Технологическая карта урока биологии по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека»
Ковшарева Ольга Михайловна, Нижегородская область
1. | Предмет | Биология |
2. | Класс | |
3. | Базовый учебник | В.В. Пасечник. Билогия 5 класс Бактерии, грибы, растения |
4. | Тема урока | Роль бактерий в природе и жизни человека |
5. | Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) | Изучение нового материала |
6. | Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) | Обучающиеся научатся объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ систематизировать и графически организовывать информацию, устанавливать причинно- следственные связи, анализировать полученные данные. Обучающиеся осознают ценность биологических знаний в повседневной жизни каждого человека. |
7. | Межпредметные связи | |
8. | Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники) | электронное приложение |
9. | Материалы и оборудование | ПК на группы, проектор |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (включая УУД) |
1.1. Вхождение в контакт | Ребята, я рада вас видеть на уроке биологии. За окном наступили хмурые осенние дни. Солнышко появляется очень редко. Но сегодня оно заглянуло в наш класс. В каком оно настроении? Как вы это определили? Улыбка- это залог хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу и мне, поделитесь пожалуйста своим хорошим настроением. Надеюсь оно останется с вами на весь день. | Настраиваются на урок. Получают положительный эмоциональный настрой. | ||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Ребята, я предлагаю вам посмотреть фрагмент видео. Подумайте, о каких организмах идет речь на видео. (первая часть видео). Вспомните, что вы знаете о бактериях и решить верно или неверно то или иное высказывание о бактериях: 1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты. 2. Все бактериальные клетки имеют ядро. 3. Бактерии относятся к царству прокариот. 4. Бациллы – это округлые по форме бактерии. 5. Все бактерии – гетеротрофы. 6. Все бактерии погибают при высокой температуре (65-100 С0). 7.Бактерии размножаются спорами. 8.Все бактерии приносят вред человеку. Проверка правильности выполнения задания с комментированием ответов. | Смотрят видео, определяют, что речь идет о бактериях. В тетрадях отмечают верные и неверные высказывания. Взаимопроверка в парах: обмениваются тетрадями, оценивают правильность выполнения задания. | - развитие способности оценивать достоверность устной информации на основе имеющихся данных. - развитие способности к оцениванию. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Вы хорошо усвоили строение и особенности жизнедеятельности бактерий. Давайте досмотрим видео. Вы уже знаете, что бактерии присутствуют в нашей жизни повсеместно. Однако люди относятся к бактериям настороженно и даже боятся их. Так кто же бактерии: враги или друзья? Возможна ли жизнь на Земле без бактерий? Как же нам найти ответ на проблемный вопрос? Я думаю вы готовы сформулировать тему урока. | Включаются в беседу с учителем. Высказывают свое мнение относительно бактерий. Приходят к выводу о том, что имеющихся знаний недостаточно. Высказывают предположение: Изучить какую роль играют бактерии. Озвучивают тему урока: «Роль бактерий в природе и жизни человека». Записывают тему в тетрадь. | -развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний - формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием. | |
2.1. Целеполагание и планирование | Какие цели мы перед собой поставим сегодня? | 1.Изучить роль бактерий в природе. 2.Изучить роль бактерий в жизни человека. 3.Узнать, как можно использовать знания о бактериях в повседневной жизни. | - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Ребята, какими способами мы сможем выполнить поставленные задачи? Побуждение к планированию действий. Учитель пишет план на доске. | Составляют план урока: (примерный план)
| - развитие способностей к планирования своих действий | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на группы. Каждая группа будет работать с отдельной группой бактерий: «Бактерии гниения», «Почвенные бактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии». Ваша задача, изучив различные источники информации (учебник, прослушать электронное приложение к учебнику), выписать значение бактерий на отдельный лист, который лежит у вас в конверте. Один лист - одно значение. Затем представители групп прикрепят свои листы на кластере на магнитной доске. Не забывайте о правилах работы в группе. Руководители групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. На выполнение задания вам дается 7 мин. | Распределяют обязанности в группе. Работают с информацией. Заполняют фрагменты кластера. | - развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде - формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главное | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Организует работу по поиску и обработке информации. Оказывает помощь в заполнении кластера. Сопровождает ответы учащихся показом слайдов презентации. Подводит итог заполнения кластера. | Выступление представителей групп. Представители групп заполняют свой участок кластера и комментируют результат своей работы. Все учащиеся одновременно заполняют кластер в тетради. | - развитие способности оформлять и представлять результат своей работы | |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Я думаю пришло время вернуться проблемному вопросу. Можете вы теперь ответить на вопрос: Возможна ли жизнь на Земле без бактерий? Бактерии – друзья или враги? Итак, вернем к плану урока. Какой следующий пункт нашего плана? Читая некоторые форумы, я натолкнулась там на следующие вопросы, которые волнуют людей. Давайте попробуем вместе дать ответы на эти вопросы: - Какие меры профилактики могут помочь вам предотвратить заболевания, вызываемые бактериями? - Могут ли дежурные по классу уменьшить вероятность заболевания одноклассников? - Как улучшить плодородие почвы на своем приусадебном участке, не внося удобрений? | Без бактерий жизнь на Земле была бы невозможна, т.к. они являются главными «санитарами» планеты. Приходят к выводу, что бактерии играют как отрицательное, так и положительное значение в природе и жизни человека. Обращаются к плану. Делают заключение о том, что должны научиться применять знания на практике. 1. Мыть руки. 2. Пользоваться чистой посудой. 3. Мыть фрукты и овощи. 4. Хранить быстро портящиеся продукты в холодильнике. 5. Пить кипяченую воду и молоко. 6. Не ходить в школу больными, кашляя или чихая, прикрывать рот и нос носовым платком. 7. Делать профилактические прививки. 1.Для уменьшения размножения болезнетворных бактерий необходимо делать влажную уборку помещения, проветривать. 1.Для улучшения плодородия почвы, необходимо сажать бобовые растения: горох, фасоль, клевер, люпин. | - формирование умения использовать теоретический материал для решения практических жизненных задач | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Вернемся к задачам нашего урока. Все ли поставленные задачи и пункты плана мы выполнили? Оцените, на сколько полезным и продуктивным стал для вас урок. Продолжите предложения: Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Прошу руководителей групп проанализировать работу группы в целом. Выделите самого активного участника группы. - Достаточно ли вам было информации в учебнике о роле бактерий в вашей повседневной жизни? Хотелось бы вам узнать больше? Домашнее задание: - обязательно для всех: п.12 прочитать, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Для тех, кто хочет знать больше – выполните рубрику «Задания» на стр. 63 п.1 и оформите ее в виде мини-исследовательского проекта «Бактериальные препараты нашего поселка». Или – Составьте памятку «Профилактика бактериальных заболеваний человека». (Для правильного оформления работы перейдите по ссылке в электронном дневнике и воспользуйтесь рекомендациями на моем сайте.) Благодарю вас за работу. | Подводят итог. Определяют степень соответствия темы урока, поставленных задач и достигнутых результатов. Проводят самооценку. Руководители групп анализируют работу группы: слаженность и согласованность в работе, активность, соответствие регламенту. Оценивают работу участников группы и выбирают наиболее активного. Записывают Д/з. Задают вопросы. | - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. - формирование позитивной моральной самооценки. |