Оценка остаточного ресурса сооружения выполнена в соответствие с требованиями «Инструкции по оценке остаточного ресурса металлических (решетчатых и сплошностенчатых) пролетных строений, пролетных строений из обычного железобетона и опор железнодорожных мостов», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 04.09.2019 г № 1936/р.
Для формирования критериев оценки предельного состояния элементов и узлов пролетных строений и опор использованы результаты обследования и оценки технического состояния пролетных строений и опор. По результатам этих оценок устанавливаются сроки ремонтов мостовых конструкций, а также сроки их эксплуатации до возможного неработоспособного состояния.
Оценка остаточного ресурса мостовых конструкций при эксплуатации производится на основе имеющихся в них повреждений, устанавливаемых на основе визуальных и инструментальных обследований, учитываются результаты расчета грузоподъемности пролетных строений.
Оценка остаточного ресурса пролетных строений и опор проводится в случаях, когда мостовые конструкции имеют срок службы не менее 60 лет и неисправности не ниже 2-й категории либо в случаях, когда при сроке службы сооружения меньше 60 лет в его элементах выявлены неисправности 3-й категории.
При оценке поврежденности учитываются все выявленные неисправности ОТДЕЛЬНО для каждого пролетного строения и каждой опоры мостового перехода.
Остаточный срок эксплуатации определяется индивидуально для КАЖДОЙ конструкции мостового сооружения-опоры или пролетного строения.
Техническое состояние конструкций разделяется на 6 категорий: отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное, предотказное и неработоспособное в зависимости от имеющихся неисправностей.
|
Срок эксплуатации мостовой конструкции до ремонта в годах с начала эксплуатации определяется по формуле:
tД= 0,16/ λ д,
где λ д- постоянная износа по долговечности.
Постоянная износа λ д, для каждой конструкции моста определяется по данным обследования мостового сооружения на основании оценки его состояния в момент обследования:
λ д = -lnγ д/ tф,
Где γ д _ относительная надежность мостовой конструкции по долговечности, определяемая по категориям технического состояния конструкции в зависимости от повреждений.
tф - фактический срок эксплуатации мостовой конструкции в годах на момент обследования.
При оценке поврежденности учитываются все выявленные неисправности отдельно для каждого пролетного строения и каждой опоры мостового сооружения. Срок эксплуатации до ремонта определяется индивидуально для каждой конструкции мостового сооружения - пролетного строения и опоры.
Остаточный ресурс мостовой конструкции в годах до ремонта
определяется по формуле:
ТД= tД – tф
По результатам расчета принимается наименьший из полученных значений остаточный ресурс конструкции до ремонта.
Остаточный ресурс мостовой конструкции до неработоспособного
состояния в годах определяется по формуле:
t аД = 0,22/ λ д,
В случае проведения ремонтных работ остаточный ресурс мостовых конструкций уточняется с учетом устраненных неисправностей.
Остаточный ресурс конструкции до неработоспособного состояния в годах с начала эксплуатации определяется по формуле:
|
ТаД= t аД – tф
Бальной оценке мостовой конструкции Кдсост соответствует определенный коэффициент надежности с учетом имеющихся неисправностей.
Категории технического состояния по результатам обследования
Балльная оценка | Обозначение и описание состояния | Коэффициент надежности конструкции*, γ |
Отличное - работоспособное. Сооружение исправное. Балл по состоянию Кдсост=5 неисправностей - дефектов, повреждений и отступлений от требований нормативных документов, влияющих на безопасность и грузоподъемность, нет. Допустимо наличие на сооружении до 5 отдельных неисправностей 1-й категории, оказывающих влияние на долговечность сооружения. | 1,0 | |
Хорошее - работоспособное. Сооружение частично неисправное. Балл по состоянию Кдсост=4 состояние, при котором в сооружении есть значительное количество неисправностей 1-й категории, при этом сооружение не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) технической документации. | 0,95 | |
Удовлетворительное - работоспособное. Сооружение неисправное. Балл по состоянию Кдсост=3 состояние, при котором в сооружении есть неисправности. Состояние сооружения не соответствует требованиям нормативной документации. Худшая категория выявленных неисправностей не превышает вторую. | 0,90 | |
Неудовлетворительное - частично работоспособное. Сооружение неисправное. Балл по состоянию Кдсост =2 состояние, при котором в сооружении есть множество неисправностей. Состояние сооружения не соответствует нескольким требованиям нормативной документации. Худшая категория выявленных неисправностей не превышает третьей | 0,85 | |
Предотказное, непригодное для нормальной эксплуатации - частично работоспособное. Сооружение неисправное. Балл по состоянию Кдсост =1 из-за имеющихся неисправностей и/или особенностей конструкции сооружения требуется ограничить скорость или запретить пропуск некоторых обращающихся нагрузок. Ограничение движения может быть назначено из-за требований обеспечения безопасности. Худшая категория выявленных неисправностей четвертая. | 0,8 | |
Неработоспособное состояние. Неисправное сооружение. Балл по состоянию Кдсост =0 состояние сооружения, при котором произошел отказ - работоспособность сооружения исчерпана. | 0,75 |
|
Вставьте таблицы из Приложения по определению остаточного ресурса
Кдсост= 3-(0,05*3+0.15*3+0.25*0+0.4*0)=2.4 | ||||
Коэффициент надежности конструкции равен | 0.87000 | |||
Сроки эксплуатации конструкций моста до ремонта и неработоспособного состояния | ||||
Наименование конструкций | До ремонта | До неработоспособного состояния | ||
По долговечности | По долговечности | |||
tд, год | Тд, год | tаД, год | ТаД, год | |
ПС № 3 | 108.9 | 13.9 |
Вывод: