ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ И НЕОДНОРОДНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ




 

I. Если определения однородные, то запятая ставится:

1) каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову (ср. п. 2.1): Зеленые, желтые, темно-голубые [дома] яркими грибами выглядывают из-под сугробов (Г. Яхина, Зулейха открывает глаза);

Из глубины леса течет Чишмэ – обычно ласковая, мелкая, полная быстрой рыбы и неповоротливых раков, а по весне стремительная, ворчащая, набухшая талым снегом и грязью (Г. Яхина, Зулейха открывает глаза);

2) обозначают признаки разных предметов: Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (Каверин).

3) выражают сходные признаки одного предмета, т.е. характеризуют предмет с одной стороны: В ладони ложится что то тяжелое, гладкое, крупно-пупырчатое – соленый гусь.. (Г. Яхина, Зулейха открывает глаза).

 

II. Если определения неоднородные, то запятая не ставится:

1) первое определение из пары неоднородных относится к последующему словосочетанию:;

 

2) сочетание качественного (имеет степени сравнения) и относительного (не имеет степеней сравнения, обозначает неизменный признак через отношение к другим предметам) прилагательного: Приподнимается, выглядывает в маленькое чердачное окошко (Г. Яхина, Зулейха открывает глаза);

3) сочетание двух качественных прилагательных, относящихся к разным смысловым группам, характеризующих один предмет или явление с различных сторон: Старые (возраст) черные (цвет) ели с похожими на копья острыми вершинами росли в урмане так часто, что коню не пройти;

4) если определения выражены разными частями речи, т. е. неоднородны морфологически: Тут была... серебряная (прил.) с чернью (сущ. с предлогом) стопочка (Дм. Быков. Орфография);

исключение: запятая ставится, если второе определение поясняет первое, раскрывая его содержание (возможна постановка пояснительных союзов то есть, а именно): Она была как бы представительницей Брянска перед незримыми, тайными наблюдателями, ей предстояло за все перед ними отчитаться и все объяснить (Дм. Быков. Эвакуатор).


В выделенных курсивом конструкциях расставьте пропущенные знаки препинания:

1. Мотылек крепко, до боли зажмурил глаза. Куда они мчатся – в спасительную голубую даль, вниз по Волге?

2. Сейчас, освещенные пламенем заката, они были налиты тяжелым красным цветом: ткни – и брызнет.

3. Когда-то Остров населяла большая монастырская община, и храмы были местом паломничества.

4. Над его кроватью дед повесил маленькую стершуюся фотографию (любил повторять: «Помни дочь мою, мать твою!»): большеглазая старшеклассница в белом школьном фартуке и с бантами-веревочками – вот и все, что он знал о своем прошлом.

5. Красные храмы реяли, как приветственные кумачовые стяги.

6. Под частый плеск волн и крики чаек катер, покачиваясь, ткнулся ватерлинией в старые автомобильные шины, навешанные на фронт причала, и пришвартовался.

7. Лицо его даже в мягком закатном свете оставалось жестким – солнце резко обозначило извилистые борозды морщин, крутые выступы надбровных дуг, подушки набрякших век над бойницами глаз, узкую щель рта.

8. Тихая безветренная погода стала для Мотылька лучшим подарком в этот день.

9. Через полчаса путешествия его, окоченевшего, с чернильно-синими губами, выловил из воды архивариус психиатрической лечебницы, возвращавшийся на Остров на своем катере из Казани.

10. Спасательный жилет, выкраденный со штатного катера психушки, нес его по студеной майской воде пару часов, но потом выскользнул из задеревеневших рук и уплыл, оставив мальчика тонуть посереди Волги…

11. Дед с усилием задвинул огромный скрипящий засов на двери и только потом разжал подмышку – Мотылек больно грохнулся на крашеный дощатый пол.

12. Но кухня, на которой они втроем находились, была маленькая, - громоздкий дубовый стол, старая плитка о двух конфорках, газовый баллон и ржавые гармошки батареи.

13. Мотылек вскинул глаза на белого и поймал его внимательный сочувственный взгляд.

14. Старик нагнулся, пытаясь вытащить внука из-под защиты чужих длинных ног.

15. Вдруг белый сделал странное резкое движение туловищем – словно низко поклонился – и державшие Мотылька железные тиски разжались.

16. Дед грузно оседал на пол, тараща ничего не понимающие глаза, над бровью вздувалась на глазах огромная лиловая шишка.

17. Перекатился кубарем мимо деда, дернул на себя крышку подпола и нырнул в открывшуюся черную щель.

18. Сейчас дед не полезет в подпол: нужно было зажигать керосинку, надевать специальные нескользкие валенки, шарить по углам в поисках уворачивающегося внука…

19. Заскрипели половицы под грузными широкими шагами деда и мелкими шагами пленного.

20. Другого выхода отсюда не было – подпол был вырыт в земле и обложен изнутри большими цельными камнями.

21. Мальчик оделся в форменный синий костюм и побежал в школу.

22. У нее были восхитительные рыжие кудри и глаза цвета Волги.

23. Один педагог мужественно нес на своих хрупких старушечьих плечах все младшие классы: дети от семи до девяти учились вместе три года подряд, каждый год проходя заново программу младшей школы.

24. Эта система сложилась еще в тридцатые, когда специальным указом Наркомпроса островитянам запретили возить детей на катерах в нормальную береговую школу «во избежание попыток побега со стороны пациентов психиатрической лечебницы».

25. И, как всегда, подумалось, что сначала он сам вырвется отсюда, а потом, через несколько лет, вернется – выросший, возмужавший, – и увезет ее с Острова.

26. Люба сидела на подоконнике рядом с большим синим глобусом и кокетливо вертела его пальчиком.

27. В класс мелким семенящим шагом вошла Липа Ивановна, по-простому – Липучка, поправляя на ходу выбившиеся из пучка жидкие волосы.

28. Он вел историю, географию, ботанику и биологию, часто сплавляя эти дисциплины в единый увлекательный урок о жизни и ее законах.

29. Все эти некогда мощные влиятельные фигуры обрывками плоского серого текста из школьного учебника вылетали в открытую форточку.

30.. Сами понимаете, что выкопать подземный ход длиной в полтора десятка километров, да еще и под такой большой рекой, как великая русская река Волга, в шестнадцатом веке было совершенно невозможно.

31. Специальным приказом Наркомвоенмора еще в тридцатые годы все взрослое островное население обязали при первых же звуках тревоги поступать в распоряжение медицинского персонала лечебницы для поиска сбежавших пациентов – вплоть до их поимки.

32. Ива – дерево тонкое, деликатное.

33. Мотылек любил ивы, а одну из них – морщинистую, разлапистую, с тремя корявыми, смотрящими в разные стороны стволами – особенно.

34. Высокая кирпичная ограда, вьющаяся вокруг нарядной бесконечной лентой.

35. Санитары и санитарки копошились муравьями, сначала бестолково, потом сбиваясь в кучки, отряды, постепенно упорядочиваясь и выстраиваясь в стройное вогнутое каре.

36. Мотылек ни разу там не был, но понимал: дед был малой частью, мелким органом этого огромного пугающего красного тела; именно храмы питали деда силой, а он дарил им всю свою жизнь.

37. По форме Остров напоминал трилистник: в центре огромной красной сердцевиной рос храмовый холм, самый большой и высокий, в три стороны от него простирались холмы поменьше – лесной, скалистый и жилой.

38. Каждый подпоясан кожаным ремнем, с которого свисает моток веревки и большая деревянная трещотка.

39. Именно там сейчас и рыскал второй поисковый отряд.

40. Санитары шагали по могилам широким хозяйским шагом.

41. Вознаграждение не было прописано в специальном приказе Наркомвоенмора 1937го года. Но всегда имело место – хорошей столичной водкой и специальным продуктовым набором из Казани.

42. Хотя многие помогали санитарам не из корыстных соображений, а из здорового веселого азарта.

43. Он был назван так из-за каменистого обрывистого берега, в высоких стенах которого зияло несколько ущелий и пещер.

44. По крутой сыпучей тропинке мальчик заскользил вниз, к берегу.

45. Огненная шевелюра пламенела на закатном солнце, сизое дымное облако стелилось к камням.

46. Ощупал руками вокруг – твердые земляные стены.

47. Вдруг вспомнил о фонарике, достал его из кармана. Включил: слабый желтый свет залил на мгновение округлые своды, ножом резанув по глазам, и заморгал, – недавние поиски в пещерах были долгими, и батарейка успела разрядиться.

48. При слабом мерцающем свете увидел уходящую вдаль неровную кишку прохода, почти заполненного водой.

49. Когда звук копыт замер, раздался новый приближающийся стук.

50. Мотылек различил негромкие голоса – один высокий, волнующийся, второй низкий, упрямый.

51. Мотылек видел на стене их дрожащие длинные тени – тени взмахивали руками, ссорились.

52. И, наконец, лицо: бледное, длинное, с торчащими буграми скул над жидкой темной бородой, с черными вороньими глазами без век под кустистыми бровями.

53. Различил трубу кирпичного колодца и толстые железные скобы, лестницей уходящие далеко вверх, к круглому отверстию, закрытому крышкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: