Свобода с точки зрения Верховного Лидера Исламской Революции почтеннейшего Аятоллы Хаменеи




 

Часть первая: Определение свободы

 

Что означает свобода?

 

Для прояснения этой темы необходимо обсудить значение слова «свобода» и точку зрения Ислама по этому поводу. Надеюсь, что совокупность этих бесед окажется полезной в информировании общественности, а также для подчинения ответственными лицами, как мы.

 

Первым делом, нам необходимо прояснить смысл свободы. Что означает свобода? В мире практически все прославленные государства, восточный и западный блоки с пафосом говорят о свободе. И западная демократия заявляет о свободе (конечно же, свобода на Западе является индивидуальной свободой), и страны восточного блока, социалистические устройства, либо же стремящиеся к социализму, пустословят о свободе и демократии. Большинство восточных стран добавляют в название страны слово "демократическая", обозначающее свободу. Как они заявляют, одной из основных целей в этих устройствах считается свобода. Безусловно, говоря о свободе, они стремятся не к индивидуальной свободе, а к свободе в масштабе общества. То есть, слияние и растворение индивидуальной свободы в том, что они считают общественной свободой.

 

Как видите, в мире есть заявления о свободе; каждое государство, каждый режим, каждое учение, каждое устройство в особой форме дает определение свободы и все заявляют о том, что обеспечили свободу в своем обществе. И внутри исламских обществ, в том числе, и в нашем обществе, некоторые спекулируют свободой. Находящиеся среди них революционеры и набожные люди используют слово «свобода» как священное. Они сторонники обеспечения проявляющихся в различных формах политической, экономической, а также других видов свобод. Также среди них есть и такие, кто использует свободу и требования свободы для прикрытия своих политических целей.

 

Внутри страны слово «свобода» используется в разных значениях среди групп интеллигентов и простого народа, который сегодня, Божьей милостью, обладает высоким уровнем политических знаний. В уме каждого представляется различный смысл свободы, ее рамки не определены.

 

Безусловно, некоторые люди, сторонники различных форм распущенности – сексуальной и моральной распущенности, под лозунгом свободы и, заявляя «мы свободны, и потому вольны делать все, что хотим!», к сожалению, поднимают вопрос, именуемый на Западе свободой. И в нашем обществе, когда говорят о свободе, в большем случае, на ум приходит эта форма свободы Запада.

 

Большая часть заявлений о свободе в мире находится под вопросом. То есть, истинной свободы нет ни в западных странах, ни в этих демократических устройствах, ни в тех местах, где газеты только на первый взгляд пишут, а телевизионные каналы показывают обо всем. Там есть лишь видимость свободы. На самом деле там плотное косметическое украшение, наложенное на уродливое лицо тоталитарных режимов и диктаторов. И там нет истинной свободы. Эта тема, как говорится, может послужить наводкой для народов большинства стран, являющихся свободными, чтобы они засомневались в том, свободны ли они, и потребовали свою свободу.[1]

 

Такие вопросы, как «в чем заключается философия свободы?» и «почему человек должен быть свободным?» должны иметь сущность, корень и доказательство. Высказаны различные мнения: польза, всеобщее благо, всеобщее удовольствие и максимум, один из культурных прав. Можно предъявить замечание ко всем им. Они и сами предъявляют замечания.

 

Если вы посмотрите на то, что пишут по поводу либерализма за последние годы, то увидите, сколько напрасных, бесполезных и, относящихся к эпохе средневековья, слов высказано про свободу. Кто-то высказал одно мнение, а другой ответил. После появился еще один и прокомментировал его ответ. Да, действительно не плохое развлечение для интеллигентов третьего мира: один пусть будет сторонником этой теории, а один - другой; один пусть принимает аргументы этой теории, а другой комментирует доказательства той, а еще другой навязывает теорию от своего имени другому. Прежде всего, философия и источник свободы заключается в человеческом праве.[2]

 

Свобода - дар Аллаха и революции. Свобода принадлежит народу и является врожденным чувством народа.[3]

 

Свобода и независимость

 

Затрагивая тему свободы, нам следует употребить слово «независимость», являющееся одним из наших лозунгов; то есть, будем думать независимо, не будем имитаторами в мышлении. Если мы будем имитировать других в этой области, являющейся основой большинства наших проблем и нашего развития, если устремим свой взгляд в окно, где показывают только западное мышление, в этом случае мы совершим большую ошибку, и нас будут ожидать печальные последствия.[4]

 

Как независимость не в силах предотвратить свободу, так и свобода не способна предотвратить независимость. Это весьма твердый принцип. Если какие-то лица под предлогом свободы, под лозунгом свободы попытаются открыть путь врагу, то это не свобода, а желание врага, западня, устроенная противником. Сегодня очень чувствительный день. Нынешнее время весьма чувствительное.[5]

 

Свобода – предоставлять, приобретать или познавать?

 

Сегодня в университетах вопрос свободы обсуждается довольно часто. Порой говорят, что свобода не предоставляется, а приобретается. А я утверждаю, что свобода и предоставляется, и приобретается, а также познается. Что означает выражение «свобода предоставляется»? Это означает, что правительственные чиновники не имеют права лишать кого-то естественного права на свободу, то есть законных свобод. Безусловно, это не является милостью, оказываемой со стороны правительств. Они обязаны обеспечивать свободу. Это является их обязанностью.

 

А что означает «свобода приобретается»? А именно то, что каждый осведомленный и разумный индивид общества должен быть знаком со своим правом на свободу и ее границами, должен требовать и приобретать их. Что же означает «свобода познается»? Одним словом, то, что свободе характерны культура и нормы. Их необходимо познать. Без наличия культуры и норм свободы этого великого блага ни для кого, ни для какого общества не окажется в нужной мере. Если в обществе будут отсутствовать нормы свободы и люди не познают правил ее использования, вне всяких сомнений, свобода, столь необходимая для активного, трудолюбивого и передового общества, будет упущена из рук. С точки зрения Ислама, это считается трагедией для общества. Упускание свободы из рук является трагедией.

 

Ислам не допускает всякого рода авторитаризм и диктатуру – как индивидуальную, так и общественную диктатуру (общественная диктатура подобна индивидуальной, и партийная диктатура такова, порой даже хуже этой), то есть, прибрание к рукам власти над народом одним лицом по велению своих страстей. Где бы то ни было, наличие этого факта считается трагедией. Если мы не будем знать норм обращения со свободой и ее культуру, тогда получится таким образом. Некоторые хотят, чтобы было именно так.

 

Некоторые не хотят, чтобы мы познали культуру свободы, а они, тем самым, распространяя беспорядки, создавали бы в народе тягу к сильному деспоту. В некоторых обществах хаос, беспорядок и разногласия достигают такого предела, что народ желает, чтобы сильный деспот выступил на арену и создал порядок. Некоторые стремятся привести общество к отмеченному положению: используют свободу самым низким и неправильным образом, а также, играя верой, чувствами и идеями народа, нуждами общества, приводят его в смятение. Они враги свободы. Не допустимо бесславить свободу. Не допустимо превращать свободу в штык и целиться в грудь ее истинных стражей. Нельзя играть со свободой. Те, кто, используя свободу как орудие, абсолютно не подчиняются ее культуре, наносят удар свободе. Они не сторонники свободы, они предают ее. Свобода не должна использоваться как орудие для нарушения законов и нанесения удара топором по основанию системы Исламской Республики! Никакое устройство на востоке и западе мира не уважает тех, кто стремится вырубить его под корень. Тогда как Исламская Республика оказала это уважение. Долгое время некоторые лица под предлогом свободы делали все, что им хотелось с верой и святынями народа. Но Исламская Республика по той или иной причине промолчала, правительство проявило терпение и уважение.[6]

 

Границы свободы

 

Речь идет о границах свободы. Абсолютная свобода в конечном итоге должна быть где-то ограничена. Если человек стремится к красивой и комфортной жизни, ему придется пожертвовать некоторыми свободами. Один из предметов обсуждения общественных философов, мыслителей, а также ученых-теоретиков в этой области является вопрос: «Где граница свободы?». А именно то, до какого предела и в каких рамках свободны люди? При достижении какого предела, нужно встать на пути их свободы?[7]

 

Исламская Республика водворяет свободу в нашем обществе в ее истинной сущности. Но существует способ использования свободы. Нам необходимо познать и научить также и способу использования свободы. И это является обязанностью Исламской Республики. Некоторые под предлогом свободной мысли преступают границы истины, под предлогом свободной мысли и новшества не обращают внимания, а также оскорбляют и насмехаются над всеми истинными и священными принципами. А некоторые, как реакция, или же из-за другой проблемы в уме, цепляются за основы, которые нуждаются в новшестве. Нельзя довольствоваться сказанными, то есть, замкнутость перед преступающими границу и крайность перед теми, кто довольствуется малым...[8]

 

Абсолютная свобода не приемлема

 

Во-первых, нам надо знать, что никакая идеология, культура, философская и общественная теория не считает ценностью свободу в смысле быть свободным от всякого рода требований, не видеть никаких препятствий перед собой, возможность совершать любое любимое действие. Никто в мире не защищает абсолютную и безграничную свободу. И невозможно, чтобы кто-то достиг успеха, воспользовавшись ею. Если мы допустим то, что человек свободен совершать любое желаемое его душой действие, то, что перед ним нет никакого препятствия, то сама эта свобода, естественно, будет ущемлять свободу других, будет нарушать их благоустройство и безопасность. Исходя из этого, абсолютная свобода человечества и людских обществ, вообще, не только не возможна, но и никто не поддерживает этого.

 

Даже анархисты, появившиеся в 19-20-ых вв. в Европе, руководствующиеся девизом «быть свободным от всех законов и общественных правил», признавали ряд ограничений и подчинялись им. Короче говоря, в абсолютном смысле свобода, то есть дозволенность любого желаемого человеком действия, не только противоречит логике, не только невозможна, но и ни кем в мире не поддерживается. [9]

 

Свободе присуще границы. Суть свободы заключается не в том, чтобы человек злоупотреблял ею. Такое было в мире, под предлогом свободы люди были подвержены самым большим угнетениям, были совершены преступления, людские поколения были принуждены к безнравственности и распущенности. В западных культурах и учениях под предлогом свободы стерли истинную свободу из разума людей. Под предлогом свободы закрыли их глаза и рты, навязали все, что хотели. Это истина, которую мы наблюдаем в современном мире. Это имеет место как в западных блоках и, являющихся сторонниками индивидуальной свободы, демократических устройствах, так и в восточных устройствах и социалистических системах, которые считаются сторонниками общественной свободы и добиваются растворения индивидуальной свободы в общественной. Гуманизм и другие течения также нанесли удар этой свободе.[10]

 

Ось свободы

 

Следует соблюдать правильные границы. Эти границы не являются границами, которых желает, устанавливает на основе своих интересов какое-то правительство или устройство. Если в мире и есть какие-то правительства (в действительности, они и на самом деле существуют), которые устанавливают границы в определенных интересах, то устройство Исламской Республики не таково. Основа устройства Исламской Республики – справедливость. Иными словами, если лидер отдаляется от справедливости, в таком случае, он автоматически и без нужды в каком-либо другом факторе сходит с позиции руководителя. В подобном устройстве бессмысленно устанавливать границы в пользу какой бы то ни было группы, слоя, взглядов правительства. Границами здесь считаются границы Ислама. Границы, указываемые в Коране, хадисах и действительных религиозных учениях. Они считаются достоверными, им следует подчиняться. Если не будет подчинено, в таком случае все чиновники – судебные чиновники, исполнительные чиновники, министерство культуры и другие несут ответственность. Если они не исполнят свою обязанность, тогда они совершат грех и нарушат закон. Соблюдать эти границы считается их обязанностью. Внутри этих границ находится тот самый прекрасный и блестящий принцип свободы. Необходимо использовать его.[11]

 

Границы свободы в Исламе и христианстве

 

В религиях имеется много высказываний по поводу границ свободы. На наш взгляд, это является одним из вопросов, на который сегодня должны обратить внимание исламская и христианская религии. На сегодняшний день мы наблюдаем пренебрежение и чрезмерность в этой области. Диктатуры, видимые и невидимые давления отбирают свободу народа в некоторых сферах жизни. А в другой сфере людям предоставляются множество свобод под названием не свобода, а распущенность. С точки зрения религий, каждая из двух сторон проблемы считается уклонением от истины. Я склонен полагать, что взгляды христианства и Ислама сходятся друг с другом в отрицании обладания истинной свободы такими чертами, как чрезмерность и довольствование малым. Думаю, что на сегодняшний день важнейшей и главнейшей задачей всех людей, интересующихся судьбой человечества и молодого поколения, является борьба с увеличивающейся изо дня в день безнравственностью и распущенностью.[12]

 

На Западе, где границы свободы установлены законом, этот закон направлен на решение общественных вопросов. Точнее сказать, закон гласит, что свобода никакого человека не должна угрожать свободе других, ставить в опасность их интересы. Тогда как в Исламе границей является не только это. Иными словами, (в Исламе) закон, ограничивающий человеческую свободу, гласит о том, что, пользуясь свободой, не только недопустимо ставить в опасность свободу других, угрожать интересам общества и других, но и собственные интересы человека не должны ставиться под угрозу. Человеческие законы, в случае, если действие человека не связанно с обществом, не считаются шариатским обязательством[13]; рекомендует, но не устанавливает безусловное обязательство. Ислам и Божественные религии, принимая во внимание права и свободы других, не только заявляют о том, что человек не должен под предлогом свободы угрожать и ставить в опасность права других, но и подчеркивают то, что человек под предлогом своей свободы и независимости не может ставить под угрозу свои личные интересы. Он и сам не должен получать вреда от собственной свободы! [14]

 

Часть вторая: Свобода в Исламе

 

Сущность свободы в Исламе

 

Нам необходимо выяснить, есть ли вообще в Исламе понятие под названием свобода, или нет? В ответ на этот вопрос, я должен сказать, что, напротив, вопрос свободы людей появился в Исламе на несколько веков раньше, чем в Европе, раньше того, как европейские мыслители, просветители, революционеры и руководители пришли к мнению считать человеческую свободу принципиальным правом человека. Если мы рассмотрим свободу в ее возвышенном и тонком смысле, то есть как освобождение человеческой души от скверного, воли страстей и материальных оков, тогда это все еще в «монополии» божественных учений. Школы Запада и Европы не знают даже смысла этого.

 

Свобода, появившаяся в 18-ом веке вслед за Великой Французской Революцией, а впоследствии на Западе, была очень маленькой, ограниченной и бесполезной в отличие от свободы, о которой заявляли Божьи пророки и божественные учения. Если мы возьмем свободу в ее истинном смысле, тогда это считается достоянием божественных учений. Если в данный момент мы рассмотрим свободу в смысле политических, общественных и экономических свобод, свободы мысли, сознания и веры, представляемых в политических школах, тогда, несмотря на существование различных разъяснений по поводу всех их, исламская религия и в этих вопросах на несколько веков опережает европейские революции и школы.[15]

 

Свобода под покровом религиозных предписаний

 

Счастье – это следование религиозным предписаниям. Потому, что справедливость заключается в следовании религиозным предписаниям; потому, что свобода, свобода человека заключается в следовании религиозным предписаниям. Где они пытаются найти свободу? Все желания людей претворяются в жизнь под покровом религиозных предписаний.

 

Современный человек в вопросе основных потребностей ничем не отличается от человека, существовавшего тысячу, десять тысяч лет тому назад. Основные потребности человека следующие: он стремится к покою, свободе, мудрости и благоустроенной жизни, и бежит от дискриминации и гнета. Нужды времени могут быть обеспечены в их рамках и с их помощью. Эти основные потребности могут быть обеспечены только и только посредством религии Аллаха.[16]

 

Ислам предоставляет народам независимость и свободу. Как свобода в жизненной среде – свобода от диктаторов и тиранов, суеверия и невежества, заблудшего фанатизма, так и свобода от оков экономических мощей и давлений политического империализма. Исламская религия, наряду с благоденствием и экономическим прогрессом, предоставляет народам общественную справедливость.[17]

 

Свобода, в том смысле, который сегодня принимается миром, то есть вопрос освобождения от рабства, неволи и власти других, а также придавание значения человеческой воле, имеет место и в Исламе. Ошибочно предполагать, что эта свобода появилась 2-3 века тому назад. Аяты Корана и хадисы указывают на то, что именно в таком широком смысле свобода давно имеет место в Исламе. Это есть даже и в других религиях. Но масштаб актуальной на сегодняшний день свободы не полностью согласуется с исламской свободой. Исламская свобода шире по охвату, а в некоторых чертах она более точная и тонкая.[18]

 

Таким образом, вопрос свободы в Исламе считается одним из принципиальных вопросов. Если кто-то понимает или же представляет Ислам как религию, ограничивающую общественные и индивидуальные свободы, и думает, что там нет свободы, он заблуждается. Безусловно, свобода отличное от произвола явление. Свобода – это не то, чтобы обманывать других и сбивать с пути. Свобода – это не то, чтобы делать, что придет в голову, и не эгоизм. Свобода – это не то, чтобы человек делал все, что ему захочется, даже если это противоречит принятым в обществе нормам, правам общества и остальных людей.

 

У свободы есть границы. Свобода – это не то, чтобы человек под предлогом свободы злоупотреблял возможностями. В мире произошло подобное, под предлогом свободы люди были подвержены самым великим угнетениям, совершены преступления, людские поколения были принуждены к безнравственности и распущенности. В западных культурах и учениях под предлогом свободы стерли истинную свободу из разума людей. Под предлогом свободы закрыли их глаза и рты, навязали все, что хотели. Это истина, которую мы наблюдаем в современном мире. Это имеет место как в западных блоках и, являющихся сторонниками индивидуальной свободы, демократических устройствах, так и в восточных устройствах и социалистических системах, которые считаются сторонниками общественной свободы и добиваются растворения индивидуальной свободы в общественной. Гуманизм и другие течения также нанесли удар этой свободе.

 

Исходя из этого, необходимо верно истолковывать этот возвышенный и отличный в Исламе вопрос. Если мы правильно выразим точку зрения Ислама относительно свободы, в таком случае, мы не потерпим поражение в мире, нам будет что сказать перед странами, которые пустословят о вымышленных, обманчивых и поддельных свободах, и мы заявим о том, почему человеку не предоставляется свобода? Почему под предлогом свободы людям доставляют мучения и страдания? По этой причине, необходимо знать точку зрения Ислама относительно свободы. Это является актуальной темой для народа, а также для тех, кто занимается международными делами. Это может послужить примером и для нас самих, для должностных лиц нашей страны. На основании этих норм мы можем еще лучше проникнуть в суть своих обязанностей, если на то будет воля Аллаха.[19]

 

Свобода и Божественная миссия

 

Один из лозунгов, провозглашаемых сегодня в мире, касается темы пророчества. Зачастую эти лозунги никакой деятельностью не сопровождаются, наподобие лозунгов о социальной справедливости, свободе, науке, прогрессе, повышении уровня жизни и других, провозглашаемых государствами, народами, мыслителями и идеологами.

 

Собственно сами эти лозунги появились благодаря пророкам и последнему пророку (ДБАР). Это в неполной форме имеется в руках народа и некоторые двигаются в направлении к этому.[20]

 

Каждая горсть этой земли, этой страны напоминает какое-то воспоминание времен Божьего Пророка (ДБАР) и его самоотверженных, праведных сподвижников. Здесь зародился Ислам, возвысилось знамя джихада и началось освобождение человечества от цепей невежества.

 

Ввиду того, что сегодня во всех четырех сторонах исламского мира мусульманские народы после нескольких столетий упадка, отсталости и унижения встали на путь к пробуждению и восстанию во имя Аллаха, а также во многих исламских странах ощущается аромат свободы, независимости, возврата к Исламу и Корану, мусульманам больше, чем когда-либо, необходимо еще больше укрепить свою привязанность к тому блестящему и великолепному прошлому, к временам восстания во имя Аллаха и борьбы раннего исламского периода.[21]

 

Ислам в городе Медина предоставлял свободу, в настоящем смысле этого слова, а также, выражаясь сегодняшним языком, демократию. Это было так в Медине, родине Пророка и могущественном культурном центре. Но в отдаленных местностях, например, в Хорасане, Исфахане, или же Фарсе, где правил такой-то омейядский полководец, не было нечто подобного.[22]

 

Свобода и аяты Корана

 

Аят "...снимает с них бремя и оковы, которые были на них,.." [23] суры «Преграды» написан золотыми буквами и считается из тех аятов, которые заслуживают быть вывешенными на дверях всех тех организаций мира, которые ведут борьбу за человеческие права.

 

Этот аят о личности Пророка (ДБАР) и об одной из особенностей его личности в Коране. В Коране ниспослано несколько аятов относительно личности Пророка (ДБАР) и его сподвижников. Каждый из этих аятов заявляет об одной из величественных особенностей этой личности. Вышеуказанный аят считается одним из первостепенных из них. Одна из указываемых проблем в этом аяте касается того, что Пророк (ДБАР) снимает оковы с ног людей. Он снимает с шеи и ног людей эти цепи, которые доставляют тяжесть ногам и препятствуют их продвижению, скачку, возвышению и развитию.

 

В словаре «иср» означает веревки, которыми привязывают концы палатки к вбитым в землю гвоздям. Эти веревки прикреплены к палатке и крепко удерживают ее. Разнообразные виды насилия, дискриминации, притеснения, навевания, которые сегодня в современной форме существуют в мире, превращают людей в животных.

 

В большинстве западных обществ человек живет в форме животного, у него вообще не наблюдаются ценности человечества. Что же превращает его в подобного раба? Иногда, именно этот человек достигает высот в научном, мирском плане. Но вы видите, что он раб ничтожных материальных желаний, угнетений, унизительных дискриминаций, навеваний и бесчестия. Это «иср»ы, о кторых идет речь. Это те самые цепи.

 

Когда пророки входят в общество, их первым делом является снятие цепей с шеи этого невольника. Это есть свобода. Таким образом, проблема свободы была заявлена в Священном Коране, хадисах и исламской литературе.

 

Сама свобода, которая максимум за последние два столетия наблюдается в западной прессе, литературе и мысли, а также этот возвышенный смысл есть в Священном Коране, а также, вне всяких сомнений, были в большинстве учений Божьих пророков.[24]

 

В 60-ом аяте суры «Сонмы» Священного Корана повелевается следующее: "Если не удержатся лицемеры и те, в сердцах которых болезнь, и (мюрджифы, то есть) распространяющие слухи в Медине, Мы возбудим тебя на них..."

 

Здесь мюрджифы указываются вместе с лицемерами и теми, в сердцах которых есть болезнь. Лицемеры составляют одну группу, а те, в сердцах которых болезнь, другую. Мюрджифы указываются вместе с ними. Мюрджифы - это те, кто вечно наводит страх на народ. Новосозданное исламское общество имеет как добровольцев Корана, добровольцев Пророка (ДБАР), так и врагов. Чтобы защитить страну и это великое народное устройство необходима подготовка в духовном плане. Между тем, одна группа людей, как язва вцепилась в душу народа и ослабляет дух людей. Это мюрджифы. В Коране говорится о том, что если эти мюрджифы, то есть те, кто вечно наводит страх на народ, обезнадеживает человека, не дает народу возможность действовать не удержатся от этого действия, Мы возбудим тебя на них. Это граница свободы. Итак, другой отличительной чертой свободы в исламской логике считается то, что у нее есть границы, состоящие из нравственных ценностей.

 

Следующей отличительной чертой является то, что свобода в понимании западного либерализма не согласуется с шариатскими обязанностями: Свобода – значит быть свободным от шариата. Тогда как свобода в Исламе считается обратной стороной монеты шариатских обязанностей. В целом, люди являются свободными в силу того, что считаются обязуемыми («мукаллаф»), то есть обязанными исполнять нормы шариата. Если бы на них не было возложено обязательство, в таком случае, не было бы нужды в свободе, они тоже были бы как ангелы. Моуляви (Джалаледдин Руми) говорит:

 

Есть хадис: велел славный Творец,

 

Чтобы создалось три вида, и один из них человек.

 

Есть у него ум, знания, щедрость,

 

Лишь в состоянии поклона ангелы бывают.

 

Человеку характерно то, что он совмещает в себе совокупность противоположных друг другу чувств и желаний. Среди этих различных желаний он должен выбрать путь совершенствования. Ему предоставлена свобода для выбора пути совершенствования. Эта свобода предназначена для совершенствования; точно так же, как сама человеческая жизнь предназначена для совершенствования: "Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись".[25] Аллах создал джиннов и людей для того, чтобы они достигли богослужения, которое обладает весьма возвышенной значимостью. А свобода как жизненное право: начало для богослужения.

 

На западе дошли до такой крайности в отрицании индивидуальной, общественной ответственности, ответственности перед Богом, что были попытки отрицать не только религиозное мышление, но и нерелигиозное мышление, которое признает практическую обязанность, обязательное и запретное, дозволенное и недозволенное. Из последних произведений этих американских и американоподобных либералистов, а также их людей, которыми они управляют как пророки (их уммы есть в других странах, в том числе, к сожалению, и в нашей стране), становится ясно, что они утверждают о противоречии принципов дозволенного и недозволенного в западном мышлении с идеологическими принципами. Ислам категорически не допускает этого. Ислам признает свободу вместе с практической обязанностью, чтобы человек посредством этой свободы мог правильно выполнять свои обязанности, осуществлять значимые дела, делать важный выбор и достичь совершенства.

 

Исходя из этого, вопрос свободы является исламским вопросом. Мы должны размышлять по этому поводу с исламской точки зрения, всеобще воспринимать свободу как результат исламского действия и шариатской обязанности. Давайте будем знать цену тому, что имеется в обществе благодатью Аллаха и максимально использовать эту возможность. Мыслители и идеологи должны работать. Безусловно, некоторые выражения излагаются специальными формулировками. Они должны заявляться в школах, университетах, в особой прессе и особых кругах. А некоторые слова, нет, относятся ко всем. И их необходимо заявлять, чтобы использовали все.[26]

 

Свобода в хадисах

 

Здесь я хочу привести несколько высказываний исламских лидеров. Посмотрите же, каков в действительности взгляд исламской религии относительно проблемы свободы, которая считается нравственным спасением и освобождением человека от внутренних оков.

 

Одно высказывание такое: «О человек! Не будь рабом алчности, ибо Аллах создал тебя свободным!»[27]

 

Какая же эта свобода, которую уничтожила алчность? Алчность и ненасытность человека превращают его в невольника. Это противоречит свободе. Свобода – это не то, чтобы человек считал себя сторонником свободы и свободным, и, в то же время, был рабом своей алчности. Это его самого сделает рабом.

 

Другое высказывание: «Свободен человек, который не поддается похотям и страстям души». Как же может быть свободным человек, который является рабом сладострастий и утопает в страстях души? Свобода в исламском понимании и свобода в западном понимании полностью расходятся в этом вопросе. Они говорят: если кто-то покорился своим страстям, предоставьте ему свободу. Это не свобода, а рабство, неволя. Никакой другой фактор из вне, как похоть и внутренние влечения, не способен превратить человека в раба. Поэтому, сегодня вы видите, как мировые эксплуататоры прибегают к этому методу, чтобы поработить народы, сбить с пути личности, даже воинствующих людей, и загоняют их в сети похотей. Сегодня это составляет одну из деятельностей спецслужб, которой они занимаются в масштабе всего мира. Они загоняют в западню страсти, в женскую и денежную западню лиц, которых они остерегаются, опасаются, которые представляют для них проблему. В конечном итоге, поднимающий крик, и, издающий вопль свободный человек, попадает в их подчинение, как раб и невольник. Значит, человека в раба превращает страсть.

 

Следующий хадис: «Человек, который с равнодушием относится к мирским красотам, мирским желаниям, освободил себя и добился довольства Господа».[28]

 

И, наконец: «Свободный человек во всех случаях свободный. Когда он сталкивается с трудностями, то показывает терпимость, бедствия не могут напасть и сломить его».[29]

 

Еще до Ислама, его светлость Пророк Муса (д.б.м.) говорит фараону: «И эта милость, которой ты упрекаешь меня, - в том, что ты поработил сынов Исраила».[32] И здесь вновь подчеркивается вопрос рабства и свободы.

 

Свобода в эпоху раннего Ислама

 

Это понятие неоднократно повторяется в исламской литературе и истории эпохи раннего Ислама в соответствующих названиях, выражениях и особенностях. Здесь нет места каким-либо сомнениям.[33]

 

В эпоху второго халифа наместником Египта был Амр Ас. Сын Амр Аса во время беседы с молодым крестьянином дал ему пощечину. Отец молодого крестьянина пришел к Амр Асу и потребовал исполнения приговора о кисас (наказание, равное по тяжести совершенному противоправному деянию): «Мой сын подвергся избиению, и твоего сына надо избить!» Амр Ас, не придав этому значение, выгнал его.

 

Крестьяне отец и сын прибыли в Медину. В мечети они встретились с халифом и рассказали о случившемся. Халиф тотчас же написал письмо, в котором приказывал Амр Асу и его сыну явиться в Медину. Он привел их в мечеть и заявил о том, что молодой крестьянин должен привести в исполнение приговор о кисас, а самого наместника необходимо наказать. Наместник сказал: «А меня почему надо наказывать!?» Халиф заявил: «Потому что твой сын совершил это действие, полагаясь на твое могущество». Как повествуется, халиф затем произнес одну известную в истории фразу. А именно, он сказал Амр Асу: «С каких пор вы сделали этот народ своим рабом, тогда как матери родили их свободными?!».

 

Это исламская логика. В Исламе свобода сформировалась как культура. Иначе халиф, намереваясь наказать своего наместника, не ссылся бы на эту фразу и на такое основание. В силу этого, становится очевидным, что все были знакомы с этим вопросом. То, что все люди свободны, матери родили их свободными, никто не имеет права делать их своими рабами, отнимать у них свободу – это было составной частью культуры, которая была знакома исламской умме того времени и была широко распространена среди них.[34]

 

Часть третья: Свобода на Западе

 

Свобода и западные философы

 

Западные философы впервые выдвинули теории, написали книги по поводу проблем культуры мира. Большинство этих принципов указаны сегодня в декларации прав человека, которая считается одним из международных документов и принимается со стороны многих. Они сказали по поводу границ свободы следующее: «Свобода должна быть в рамках закона», «Предел свободы до тех пор, пока не вредит свободе других». Это одни из известных фраз, высказанные западными философами и заимствованные у них многими мусульманскими писателями, которые, сделав лозунгами, заявляют их, не исследовав точку зрения Ислама, не рассмотрев аяты Корана, не анализировав исламские суждения. Безусловно, отдельные мысли истинны. Но некоторые ошибочные, нелогичные и их защита невозможна. Рассмотрим их в деталях.[35]

 

Границы свободы на Западе

 

На Западе границы свободы определяются материальными интересами. Сначала они установили ограничения для общественных и индивидуальных свобод. Это, одно из них. Когда материальные интересы попадают под угрозу, ограничивают свободу. В качестве примера материальных интересов можно привести научное могущество и потенциал этих стран. Учебно-воспитательный вопрос является из тех вопросов, в котором свобода считается абсолютно неоспоримым правом людей. Люди имеют право получать образование. Но в крупных университетах западного мира эта свобода ограничивается. Нельзя передавать высокую науку и технологию, или, говоря их языком, High-Tec. Передача технологии определенным странам запрещена. Почему? Потому, что, если эти знания передадутся, они выйдут из-под монополии и эта материальная мощь не останется в своем прежнем состоянии. Свободе устанавливают границы. Иными словами, преподаватель не имеет права передавать учащемуся третьего мира, например, иранцу, или китайцу, какую-нибудь научную тайну.

 

То же самое и в отношении свободы в передаче сведений и информаций. Сегодня все скандалы мира происходят из-за свободы сведений и информации. Пускай народ будет осведомлен! Пускай народ знает! Это один из ярких образцов наличия свободы на Западе. Тогда как, во время президентства Буша, когда Америка нападала на Ирак, на одну неделю, или еще на больший срок, была введена цензура на передаваемую информацию. Испытывая гордость за это, они заявили о том, что никакой корреспондент не имеет права публиковать какое-то фото или новость о нападении Америки на Ирак. Все знали, что было совершено нападение, и сами американцы сообщили об этом, но о подробностях никому известно не было. Они утверждали, что это действие может нанести вред военной безопасности. Значит, военная безопасность ограничила свободу. Иными словами, материальная граница, материальная преграда!

 

А укрепление основ этого правительства служит еще одной границей. Приблизительно 4-5 лет тому назад в <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: