семевского, "Русский архив" П.И. Бартенева. Существовали также "тонкие" иллюстрированные журналы (самый популярный "Нива"), издания официальные, научно-популярные, специальные. Число общественно-политических органов печати выросло за пореформенные годы в сто с лишним раз (с 15 до 160), всего к началу ХХ в. в России существовало около 800 изданий. Тиражи журналов доходили до 10 тыс., газет - до 25 тыс.

 

Наука

 

Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л. Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева. Ученица Чебышева С.В. Ковалевская стала первой женщиной - членом-корреспондентом Академии наук. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д.И. Менделеевым. А.М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н.М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н. Миклухо-Маклай - Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С. Попов - радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты. Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины ХIХ в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К.Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине XIX века на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С.М. Соловьев создал фундаментальную "Историю России с древнейших времен" в 29 томах. Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей - созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.)

 

Литература

 

Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины XIX века, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм ─ стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе на долго утвердился культ социального, гражданского искусства.

 

Живопись

 

Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

Многие передвижники обращались к русской истории, ища в ней приметы духовной мощи народа.

Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста"). Большую роль в художественной жизни России сыграли предприниматели-меценаты - например, П.М. и С.М. Третьяковы, передавшие свою галерею в дар Москве: так проявлялся возросший культурный уровень и общественный вес молодой русской буржуазии.

В 80-е годы усилилась тяга к осмыслению религиозных идей. Это ярко выразилось в картинах М.В. Нестерова - "Видение отроку Варфоломею", "Юность Сергия Радонежского". В 1884-1896 гг. М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым и М.А.

 

Архитектура

 

Индустриально-технический прогресс вел к изменениям в градостроительстве - возводятся заводские корпуса, вокзалы, банки, многоэтажные доходные дома. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества ХVII в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов).


Театр

 

В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства" Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены прежде всего петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

 

Музыка

 

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862) и Москве (1866) открылись первые русские консерватории.

К церковной музыке в 80-е годы обращались Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский. Творчество П.И. Чайковского - балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик", опера "Евгений Онегин" - стало одной из вершин не только русской, но и мировой музыки.

Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа ХIХ - ХХ вв. - "серебряного века" русской культуры.


Список литературы

 

1. Грегорьев А.А., Федорова В.И. История России с древнейших времен и до наших дней. - Красноярск: КГПУ, 2002.

2. Сельванюк М.И., Гладкая Е.А., Подгайко Е.А. История России.100 экзаменационных ответов. - М. - Ростов-на-Дону: "МарТ", 2003.

3. Орлов А.С., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России. - М.: Простор, 2002.

4. Зырянов П.Н. История России, ХIХ век. - М.: Просвещение, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: