История возникновения романтического балета




I. Введение

Романтизмом в балете называется недолгий период середины века.

Первые проявления романтизма были особенно впечатляющими, причем балет испытывал его влияние дольше, чем многие другие виды театрального искусства. К моменту установления мира в Европе (1815) выросло новое поколение, мало интересовавшееся прошлым. То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Романтизм не только разрушал старые формы, которые казались старомодными и неуместными, но искал новые источники вдохновения. В эпоху романтизма авторы постановок обращались к фантастическим, мистическим, экзотическим сюжетам, многозначным образам, символами балета стали сильфида, виллиса, привидения, а действующие лица были обычными людьми со своими тревогами, переживаниями, страхами. Балетный романтизм быстро развивался во Франции, Англии, Италии, России.
И в наше время он не утратил своей популярности и значимости.

В данной работе необходимо выяснить как повлияло развитие романтизма и насколько сейчас используется это направление в балетном искусстве, популярен ли он в настоящее время.Познакомиться с историей возникновения романтического балета.

Цель работы: Исследовать основные характеристики балета в эпоху романтизма. Проанализировать и оценить вклад М. Тальони в развитие романтического балета.

Актуальность работы заключается в формировании умения ориентироваться в процессе становления и развития романтического балетного театра на определенном историческом этапе развития художественной культуры, достижении уровня теоретических знаний, необходимых для осмысления закономерностей появления нового стиля и новых выразительных средств в истории хореографического искусства.

В данной работе предстоит:

1. Выяснить историю развития романтического балета.

2. Изучить характерные особенности балета в эпоху романтизма.

3. Изучить биографию Марии Тальони и её вклад в романтический балет.

4. Проанализировать реформы М. Тальони на примере балета "Сильфида".

5. Дать оценку мировому балету XIX века.

 

 

II. Основная часть

Глава I.

История возникновения романтического балета

 

В начале XIX века все виды искусства, в том числе и балет, оказались под мощным влиянием романтизма, как художественного течения. В это время начал возрождаться интерес к фольклору и фантазии.

⠀⠀Балет эпохи романтизма представлял собой синтез искусств, поэтому помимо либретто трансформировались и другие его составляющие. Музыка, ставшая авторской и испытавшая влияние оперы, не просто создавала фон, а определяла настроение, атмосферу представления. Начала развиваться инструментальная музыка. Сценография становилась детализированнее, по сравнению с однообразными декорациями предыдущих эпох.

Реформа произошла и в области костюмирования. Дизайнеры перестали вдохновляться бытовой современной модой, и балетное костюмирование стало самостоятельным, а вскоре появились такие узнаваемые символы, как «пачка» и пуанты. Приветствовалась естественность, поэтому балерины постепенно отказывались от тяжелых нарядов, париков, грима. Именно в романтическом балете зародился танец на пальцах, который позволил выразить воздушность движений. Утвердилось особое амплуа балетных артисток – «травести». Появился кордебалет.

Романтический балет был тесно связан с литературой этого направления. А.П.Груцынова, доктор искусствоведения, доцент, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, в статье «Романтический балет и литература» поясняет: «Книги, известные большинству публики, с одной стороны, были способны упростить понимание балетной интриги, а, с другой, дополнительно привлечь внимание зрителя, знавшего и любившего то или иное сочинение».

Поэтому для постановок романтической эпохи было характерно двоемирие, а главной ценностью стали чувства, эмоции и права человека. Либретто перестает быть пересказом, а становится самостоятельным произведением.
Русский балет пришел к романтизму чуть позже, чем балет других европейских стран, зато его открытия были прочнее и продолжались дольше. К концу XIX века русский балетный театр явился признанным во всем мире хранителем традиций балетного романтизма, а достигнутые им вершины стали образцами для мировой хореографии.

В романтических балетах главное место принадлежало танцу особого стилистического качества. Танец превратился в условно-поэтический язык, каким герои выражали свои думы и переживания. Сохраняя место в обычных праздничных развлечениях, танец стал кульминацией драматического действия: выражая действие, сам этим действием являлся. Так было в

балетах, героями которых являлись люди, так было и в балетах, где центральными персонажами стали всевозможные фантастические существа.

Традиция эта закрепилась на русской сцене и, претерпевая всяческие изменения, достигла поэтического взлета в конце XIX века, как раз тогда, когда балетный театр Запада уже утерял ее ценные качества. Вместе с тем эта традиция проникла в Россию с Запада и сначала утвердилась в балетах фантастического плана, затем в балетных драмах и комедиях из жизни разных стран и народов.

Ярким проявлением романтизма в балете стали спектакли "Сильфида" и "Жизель".

Представителями первой ветви романтизма стали хореограф Филипп Тальони и его дочь —танцовщица Мария Тальони с балетом «Сильфида».

Премьера этого балета состоялась 12 марта 1832 года на сцене Парижской оперы. В этот период балерины начали пробовать танцевать на кончиках пальцев - встали на пуанты. Не имея балетных туфель с жестким носком, как у нынешних танцовщиц, они держались на пуантах лишь какую-то долю секунды. Одной из первых начала танцевать на пуантах именно итальянская балерина Мария Тальони.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: