Календарь реализации
Этапы | Задачи | Содержание | Предполагаемый результат |
Первая половина года | |||
Подготовка | • Анализ проблемного поля. • Выявление причин сложностей во взаимодействии педагогического коллектива и родителей | • Анкетирование, изучение ситуации общения в ДОО. • Подбор методик и приемов диагностики | Появление у участников проекта четкой позиции: необходимо внести изменения в организацию взаимодействия с родителями |
Практическая исследовательская работа | • Изучение индивидуальных особенностей педагога, уровня его коммуникабельности. • Выявление доминирующего стиля в общении с родителями. • Оценка агрессивности педагога. • Анализ педагогами своих профессиональных затруднений в общении с родителями. • Анализ родительских установок и пожеланий по организации позитивного взаимодействия родителей и педагогического коллектива | • "Оценка уровня коммуникабельности педагога" (по В.Ф. Ряховскому). • "Определение стиля в общении с родителями" (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова). • "Оценка агрессивности" (по А. Ассингеру). • Анкетирование педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей". • Анкетирование родителей "Взаимодействие родителей и педагогов" | • Определение направлений работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов. • Составление учебно-тематического плана |
Вторая половина первого года и второй год | |||
Элементы социально-психологического тренинга для педагогов | Обучение педагогов на семинарах, тренингах, консультациях, диспутах | • Семинар-практикум "Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи". • Семинар-практикум "Азбука общения". • Практикум "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель" (приложение). • Тренинг коммуникативной компетентности "Мастер общения". • Консультация "Позитивное эмоциональное состояние педагога – залог эмоционального благополучия ребенка". • Практикум по обучению приемам саморегуляции педагогов. • Круглый стол для педагогов и родителей "Учимся переводить агрессию в позитив". • Ролевая игра "Конфликтам говорим "Нет!"". • Консультация "О синдроме профессионального выгорания". • Тренинг "Приглашение в хорошее самочувствие" (профилактика профессионального выгорания) | Овладение технологией позитивного общения, здоровьесберегающими техниками, приобретение уверенности в своих силах |
Конец второго года | |||
Подведение итогов реализации проекта | Анализ эффективности работы по проекту с последующей ее коррекцией | • Оценка доминирующего состояния педагога (по Л.В. Куликову). • Анкетирование педагогов "Обратная связь" | • Повышение продуктивности и эффективности взаимодействия с родителями. • Обобщение опыта работы |
Приложение
Практикум для педагогов "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель"
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями воспитанников.
Задачи:
• развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;
• обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями;
• помощь в анализе и осознании собственных трудностей в установлении позитивного общения с родителями;
• отреагирование собственных негативных чувств к родителям воспитанников;
• обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
Материалы и оборудование: 2 ватмана, цветные карандаши, фломастеры, самоклеющиеся стикеры двух цветов, два магнитных мольберта, магниты; ручки по количеству участников; раздаточный материал и текст памятки – по количеству участников.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход практикума
1. Психологическое вхождение. Упражнение "Здравствуйте, я... Сегодня я вот такая…"
Инструкция. Участники встают в круг, первым говорит ведущий: "Здравствуйте, я… (имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает свое эмоциональное состояние)". Группа отвечает: "Здравствуй,... Сегодня... вот такая (повторяют действия участника)".
2. Знакомство с темой практикума. Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
Инструкция. Участники делятся на две группы и получают задание:
1. Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.
2. Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа.
Полученные портреты закрепляются на магнитных мольбертах, после чего проходит обсуждение:
• Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?
• Были ли в вашей практике такие родители?
• Что вы чувствовали при создании положительного портрета?
• Есть ли в ваших группах такие родители?
После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и положительные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбика, соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии родителей воспитателями.
Вывод ведущего: "Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди имеют право их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к "трудным", высказывая постоянные претензии в их адрес".
3. Знакомство с приемом "Список претензий к родителям"
Слово ведущего: " Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас может чем-то не устраивать любой из родителей. Необходимо анализировать наше "недовольство" ими. А делать это можно, используя список претензий. Они записываются в таблицу напротив фамилии родителя. Необходимо быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно – четкими и конкретными. Затем выделите тех родителей, к которым у вас больше всего претензий.
Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению кним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. Чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают, и попытаться отнестись к ним по-другому".
4. Игра "Два полушария"
Инструкция. Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает "родителю" претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресоваться реально существующему родителю). Задача "полушарий" ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Затем участники меняются местами.
5. Упражнение "Спокойствие, только спокойствие!"
Слово ведущего: ""Спокойствие, только спокойствие!" – эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал 1). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а также учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему".
Раздаточный материал 1
Алгоритм принятия:
• сдержать свои отрицательные эмоции, снятьраздражение через осознание положительных качеств и чертродителя;
• реагировать не на сами поступки, которыераздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
• на этой основе принять родителя таким, какойон есть;
• попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.
6. Упражнение "Три я"
Слово ведущего: "Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке "живут" три "Я" – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок. Моменты нашего общения с другими Бёрн назвал "трансакциями". Слово "трансакция" буквально означает "сделка". И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Также несостоятельными могут быть сделки между другими эго-состояниями партнеров. Три состояния нашего "Я" – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с "трудным", на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции, в зависимости от ситуации".
Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности
Раздаточный материал 2
Инструкция. Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах – от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.
Оценка результата:
Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19
Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20
Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21
Интерпретация
1. Позиция "Я" в роли "ребенка" (Д) – чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.
Позиция "Я" в роли "родителя" (Р) – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.
Позиция "Я" в роли "взрослого" (В) – сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: "Что происходит?".
2. Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний:
· ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.
· ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо напротив – гиперответственный), этических норм.
· РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.
Раздаточный материал 3