Митрополит Сергий (Страгородский): неизвестная биография




 

Языческий философ Аристотель как-то раз сказал: "Платон мне друг, но истина дороже". И слова эти пронеслись через века как выражение великого стремления к Правде, ради которого на второй план отступают даже дружеские отношения.

 

Впоследствии христианские богословы нашли в трудах Аристотеля немало мудрых умозаключений, попыток осознать Истину сквозь тьму языческого заблуждения, от которого самому Аристотелю не суждено было избавиться. И, думается мне, уж если язычник так любил Истину, что ради нее не шел на компромисс с совестью и не принимал ради этого компромисса мнения своего друга и учителя, то нам, православным, следует с еще большим старанием ратовать за Истину, повергая в прах всех ее врагов, нелицеприятно обнажая ложь ее гонителей, выступающих порою под масками "друзей" и "учителей".

 

Тем более. Истина Православия - Сам Господь, а то, что имел в виду Аристотель, было лишь ее слабым проблеском.

 

Однако, история христианства знает и такие случаи, когда во мрак заблуждения и предательства погружались те, кому Самим Творцом было поручено нести людям свет Истины.

 

К такому явному предательству относится и отпадение части российского духовенства в обновленчество, получившее в 20-е годы нашего столетия новое имя - сергианство.

 

Многим людям, живущим в конце XX века эти слова - "обновленчество", "сергианство" - мало что скажут. История их возникновения окутана глубокой тайной, на деяниях носителей этих идей долгое время лежал гриф секретности.. да и ныне изучение этого вопроса не безопасно для исследователя. Но не в раскрытии ли тайн истории состоит задача историка? И нам ли, переживающим, по всем приметам, "кончину века", не стремиться к познанию его мрачных загадок?

 

Целью настоящей работы является исследование фактов, предшествовавших опубликованию 19 августа 1927 года в газете "Известия" программного документа современных богоотступников - сергиан - пресловутой Декларации основателя сергианства - митрополита Сергия (Страгородского).

 

Полное содержание этого документа почти не известно православным людям, живущим на территории бывшей Российской Империи. При его публикации в таком авторитетном издании, как книга "Русская православная церковь в советское время (сост. Г. Штриккер, М., "Пропилеи", 1995 г.) допущены сокращения, мешающие читателю уяснить весь трагизм и глубину отпадения митрополита Сергия и его последователей от Православия.

 

Будучи составленной в 1927 году, Декларация дожила до наших дней, со всеми своими принципами, как руководство к действию для современных обновленцев. Это один из позорнейших документов в истории Православной Церкви, который заслуживал бы полного забвения, если бы не был составлен будущим патриархом организации, называющей себя "Русская Православная Церковь" и не лежал бы в основе политики и идеологии Московского патриархата.

 

В интервью, данном руководителем Московской патриархии Алексием II корреспонденту газеты "Известия" (10.06,1991) по поводу вышеупомянутой Декларации, говорилось:

 

"Прежде всего мне не хотелось бы вставать в такую позицию, будто бы я отрекаюсь от нее. Декларация эта - часть истории нашей Церкви... Помогла или нет эта Декларация нашей Церкви в те тяжелые дни - пусть судит история. Не хотел бы выносить оценку действиям митрополита Сергия. В ту ночь мы могли бы лишь плакать вместе с ним. Насколько можно судить, ему была предложена "альтернатива": или подпись, или расстрел нескольких сот епископов, находившихся уже под арестом...

 

Трагедия митрополита Сергия была в том, что он пытался "под честное слово" договориться с преступниками, дорвавшимися до власти. Митрополит Сергий хотел спасти ею Церковь... Но сегодня, мы вполне в состоянии заявить, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею..."

 

Из этих признаний Алексия II видно, что он пытается представить митрополита Сергия как невинную жертву жестоких обстоятельств, рыдающую над документом, предающим Церковь ради Ее же спасения.

 

Эта ложь о родоначальнике сергианства, равно как и то, что якобы ныне Московская патриархия не руководствуется Декларацией, а также снисходительное отношение к митр. Сергию со стороны верных Православию людей (1) побудили меня внимательнее изучить жизнь и деяния этого человека. В результате проведенного исследования я пришел к выводу, что митр. Сергий не рыдал над Декларацией, не щадил обреченных на смерть епископов. Наоборот. Именно этот документ явился причиной гибели многих людей - расстрелянных или сосланных за неприятие Декларации, а также той церковной и государственной политики, которая проводилась с ее помощью в интересах безбожников.

 

Поэтому для создания верного представления о митр. Сергии и его Декларации нам надо изучить его биографию и уяснить суть обновленческого раскола в Российской Православной Церкви.

 

Вперед, читатель, мы должны защитить Истину не только от лютых врагов, но и от ложных друзей.

 

1. ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ 1917 ГОДА: БИОГРАФИЯ АРХИЕПИСКОПА СЕРГИЯ

 

Летом 1917 года во Владимирской губернии произошло знаменательное событие. В соответствии с новыми веяниями, распространившимися в Церкви после февральской революции, состоялись выборы правящего епархиального архиерея на Владимирскую архиерейскую кафедру. Так же, как и во многих других епархиях, выборам предшествовала шумная кампания по завоеванию кандидатами голосов избирателей. Выборы, по наружной видимости, имели характер демократический, в них участвовали наряду с духовенством миряне, на деле же это было очередным этапам "обновления" Церкви, то есть издевательством над Истиной. В результате Владимирским епархиальным архиереем стал Архиепископ Сергий, прежде бывший Финляндским и Выборгским.

 

Во Владимирских Епархиальных ведомостях (№ 31 за 1917 год) помещена биография нового Владыки, красноречиво описывающая, опять-таки, в духе времени, его враждебность свергнутому самодержавию и его дружеские связи с цареубийцами. В силу исключительного значения и труднодоступности этого документа приведу его почти полностью, позволив себе лишь краткие комментарии:

 

"Высокопреосвященный Сергий (в миру Иоанн Николаевич Страгородский - А.П.) Родился 11 января 1867 года в гор. Арзамасе Нижегородской губернии, обучался в Нижегородской Духовной Семинарии и закончил образование в Петроградской Духовной Академии в 1890 г, первым кандидатом. Его кандидатское сочинение было переработано в магистерское и издано под названием: "Православное учение о спасении"(2)...

 

По окончании академического курса, молодой монах (пострижен в 1890 г. - А,П.), оставленный профессорским стипендиатом при Духовной Академии, несмотря на свою природную склонность к научной деятельности, не пользуется своим преимуществом, но добровольно отправляется в далекую Японию. Здесь он успешно изучает японский язык и вступает в миссионерское дело...

 

Во время своих странствований молодой монах утвердил и расширил свои знания новых языков, вместе с этим приобщился к тому широкому кругозору, который является достоянием представителей западной культуры, ничего не утратив из своего всегда строгого православия и церковности. Впоследствии он, благодаря этому, принял живейшее участие в трудах общества сближения православной церкви с англиканской(3).

 

Служба в посольской церкви в Афинах и путешествие в Палестину позволили ему лично познакомиться с церковной жизнью и церковными деятелями единоверного нам Востока; знакомство это чрезвычайно важно для лица, находящегося в центре управления нашей Церковью, которая ожидает переустройства на канонических основаниях(4). Новая поездка в Японию и возвращение в Петроград к учебной деятельности, которая началась ранее назначения его в Афины, - такова последовательность перемен жизни нынешнего Архиепископа Финляндского. Его учебная деятельность протекала в Московской и Петроградской Духовных Академиях, преимущественно в последней. Ректором Петроградской Духовной семинарии он был очень недолго. Проходя должность инспектора и ректора Петроградской Духовной Академии, он был прямым продолжателем дела и традиций, идущих от Преосвященного Антония Вадковского…"

 

Здесь читателю интересно будет узнать несколько фактов из жизни Архиеп. Сергия Финляндского, опущенных автором цитируемой биографии. Так, упомянув о близости Архиеп, Сергия митрополиту Антонию Вадковскому, автор биографии мог бы рассказать и о деяниях Архиеп, Сергия, которые совершались под покровительством этого иерарха. Антоний Вадковский всячески способствовал обновленческому движению в Российской Православной Церкви, поддерживал революционеров. Под его защитой находились будущий глава "Живой церкви" епископ Антонин (Грановский), печально известный Гапон, другие революционеры в рясах. Он был ненавистником и гонителем Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, запретив, после его кончины, служение молебнов в церкви - усыпальнице о. Иоанна. (См.: Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский, т. 1, М., "Паломник", 1994, стр. 118.)В газете "Вече" (Ns 97 от 7 дек. 1906 года, стр. 1.-3) было опубликовано "Открытое письмо Председателя Главного Совета Союза Русского Народа А.И. Дубровина от 2 декабря 1906 года митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию, Первенствующему члену Священного Синода". Указывая на симпатии митрополита Антония к революционерам, А.И. Дубровин писал: "Патриотов гнали, Антонин же на месте, Сергий, служивший крамольникам кощунственную панихиду по бунтовщике Шмидте, на месте, и Вы его защищали и даже тогда, когда у него обнаружилась в Академии, по его вине, кража денег, Вы эти деньги пополнили."

 

Напомним читателю, что лейтенант Петр Шмидт был расстрелян в 1906 году по приговору суда за то, что руководил восстанием на крейсере "Очаков", был членом Севастопольского революционного Совета, отдал приказ о бомбардировке черноморских портов (5).

 

Представьте хотя бы на одно мгновение этот шквал огня, обрушивающийся на головы мирных жителей, разорванные снарядами тела женщин и детей... стоны и слезы людей, лишенных жилищ и потерявших своих близких.

 

Представьте и склоненных над могилой Шмидта, исполненных ненавистью к Православию и Самодержавию революционеров, а рядом с ними - ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Сергия Страгородского, поющего вместе с революционно настроенными студентами академии "вечную память" разрушителю Российского Православного государства(6).

 

Что общего у света со тьмою? И "если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?"(Мф. 6, 23).

 

Повествуя о революции 1905 года, советские историки тщательно утаивали все случаи кровавых расправ, учиняемых восставшими над мирным населением. Их представляли в виде благородных мучеников за свободу, павших "жертвами в борьбе роковой"

 

И только пресса того времени доносит до нас свидетельства о революционном терроре. "Вече" (№ l3 от 26 декабря 1905 года) пишет о событиях в Москве (статья "Издевательство над религией"):

 

"В Б. Козихинском пер., рассказывает очевидец, при постройке баррикад произошла следующая возмутительная сцена. По тротуару проходила старушка в красной юбке, с узелком в руках. На нее напали революционеры, сорвали юбку, которую тут же повесили на баррикаду, украшенную уже кастрюлей и жаровней. Революционеры пожелали отнять у старушки и узел, но встретили сопротивление, и старушка на глазах у публики была убита залпом "браунингов". Развязав узел и найдя между разными вещами икону Божьей Матери, революционеры повесили ее также на баррикаду рядом с кастрюлей и жаровней. Кто-то из обывателей вскоре снял икону с баррикады".

 

Там же, на стр. 2; в статье "Вымогательства революционеров" сообщалось, что "в последнее время, как говорят. многие из видных представителей власти и финансового мира в Петербурге стали получать подметные письма с угрозами и вымогательствами денег"..

 

"В церкви возле Бутырок... студент проткнул икону Христа и вставил закуренную папиросу. - Где же, милый господин, ваши Бог, Царь, Закон? - говорил он очевидцу события."

 

"Забыли" советские историки и о зверствах, творимых безбожниками во время Севастопольских событий, когда более 10 кораблей перешло на сторону мятежников, были взяты заложники, которых - "первый красный адмирал" Шмидт, возглавивший восставший флот, приговорил к голодной смерти в случае невыполнения требований восставших.

 

Большевистская газета "Новая Жизнь" 30 ноября 1905 года опубликовала подписанные Шмидт послания:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: