ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060101 Лечебное дело
Волгоград
Программа одобрена цикловой методической комиссией социально-экономических и гуманитарных дисциплин № 1 Протокол № ____ от _____________________________ Председатель ЦМК_______________ Мозгунова Е.А. | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 060101 Лечебное дело Зам. директора по УР _____Троян И.С. |
Разработчик:
Мозгунова Елена Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы философии
Область применения программы
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основные философские учения о бытие;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 6 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
написание сочинения; подготовка сообщений; подготовка творческого проекта. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированногозачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||||||||||
Раздел 1. Сущность философии | |||||||||||||
Тема 1.1. Происхождение философии и ее предмет | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Возникновение философии. Связь философии с другими науками. Предмет изучения философии Исторические формы мировоззрения: мифология, религия и философия. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Мировоззрение и его структура. Роль философии в жизни человека и общества. | ||||||||||||
Тема 1.2. Специфика философского знания и его функции. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Основные разделы философии. Основной вопрос философии. Основные категории и понятия философии. Функции философии. | ||||||||||||
Раздел 2. История философии | |||||||||||||
Тема 2.1. Философия Древнего Востока. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. | Общая характеристика Восточных культур. Философия Древней Индии. Веды. Буддизм. Дхарма. Йога как философия и медицина. Философия Древнего Китая. Понятие о двух началах. Даосизм, конфуцианство. Философия и медицина Древнего Китая. | ||||||||||||
Тема 2.2. Ранняя античная философия. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. | Общая характеристика античной философии. Периоды ее развития: досократический, классический, эллинистически-римский. Первые материалисты Античности. Милетская школа. Пифагорейская школа. Элеаты. Атомизм Демокрита. Гераклит. | ||||||||||||
Тема 2.3. Расцвет и закат античной философии. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Философия Сократа. Философское учение Платона. Теория идей. Аристотель и античная наука. Философия эллинистического периода: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм. | ||||||||||||
Тема 2.4. Философия средневековой Европы. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. | Статус философии и ее особенности в христианстве. Теоцентризм. Патристика и схоластика как основные философские направления европейского средневековья. Аврелий Августин. Схоластика. Философия Фомы Аквинского. | ||||||||||||
Тема 2.5. Философия эпохи Возрождения. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. | Основные черты философии Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Индивидуализм. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей. Леонардо да Винчи – символ эпохи Возрождения. | ||||||||||||
Тема 2.6. Философия Нового времени. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Основные черты философии Нового времени. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Философские взгляды Томаса Гоббса. Философия французского просвещения. | ||||||||||||
Тема 2.7. Немецкая классическая философия и марксизм. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Философская система И. Канта. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Содержание философии К.Маркса. Теория общественно-экономической формации. | ||||||||||||
Тема 2.8. Русская философия. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1.2. 3. 4. 5. 6. 7. | Традиции и особенности русской философии. Философские идеи XVIII века. Симеон Полоцкий, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Идеи гуманизма в русской философии XIX века. Западничество и славянофильство. Философия Вл. Соловьева. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева. Поиски нравственного идеала (П.А. Флоренский, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков). Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение о философских идеях одного из представителей русской философии | |||||||||||||
Тема 2.9. Современная западная философия. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Современный философский иррационализм. Экзистенциализм. Философия бессознательного. З. Фрейд. Позитивизм и неопозитивизм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение о философских идеях одного из представителей современной философии | |||||||||||||
Раздел 3. Основные проблемы философии. | |||||||||||||
Тема 3.1. Бытие, материя, как исходные понятия философии. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Категория бытия. Структура и формы бытия. Категория материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время, как формы существования материи. Принцип системности. | ||||||||||||
Тема 3.2. Диалектика как учение о развитии. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Понятие диалектики. Законы диалектики. Принцип детерминизма. Категории диалектики: единичное и общее. Явление и сущность, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма. | ||||||||||||
Тема 3.3. Философское учение о сознании. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2.3. | Сознание как отражение окружающего мира. Структура и свойства сознания. Сознание и язык. | ||||||||||||
Тема 3.4. Сущность процесса познания. Основы научной картины мира. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Сущность познания. Субъект и объект познания. Уровни познания. Проблема истины в философии. Структура научного познания. Гипотеза. Теория. Парадигма. Научная картина мира. | ||||||||||||
Тема 3.5. Философия общества. Общество как саморазвивающаяся система. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Модели общества. Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие социальной реальности. Понятие цивилизации. Понятие культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции. Глобальные проблемы современности. Проблемы и перспективы современной цивилизации. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка проекта «Будущее человечества». | |||||||||||||
Тема 3.6. Философия о человеке. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. | Особенности философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология. Социальное и биологическое в человеке. Основные понятия философской антропологии. | ||||||||||||
Тема 3.7. Проблема личности в философии | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3.4. | Формирование личности. Факторы формирования и разрушения личности. Нравственность – духовная основа личности. Свобода личности и ответственность. Культура личности медицинского работника. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Написать сочинение «Личность и нравственный облик медицинского работника». | |||||||||||||
Тема 3.8. Проблемы жизни и смерти в духовном осмыслении человека. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. | Понятие жизни и смерти в философии. Проблемы жизни и смерти в разных культурах. Виды бессмертия, пути его обретения. | ||||||||||||
Тема 3.9. Биоэтика и ее проблемы в медицине. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Жизненное пространство личности. Проблема здоровья как глобальная проблема современности. Гуманизм как философско-этический менталитет медиков. Философско-методологические проблемы определения понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др. Связь экономики, образа жизни, культуры общения и здоровья населения. Взаимосвязь социального, психологического и соматического. Социально-психологические аспекты ятрогении. | ||||||||||||
Тема 3.10. Философские проблемы медицинских знаний и практики. Философские и этические проблемы медицины. | Содержание учебного материала | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Этические требования к информации пациентов о состоянии их здоровья. Медико-биологические эксперименты и их философский анализ. Эвтаназия, трансплантология. Проблемы репродукции человека и их этическая оценка. Клонирование. Искусственный аборт. Контрацепция. Стерилизация. Суррогатное материнство. Врачебная ошибка. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по этической оценке проблем: эвтаназия, трансплантология, клонирование, искусственный аборт, контрацепция, стерилизация, суррогатное материнство, врачебная ошибка. | |||||||||||||
Зачетное занятие | Содержание учебного материала | ||||||||||||
Обобщение знаний по пройденному материалу с помощью заданий в тестовой форме. | |||||||||||||
Всего | |||||||||||||
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ