Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности




Календарь реализации

Этапы Задачи Содержание Предполагаемый результат
Первая половина года
Подготовка • Анализ проблемного поля. • Выявление причин сложностей во взаимодействии педагогического коллектива и родителей • Анкетирование, изучение ситуации общения в ДОО. • Подбор методик и приемов диагностики Появление у участников проекта четкой позиции: необходимо внести изменения в организацию взаимодействия с родителями
Практическая исследовательская работа • Изучение индивидуальных особенностей педагога, уровня его коммуникабельности. • Выявление доминирующего стиля в общении с родителями. • Оценка агрессивности педагога. • Анализ педагогами своих профессиональных затруднений в общении с родителями. • Анализ родительских установок и пожеланий по организации позитивного взаимодействия родителей и педагогического коллектива • "Оценка уровня коммуникабельности педагога" (по В.Ф. Ряховскому). • "Определение стиля в общении с родителями" (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова). • "Оценка агрессивности" (по А. Ассингеру). • Анкетирование педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей". • Анкетирование родителей "Взаимодействие родителей и педагогов" • Определение направлений работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов. • Составление учебно-тематического плана
Вторая половина первого года и второй год
Элементы социально-психологического тренинга для педагогов Обучение педагогов на семинарах, тренингах, консультациях, диспутах • Семинар-практикум "Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи". • Семинар-практикум "Азбука общения". • Практикум "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель" (приложение). • Тренинг коммуникативной компетентности "Мастер общения". • Консультация "Позитивное эмоциональное состояние педагога – залог эмоционального благополучия ребенка". • Практикум по обучению приемам саморегуляции педагогов. • Круглый стол для педагогов и родителей "Учимся переводить агрессию в позитив". • Ролевая игра "Конфликтам говорим "Нет!"". • Консультация "О синдроме профессионального выгорания". • Тренинг "Приглашение в хорошее самочувствие" (профилактика профессионального выгорания) Овладение технологией позитивного общения, здоровьесберегающими техниками, приобретение уверенности в своих силах  
Конец второго года
Подведение итогов реализации проекта Анализ эффективности работы по проекту с последующей ее коррекцией • Оценка доминирующего состояния педагога (по Л.В. Куликову). • Анкетирование педагогов "Обратная связь" • Повышение продуктивности и эффективности взаимодействия с родителями. • Обобщение опыта работы

 

Приложение

Практикум для педагогов "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель"

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями воспитанников.

Задачи:

• развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;

• обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями;

• помощь в анализе и осознании собственных трудностей в установлении позитивного общения с родителями;

• отреагирование собственных негативных чувств к родителям воспитанников;

• обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Материалы и оборудование: 2 ватмана, цветные карандаши, фломастеры, самоклеющиеся стикеры двух цветов, два магнитных мольберта, магниты; ручки по количеству участников; раздаточный материал и текст памятки – по количеству участников.

Ведущий: педагог-психолог.

 

Ход практикума

1. Психологическое вхождение. Упражнение "Здравствуйте, я... Сегодня я вот такая…"

Инструкция. Участники встают в круг, первым говорит ведущий: "Здравствуйте, я… (имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает свое эмоциональное состояние)". Группа отвечает: "Здравствуй,... Сегодня... вот такая (повторяют действия участника)".

2. Знакомство с темой практикума. Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Инструкция. Участники делятся на две группы и получают задание:

1. Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

2. Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа.

Полученные портреты закрепляются на магнитных мольбертах, после чего проходит обсуждение:

• Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

• Были ли в вашей практике такие родители?

• Что вы чувствовали при создании положительного портрета?

• Есть ли в ваших группах такие родители?

После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и положительные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбика, соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии родителей воспитателями.

Вывод ведущего: "Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди имеют право их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к "трудным", высказывая постоянные претензии в их адрес".

3. Знакомство с приемом "Список претензий к родителям"

Слово ведущего: " Наша работа предполагает еже­дневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас может чем-то не устраивать любой из родителей. Необходимо анализи­ровать наше "недовольство" ими. А делать это можно, используя список претензий. Они записываются в таблицу напротив фамилии родителя. Необходимо быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно – четкими и конкретными. Затем выделите тех родителей, к которым у вас больше всего претензий.

Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению кним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. Чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают, и попытаться отнестись к ним по-другому".

4. Игра "Два полушария"

Инструкция. Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает "родителю" претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресоваться реально существующему родителю). Задача "полушарий" ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Затем участники меняются местами.

5. Упражнение "Спокойствие, только спокойствие!"

Слово ведущего: ""Спокойствие, только спокойствие!" – эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном об­щении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал 1). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а также учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему".

Раздаточный материал 1

Алгоритм принятия:

• сдержать свои отрицательные эмоции, снятьраздражение через осознание положительных качеств и чертродителя;

• реагировать не на сами поступки, которыераз­дражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;

• на этой основе принять родителя таким, какойон есть;

• попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

6. Упражнение "Три я"

Слово ведущего: "Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке "живут" три "Я" – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок. Моменты нашего общения с другими Бёрн назвал "трансакциями". Слово "трансакция" буквально означает "сделка". И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Также несостоятельными могут быть сделки между другими эго-состояниями партнеров. Три состояния нашего "Я" – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с "трудным", на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции, в зависимости от ситуации".

Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

Раздаточный материал 2

Инструкция. Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах – от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.

Оценка результата:

Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

Интерпретация

1. Позиция "Я" в роли "ребенка" (Д) – чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.

Позиция "Я" в роли "родителя" (Р) – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.

Позиция "Я" в роли "взрослого" (В) – сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: "Что происходит?".

2. Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний:

· ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.

· ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо напротив – гиперответственный), этических норм.

· РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

Раздаточный материал 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: