ОТЧЁТ
по
Реализации проекта
«Спасём Костянку вместе!»
Пермь 2012
С 11.06.12г. по 23.11.2012г. на базе МАОУ «Гимназия №10» начал работать клуб социальной практики «Green Park» для учащихся 6-11 классов МАОУ «Гимназия №10».
Актуальность проекта
В современной ситуации как никогда необходима целенаправленная деятельность педагогов по воспитанию любви к природе, бережного отношения к ее богатствам, воспитанию любви к малой родине. Мы считаем, что в современной ситуации важно возродить экологическую пропаганду. Это поможет активизировать потенциал социального развития детей. В современных условиях, принимая во внимание детский прагматизм, нужно побуждать детей к гуманному и терпимому отношению к окружающей нас природе, развивать и поддерживать волонтерское движение, прививать любовь к труду.
По мнению организаторов проекта, экологическое воспитание школьника является таким же необходимым компонентом школьной жизни, как и сам процесс обучения.
Полноценная социализация на основе любви к родной природе, трудолюбия должна начинаться с семьи и школы, что, безусловно, будет способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обусловливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим отрядам летних профильных лагерей для школьников.
Специфика творческой деятельности учащихся в сфере экологии заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для решения локальных экологических проблем, имеющих социальное значение.
Изучение результатов анкетирования старшеклассников, отчетов по выполнению индивидуальных исследовательских, экологических заданий в течение учебного года, позволило установить, что старшеклассники связывают свое участие в экологическом проекте с социальной значимостью и неотложностью решения экологических проблем того места, где они живут (53,4%), желанием испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере (21,7%), развитием познавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональной деятельности (11,5%).
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Привлечь внимание учащихся гимназии и жителей микрорайона к экологическим проблемам Паркового для снижения негативной экологической нагрузки от жизнедеятельности человека.
Задачи проекта:
привлечь внимание молодежи к проблемам преобразования окружающей среды (через организацию исследовательской работы, акций);
повысить естественнонаучную компетенцию учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся в полевых условиях, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности;
обеспечить эффективную занятость учащихся в летний период;
способствовать формированию у молодежи активной гражданской позиции, направленной на сохранение окружающей среды через практическое решение «малых» экологических проблем и благоустройство пришкольной территории.
Содействовать формированию экологической культуры жителей Паркового посредством пропаганды (агитационной и просветительской работы).
Современный молодой человек, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и экологически целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности, и находить правильные решения. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях экологических проблемных ситуаций, тоже можно считать одной из задач проекта.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей, этапы реализации проекта, конкретные мероприятия
«Спасём Костянку вместе!» - социальная акция, включающая в себя воспитание чувства ответственности за окружающую среду у учащихся и пропаганду и агитацию соблюдения чистоты на улицах города Перми. Мы считаем, что участие школьников в рамках проекта по экологическим проблемам формирует у них эмоционально-ценностное отношение к любой экологической ситуации, систематизирует экологические знания, формирует осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере экологии, стремление и умение разрешать проблемные ситуации, вырабатывает умения распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации в сфере экологии на основе мыслительных операций репродуктивного, продуктивного и эвристического типа (деятельностно-практический аспект).
Для реализации проекта был привлечен отряд волонтеров из числа педагогов и учащихся гимназии, а также их родителей. Гимназия привлекала необходимые для реализации проекта кадровые, финансовые и материальные ресурсы.
Мероприятия проекта были организованы таким образом, что включали в процесс деятельности всех учащихся гимназии, а так же родителей. Мероприятия для каждой возрастной группы подбирались с учетом её особенностей.
Был разработан и согласован с администрацией гимназии маршрут и график поездок. Подготовлена материально-техническая база проекта. Руководители проекта уточнили с учащимися цели и задачи, методы их реализации; представлены руководители творческих групп, разъяснена организационная структура целевых групп. Было организовано формирование групп, групповое самоопределение лидеров и команды, разработка символики групп. Проведено анкетирование школьников по теме проекта. Собран информационный материал для агитационной и просветительской задач проекта. Проведено библиографическое исследование (поиск информации по теме проекта в СМИ и Интернете). Сформирована копилка методических рекомендаций «В помощь классному руководителю для проведения уроков экологии». Составлен библиографический список из различных изданий по вопросам экологии. Проведены мероприятий в МАОУ «Гимназии №10, участниками которых стали жители м/р Парковый.
Данный проект реализовывалсяся через организацию проведение мероприятий, осуществляемых поэтапно:
I этап – организационно-подготовительный ( май)
1. Были организованы целевые группы учащихся, заинтересованных данной проблемой (группа волонтеров, творческо-организационные группы);
2. Было организованно взаимодействие с общественными учреждениями по вопросам экологии – отдел по благоустройству администрации Дзержинского района (по вопросам очистки стихийных свалок по берегам речки Костянка), географическим факультетом ПГУ (сбор информации о речке Костянка), химической лабораторией АО «Сибур» (анализ пробы воды речки Костянка), реабилитационным центром ГДКБ № 18, детские сады (проведение экологических просветительских акций), Центромпсихолого-медико-социального сопровождения г. Перми (помощь в выстраивании взаимоотношений с людьми разных категорий, в проведении соцопроса).
3. Проведено анкетирование учащихся, родителей, педагогов.
4. Организован сбор информационного материала для решения агитационной и просветительской задачи проекта;
5. Подобраны необходимые методики;
6. Были разработаны содержания индивидуальных и групповых заданий для самостоятельных исследовательских и творческих работ учащихся;
7. Была подготовлена материально-техническая база;
Мероприятия 2 этапа (Основного: июнь-октябрь) позволили заинтересовать и привлечь внимание к проблеме экологии большого количества детей, побудить их задуматься об отношении людей к окружающей среде, о причинах и проявлениях негативного воздействия на природу, о своей собственной жизненной позиции.
II этап – Основной (июнь)
1. Были проведены исследования чистоты воздуха различных мест Паркового (качество атмосферного воздуха в помещении гимназии І и ІІ корпуса, на пришкольном участке, на проспекте Парковый и в нескольких местах Балатовского парка):
проведены исследования по определению количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта и исследования чистоты воздуха на содержание твердых примесей;
был организован поиск информации по уровню загрязнения атмосферного воздуха в Дзержинском районе;
создан слайд-фильма по результатам исследований.
2. Проведены исследования транспортного потока по проспекту Парковый и улице Подлесная:
проведено измерение интенсивности движения автотранспорта в течение дня;
организован поиск информации о влиянии выхлопных газов автомашин на здоровье человека;
создан сравнительный график для экологического слайд-фильма;
создан слайд-фильма по результатам исследований.
3. Создан эколого-краеведческий паспорт речки Костянки, протекающей по территории Балатовского парка:
составлен характеристики водоема (название речки, местоположение, окружающая местность, проточность водоема, характеристика воды, характеристика дна, характеристика прибрежной растительности и обитателей речки, загрязненность воды и берегов Костянки и причины загрязненности);
описан анализа воды, проведенного с использованием физико-химических и биологических методов (в химической лаборатории АО «Сибур» и по своим методикам)
созданы агитационные плакаты;
создан слайд-фильм по результатам работы.
4. Организован выпуск и расклеивание в микрорайоне экологических листовок и памяток:
«Зеленый друг человека»
«Малая речка – большие проблемы»
«Проблема бытового мусора. Мусор – вечная тема».
«Выхлопные газы автомашин»
5. Проведены трудовые десанты:
«очистка брегов речки Костянка от стихийных свалок»
«чистота школьного двора»
«оформление цветников на пришкольных участках»
6. Созданы слайд-фильмов:
«Как мы относимся к растениям»
«Маленькая речка – большие проблемы»
«Экологически-проблемные места Паркового»
«Чистый воздух в гимназии»
«Результаты экологического соцопроса жителей Паркового»
7. Проведен соцопрос жителей Паркового «Отношение к проблеме загрязнения микрорайона».
8. Проведены мастер-классы для участников проекта с привлечением специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Перми и педагогов гимназии:
- Метод экологического исследования;
- Специфика деятельности социолога;
- Специфика деятельности организатора акции;
- Взаимодействие с людьми разных категорий;
- Выпускаем листовку, памятку;
- Создание слайд-фильма.
9. Собраны, подготовлены и оформлены фотоматериалы «Экологически-проблемные места Паркового» и «Красивые места Паркового»;
10. Проведены экологические акции для формирования и закрепления у жителей микрорайона разного возраста знаний по правилам благоустройства и содержания территории:
«Чистый двор или мусорка?»
«Речке Костянке – чистые берега!»
11. Проведены в детских садах, в реабилитационном центре ГДКБ № 18, в летнем оздоровительном лагере школьников, во дворах близлежащих домов микрорайона Парковый акции «Эко-Вита»:
выступление творческой группы с показом слайд-фильмов «Природные раны»; «Чистота гимназии в наших руках»;
выступление творческой группы;
показ слайд-фильма «Природные раны микрорайона»;
организация конкурса рисунков «Мир вокруг меня»;
организация конкурса рисунков на асфальте «Моя планета – человеческий дом»;
проведение экологического КВН.
Если брошу фантик я,
Если бросишь фантик ты,
Если все: и я и ты,
Загрязнится вся планета, и не будет красоты.
За генеральную уборку
Пора приняться на Земле!
Что в разговорах наших толку?
Природа плачет о себе!
III этап – Завершающий ( август- ноябрь )
1. Проведена «Открытой трибуны» в гимназии на тему экологически-проблемные места Паркового.
2. Написаны статьи в газеты города.
3. Создана виртуальная газета «Малая речка Костянка».
4. Подведены итоги проекта.
5. Награждены активные участники проекта.
Работа клуба строилась по законам интенсивного практикума:
ü обеспечивалась высокая насыщенность каждого дня организованными действиями, развивающими, дополняющими или компенсирующими друг друга;
ü происходило постоянное упражнение детей (практикум) в способах сотрудничества и преодоления трудностей в рамках предлагаемых проектом обстоятельств.
Образовательная программа клуба включала в себя обучающие семинары, мастер-классы, пропагандистские акции и экскурсионные маршруты.
Обучающие семинары:
o психологические возможности взаимодействия с разными категориями людей;
o методика проведения социологического опроса, анкетирования;
o методика создания виртуальной презентации;
o способы саморедактирования;
o методика создания сценарного проекта;
o способы речевого оформления текста публичного выступления;
o методика создания виртуальной газеты.
Мастер-классы (встречи со специалистами)
o специфика деятельности журналиста;
o специфика деятельности организатора мероприятий;
o специфика деятельности рекламиста (PR);
Пропагандистские акции:
o представление PR-слайд-фильма «Опасные места м/р Парковый»;
o представление слайд-фильма по результатам соц. опроса жителей м/р Парковый «Мировая экология на примере микрорайона Парковый»;
o реализация сценарных проектов по экологии в оздоровительном и трудовом лагерях МАОУ «Гимназия №10», на дворовых площадках, в реабилитационном центре ДГБ №18; перед учащимися и родителями МАОУ «Гимназия №10» (всего проведено 11 акций).
Технологии проекта позволяли осветить ход работы клуба в лицах и событиях.
С точки зрения современного менеджмента, в клубной деятельности присутствовало (и необходимое) управление развитием личного опыта детей и взрослых в процессе функционирования клуба. Организационная культура клуба характеризуется как демократическая с элементами единоначалия. Обсуждение вариантов действий предполагало равные права всех участников процесса, но завершалось после принятия решения. Прямое директивное управление с необходимостью возникало в вопросах обеспечения безопасности жизни и здоровья детей и персонала.
В технологии проектной деятельности была организована работа групп, которые в зависимости от задачи дня действовали как организаторы акции, рекламисты, социологи, журналисты, фотокорреспонденты, корректоры. Такая деятельность помогала более полно удовлетворить социальные, культурные, коммуникативные, эстетические и другие запросы подростков, способствовала развитию творческого потенциала, росту социальной активности, через социально значимый досуг подрастающего поколения, показывала детям из благополучных семей социум с разных сторон, осуществляла патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Взаимоотношения с целевой аудиторией базировались на следующих принципах:
§ принцип равенства всех граждан;
§ принцип социального участия;
§ принцип социального партнерства;
§ принцип социальной эффективности;
§ принцип адресности.
Результаты работы клуба
1. Результаты в развитии участников проекта:
§ укрепление убеждения в необходимости саморазвития;
§ приобретение опыта общения в непривычных для участников проекта ситуациях;
§ самоопределение в сфере общественной деятельности, досуга, выбора направлений и содержания самообразования и саморазвития;
§ преодоление затруднений в формировании ценностных ориентаций;
§ приобретение опыта проведения соц. опроса, опыта организации пропагандистских акций, опыта рекламной деятельности, а также опыта создания виртуальной презентации и виртуальной газеты;
§ приобретение опыта выражения своих эмоций, точки зрения в риторических текстах, подготовленных для публичного предъявления;
§ рост самоуважения, снижение уровня общей тревожности;
§ преодоление неуверенности в своих силах;
§ преодоление страха перед новыми видами деятельности, в том числе и страха публичного выступления;
§ обретение чувства успешности и потребности быть успешным;
§ освоение опыта работы команды как единого целого.
Данные результаты получены на основе анализа отзывов детей и пед. работников об отношении к проекту, текстов личных и групповых рефлексий, на основе наблюдения за деятельностью участников проекта.
3. Количественная оценка результатов.
ü 30 учащихся 6-11 классов работали в проекте «Спасём Костяку вместе!»;
ü проведено 11 мероприятий с участием детей и взрослых из других учреждений;
ü в акциях приняли участие около 290 человек;
ü создано 125 текстов рефлексии;
ü отснято 302 фотографии;
ü создано 28 журналистских работ (впечатления, инструкции, представления…);
ü созданы и представлены специалистам и участникам проекта 6 слайд – фильмов;
ü по результатам проекта создана виртуальная газета.
ü выпущено 324 экологических листовок;
ü оформлены 3 центральных клумб у входа в 1 и 2 корпус гимназии;
ü оформлены 3 боковых клумб на территории гимназии;
ü высажены 300 кустов цветов на клумбы;
ü проведено 6 трудовых десантов;
ü проведено две «Открытые трибуны» (в 1 и во 2 корпусе гимназии)
ü создан отчет - презентация о проделанной работе.