Ковшарева Ольга Михайловна, Нижегородская область




Технологическая карта урока биологии по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Ковшарева Ольга Михайловна, Нижегородская область

1. Предмет Биология
2. Класс  
3. Базовый учебник В.В. Пасечник. Билогия 5 класс Бактерии, грибы, растения
4. Тема урока Роль бактерий в природе и жизни человека
5. Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) Изучение нового материала
6. Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) Обучающиеся научатся объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ систематизировать и графически организовывать информацию, устанавливать причинно- следственные связи, анализировать полученные данные. Обучающиеся осознают ценность биологических знаний в повседневной жизни каждого человека.
7. Межпредметные связи  
8. Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники) электронное приложение
9. Материалы и оборудование ПК на группы, проектор


Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (включая УУД)
  1.1. Вхождение в контакт Ребята, я рада вас видеть на уроке биологии. За окном наступили хмурые осенние дни. Солнышко появляется очень редко. Но сегодня оно заглянуло в наш класс. В каком оно настроении? Как вы это определили? Улыбка- это залог хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу и мне, поделитесь пожалуйста своим хорошим настроением. Надеюсь оно останется с вами на весь день. Настраиваются на урок. Получают положительный эмоциональный настрой.  
  1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся Ребята, я предлагаю вам посмотреть фрагмент видео. Подумайте, о каких организмах идет речь на видео. (первая часть видео). Вспомните, что вы знаете о бактериях и решить верно или неверно то или иное высказывание о бактериях: 1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты. 2. Все бактериальные клетки имеют ядро. 3. Бактерии относятся к царству прокариот. 4. Бациллы – это округлые по форме бактерии. 5. Все бактерии – гетеротрофы. 6. Все бактерии погибают при высокой температуре (65-100 С0). 7.Бактерии размножаются спорами. 8.Все бактерии приносят вред человеку. Проверка правильности выполнения задания с комментированием ответов. Смотрят видео, определяют, что речь идет о бактериях.   В тетрадях отмечают верные и неверные высказывания.     Взаимопроверка в парах: обмениваются тетрадями, оценивают правильность выполнения задания. - развитие способности оценивать достоверность устной информации на основе имеющихся данных. - развитие способности к оцениванию.  
  1.3. Создание проблемной ситуации Вы хорошо усвоили строение и особенности жизнедеятельности бактерий. Давайте досмотрим видео. Вы уже знаете, что бактерии присутствуют в нашей жизни повсеместно. Однако люди относятся к бактериям настороженно и даже боятся их. Так кто же бактерии: враги или друзья? Возможна ли жизнь на Земле без бактерий? Как же нам найти ответ на проблемный вопрос?     Я думаю вы готовы сформулировать тему урока.   Включаются в беседу с учителем. Высказывают свое мнение относительно бактерий. Приходят к выводу о том, что имеющихся знаний недостаточно. Высказывают предположение: Изучить какую роль играют бактерии. Озвучивают тему урока: «Роль бактерий в природе и жизни человека». Записывают тему в тетрадь. -развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний - формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием.  
  2.1. Целеполагание и планирование Какие цели мы перед собой поставим сегодня?   1.Изучить роль бактерий в природе. 2.Изучить роль бактерий в жизни человека. 3.Узнать, как можно использовать знания о бактериях в повседневной жизни.   - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.
  2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации Ребята, какими способами мы сможем выполнить поставленные задачи? Побуждение к планированию действий. Учитель пишет план на доске. Составляют план урока: (примерный план)
  1. Работа с учебником.
  2. Работа с электронное приложение к учебнику.
  3. Составление схемы (кластера).
  4. Применение полученных знаний на практике.
- развитие способностей к планирования своих действий
  2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на группы. Каждая группа будет работать с отдельной группой бактерий: «Бактерии гниения», «Почвенные бактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии». Ваша задача, изучив различные источники информации (учебник, прослушать электронное приложение к учебнику), выписать значение бактерий на отдельный лист, который лежит у вас в конверте. Один лист - одно значение. Затем представители групп прикрепят свои листы на кластере на магнитной доске. Не забывайте о правилах работы в группе. Руководители групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. На выполнение задания вам дается 7 мин.   Распределяют обязанности в группе. Работают с информацией. Заполняют фрагменты кластера.     - развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде - формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главное
  2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий Организует работу по поиску и обработке информации. Оказывает помощь в заполнении кластера. Сопровождает ответы учащихся показом слайдов презентации. Подводит итог заполнения кластера. Выступление представителей групп. Представители групп заполняют свой участок кластера и комментируют результат своей работы. Все учащиеся одновременно заполняют кластер в тетради. - развитие способности оформлять и представлять результат своей работы
  3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Я думаю пришло время вернуться проблемному вопросу. Можете вы теперь ответить на вопрос: Возможна ли жизнь на Земле без бактерий? Бактерии – друзья или враги?   Итак, вернем к плану урока. Какой следующий пункт нашего плана?     Читая некоторые форумы, я натолкнулась там на следующие вопросы, которые волнуют людей. Давайте попробуем вместе дать ответы на эти вопросы: - Какие меры профилактики могут помочь вам предотвратить заболевания, вызываемые бактериями?   - Могут ли дежурные по классу уменьшить вероятность заболевания одноклассников?   - Как улучшить плодородие почвы на своем приусадебном участке, не внося удобрений?   Без бактерий жизнь на Земле была бы невозможна, т.к. они являются главными «санитарами» планеты. Приходят к выводу, что бактерии играют как отрицательное, так и положительное значение в природе и жизни человека.   Обращаются к плану. Делают заключение о том, что должны научиться применять знания на практике.     1. Мыть руки. 2. Пользоваться чистой посудой. 3. Мыть фрукты и овощи. 4. Хранить быстро портящиеся продукты в холодильнике. 5. Пить кипяченую воду и молоко. 6. Не ходить в школу больными, кашляя или чихая, прикрывать рот и нос носовым платком. 7. Делать профилактические прививки.   1.Для уменьшения размножения болезнетворных бактерий необходимо делать влажную уборку помещения, проветривать.     1.Для улучшения плодородия почвы, необходимо сажать бобовые растения: горох, фасоль, клевер, люпин. - формирование умения использовать теоретический материал для решения практических жизненных задач
  3.2. Ситуация оценки образовательных результатов Вернемся к задачам нашего урока. Все ли поставленные задачи и пункты плана мы выполнили? Оцените, на сколько полезным и продуктивным стал для вас урок. Продолжите предложения: Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Прошу руководителей групп проанализировать работу группы в целом. Выделите самого активного участника группы.   - Достаточно ли вам было информации в учебнике о роле бактерий в вашей повседневной жизни? Хотелось бы вам узнать больше? Домашнее задание: - обязательно для всех: п.12 прочитать, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Для тех, кто хочет знать больше – выполните рубрику «Задания» на стр. 63 п.1 и оформите ее в виде мини-исследовательского проекта «Бактериальные препараты нашего поселка». Или – Составьте памятку «Профилактика бактериальных заболеваний человека». (Для правильного оформления работы перейдите по ссылке в электронном дневнике и воспользуйтесь рекомендациями на моем сайте.) Благодарю вас за работу.   Подводят итог. Определяют степень соответствия темы урока, поставленных задач и достигнутых результатов. Проводят самооценку.     Руководители групп анализируют работу группы: слаженность и согласованность в работе, активность, соответствие регламенту. Оценивают работу участников группы и выбирают наиболее активного.     Записывают Д/з. Задают вопросы.   - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. - формирование позитивной моральной самооценки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: