Стратегия и механизм достижения поставленных целей, этапы реализации проекта, конкретные мероприятия




ОТЧЁТ

по

Реализации проекта

 

«Спасём Костянку вместе!»

 

Пермь 2012

С 11.06.12г. по 23.11.2012г. на базе МАОУ «Гимназия №10» начал работать клуб социальной практики «Green Park» для учащихся 6-11 классов МАОУ «Гимназия №10».

 

Актуальность проекта

В современной ситуации как никогда необходима целенаправленная деятельность педагогов по воспитанию любви к природе, бережного отношения к ее богатствам, воспитанию любви к малой родине. Мы считаем, что в современной ситуации важно возродить экологическую пропаганду. Это поможет активизировать потенциал социального развития детей. В современных условиях, принимая во внимание детский прагматизм, нужно побуждать детей к гуманному и терпимому отношению к окружающей нас природе, развивать и поддерживать волонтерское движение, прививать любовь к труду.

По мнению организаторов проекта, экологическое воспитание школьника является таким же необходимым компонентом школьной жизни, как и сам процесс обучения.

Полноценная социализация на основе любви к родной природе, трудолюбия должна начинаться с семьи и школы, что, безусловно, будет способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.

В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обусловливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим отрядам летних профильных лагерей для школьников.

Специфика творческой деятельности учащихся в сфере экологии заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для решения локальных экологических проблем, имеющих социальное значение.

Изучение результатов анкетирования старшеклассников, отчетов по выполнению индивидуальных исследовательских, экологических заданий в течение учебного года, позволило установить, что старшеклассники связывают свое участие в экологическом проекте с социальной значимостью и неотложностью решения экологических проблем того места, где они живут (53,4%), желанием испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере (21,7%), развитием познавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональной деятельности (11,5%).

 

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Привлечь внимание учащихся гимназии и жителей микрорайона к экологическим проблемам Паркового для снижения негативной экологической нагрузки от жизнедеятельности человека.

Задачи проекта:

привлечь внимание молодежи к проблемам преобразования окружающей среды (через организацию исследовательской работы, акций);

повысить естественнонаучную компетенцию учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся в полевых условиях, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности;

обеспечить эффективную занятость учащихся в летний период;

способствовать формированию у молодежи активной гражданской позиции, направленной на сохранение окружающей среды через практическое решение «малых» экологических проблем и благоустройство пришкольной территории.

Содействовать формированию экологической культуры жителей Паркового посредством пропаганды (агитационной и просветительской работы).

Современный молодой человек, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и экологически целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности, и находить правильные решения. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях экологических проблемных ситуаций, тоже можно считать одной из задач проекта.

 

Стратегия и механизм достижения поставленных целей, этапы реализации проекта, конкретные мероприятия

«Спасём Костянку вместе!» - социальная акция, включающая в себя воспитание чувства ответственности за окружающую среду у учащихся и пропаганду и агитацию соблюдения чистоты на улицах города Перми. Мы считаем, что участие школьников в рамках проекта по экологическим проблемам формирует у них эмоционально-ценностное отношение к любой экологической ситуации, систематизирует экологические знания, формирует осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере экологии, стремление и умение разрешать проблемные ситуации, вырабатывает умения распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации в сфере экологии на основе мыслительных операций репродуктивного, продуктивного и эвристического типа (деятельностно-практический аспект).

Для реализации проекта был привлечен отряд волонтеров из числа педагогов и учащихся гимназии, а также их родителей. Гимназия привлекала необходимые для реализации проекта кадровые, финансовые и материальные ресурсы.

Мероприятия проекта были организованы таким образом, что включали в процесс деятельности всех учащихся гимназии, а так же родителей. Мероприятия для каждой возрастной группы подбирались с учетом её особенностей.

Был разработан и согласован с администрацией гимназии маршрут и график поездок. Подготовлена материально-техническая база проекта. Руководители проекта уточнили с учащимися цели и задачи, методы их реализации; представлены руководители творческих групп, разъяснена организационная структура целевых групп. Было организовано формирование групп, групповое самоопределение лидеров и команды, разработка символики групп. Проведено анкетирование школьников по теме проекта. Собран информационный материал для агитационной и просветительской задач проекта. Проведено библиографическое исследование (поиск информации по теме проекта в СМИ и Интернете). Сформирована копилка методических рекомендаций «В помощь классному руководителю для проведения уроков экологии». Составлен библиографический список из различных изданий по вопросам экологии. Проведены мероприятий в МАОУ «Гимназии №10, участниками которых стали жители м/р Парковый.

 

Данный проект реализовывалсяся через организацию проведение мероприятий, осуществляемых поэтапно:

I этап – организационно-подготовительный ( май)

1. Были организованы целевые группы учащихся, заинтересованных данной проблемой (группа волонтеров, творческо-организационные группы);

2. Было организованно взаимодействие с общественными учреждениями по вопросам экологии – отдел по благоустройству администрации Дзержинского района (по вопросам очистки стихийных свалок по берегам речки Костянка), географическим факультетом ПГУ (сбор информации о речке Костянка), химической лабораторией АО «Сибур» (анализ пробы воды речки Костянка), реабилитационным центром ГДКБ № 18, детские сады (проведение экологических просветительских акций), Центромпсихолого-медико-социального сопровождения г. Перми (помощь в выстраивании взаимоотношений с людьми разных категорий, в проведении соцопроса).

3. Проведено анкетирование учащихся, родителей, педагогов.

4. Организован сбор информационного материала для решения агитационной и просветительской задачи проекта;

5. Подобраны необходимые методики;

6. Были разработаны содержания индивидуальных и групповых заданий для самостоятельных исследовательских и творческих работ учащихся;

7. Была подготовлена материально-техническая база;

Мероприятия 2 этапа (Основного: июнь-октябрь) позволили заинтересовать и привлечь внимание к проблеме экологии большого количества детей, побудить их задуматься об отношении людей к окружающей среде, о причинах и проявлениях негативного воздействия на природу, о своей собственной жизненной позиции.

II этап – Основной (июнь)

1. Были проведены исследования чистоты воздуха различных мест Паркового (качество атмосферного воздуха в помещении гимназии І и ІІ корпуса, на пришкольном участке, на проспекте Парковый и в нескольких местах Балатовского парка):

проведены исследования по определению количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта и исследования чистоты воздуха на содержание твердых примесей;

был организован поиск информации по уровню загрязнения атмосферного воздуха в Дзержинском районе;

создан слайд-фильма по результатам исследований.

2. Проведены исследования транспортного потока по проспекту Парковый и улице Подлесная:

проведено измерение интенсивности движения автотранспорта в течение дня;

организован поиск информации о влиянии выхлопных газов автомашин на здоровье человека;

создан сравнительный график для экологического слайд-фильма;

создан слайд-фильма по результатам исследований.

3. Создан эколого-краеведческий паспорт речки Костянки, протекающей по территории Балатовского парка:

составлен характеристики водоема (название речки, местоположение, окружающая местность, проточность водоема, характеристика воды, характеристика дна, характеристика прибрежной растительности и обитателей речки, загрязненность воды и берегов Костянки и причины загрязненности);

описан анализа воды, проведенного с использованием физико-химических и биологических методов (в химической лаборатории АО «Сибур» и по своим методикам)

созданы агитационные плакаты;

создан слайд-фильм по результатам работы.

4. Организован выпуск и расклеивание в микрорайоне экологических листовок и памяток:

«Зеленый друг человека»

«Малая речка – большие проблемы»

«Проблема бытового мусора. Мусор – вечная тема».

«Выхлопные газы автомашин»

5. Проведены трудовые десанты:

«очистка брегов речки Костянка от стихийных свалок»

«чистота школьного двора»

«оформление цветников на пришкольных участках»

6. Созданы слайд-фильмов:

«Как мы относимся к растениям»

«Маленькая речка – большие проблемы»

«Экологически-проблемные места Паркового»

«Чистый воздух в гимназии»

«Результаты экологического соцопроса жителей Паркового»

7. Проведен соцопрос жителей Паркового «Отношение к проблеме загрязнения микрорайона».

8. Проведены мастер-классы для участников проекта с привлечением специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Перми и педагогов гимназии:

- Метод экологического исследования;

- Специфика деятельности социолога;

- Специфика деятельности организатора акции;

- Взаимодействие с людьми разных категорий;

- Выпускаем листовку, памятку;

- Создание слайд-фильма.

9. Собраны, подготовлены и оформлены фотоматериалы «Экологически-проблемные места Паркового» и «Красивые места Паркового»;

10. Проведены экологические акции для формирования и закрепления у жителей микрорайона разного возраста знаний по правилам благоустройства и содержания территории:

«Чистый двор или мусорка?»

«Речке Костянке – чистые берега!»

11. Проведены в детских садах, в реабилитационном центре ГДКБ № 18, в летнем оздоровительном лагере школьников, во дворах близлежащих домов микрорайона Парковый акции «Эко-Вита»:

выступление творческой группы с показом слайд-фильмов «Природные раны»; «Чистота гимназии в наших руках»;

выступление творческой группы;

показ слайд-фильма «Природные раны микрорайона»;

организация конкурса рисунков «Мир вокруг меня»;

организация конкурса рисунков на асфальте «Моя планета – человеческий дом»;

проведение экологического КВН.

Если брошу фантик я,

Если бросишь фантик ты,

Если все: и я и ты,

Загрязнится вся планета, и не будет красоты.

За генеральную уборку

Пора приняться на Земле!

Что в разговорах наших толку?

Природа плачет о себе!

III этап – Завершающий ( август- ноябрь )

1. Проведена «Открытой трибуны» в гимназии на тему экологически-проблемные места Паркового.

2. Написаны статьи в газеты города.

3. Создана виртуальная газета «Малая речка Костянка».

4. Подведены итоги проекта.

5. Награждены активные участники проекта.

 

Работа клуба строилась по законам интенсивного практикума:

ü обеспечивалась высокая насыщенность каждого дня организованными действиями, развивающими, дополняющими или компенсирующими друг друга;

ü происходило постоянное упражнение детей (практикум) в способах сотрудничества и преодоления трудностей в рамках предлагаемых проектом обстоятельств.

Образовательная программа клуба включала в себя обучающие семинары, мастер-классы, пропагандистские акции и экскурсионные маршруты.

Обучающие семинары:

o психологические возможности взаимодействия с разными категориями людей;

o методика проведения социологического опроса, анкетирования;

o методика создания виртуальной презентации;

o способы саморедактирования;

o методика создания сценарного проекта;

o способы речевого оформления текста публичного выступления;

o методика создания виртуальной газеты.

Мастер-классы (встречи со специалистами)

o специфика деятельности журналиста;

o специфика деятельности организатора мероприятий;

o специфика деятельности рекламиста (PR);

Пропагандистские акции:

o представление PR-слайд-фильма «Опасные места м/р Парковый»;

o представление слайд-фильма по результатам соц. опроса жителей м/р Парковый «Мировая экология на примере микрорайона Парковый»;

o реализация сценарных проектов по экологии в оздоровительном и трудовом лагерях МАОУ «Гимназия №10», на дворовых площадках, в реабилитационном центре ДГБ №18; перед учащимися и родителями МАОУ «Гимназия №10» (всего проведено 11 акций).

Технологии проекта позволяли осветить ход работы клуба в лицах и событиях.

С точки зрения современного менеджмента, в клубной деятельности присутствовало (и необходимое) управление развитием личного опыта детей и взрослых в процессе функционирования клуба. Организационная культура клуба характеризуется как демократическая с элементами единоначалия. Обсуждение вариантов действий предполагало равные права всех участников процесса, но завершалось после принятия решения. Прямое директивное управление с необходимостью возникало в вопросах обеспечения безопасности жизни и здоровья детей и персонала.

В технологии проектной деятельности была организована работа групп, которые в зависимости от задачи дня действовали как организаторы акции, рекламисты, социологи, журналисты, фотокорреспонденты, корректоры. Такая деятельность помогала более полно удовлетворить социальные, культурные, коммуникативные, эстетические и другие запросы подростков, способствовала развитию творческого потенциала, росту социальной активности, через социально значимый досуг подрастающего поколения, показывала детям из благополучных семей социум с разных сторон, осуществляла патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Взаимоотношения с целевой аудиторией базировались на следующих принципах:

§ принцип равенства всех граждан;

§ принцип социального участия;

§ принцип социального партнерства;

§ принцип социальной эффективности;

§ принцип адресности.

Результаты работы клуба

1. Результаты в развитии участников проекта:

§ укрепление убеждения в необходимости саморазвития;

§ приобретение опыта общения в непривычных для участников проекта ситуациях;

§ самоопределение в сфере общественной деятельности, досуга, выбора направлений и содержания самообразования и саморазвития;

§ преодоление затруднений в формировании ценностных ориентаций;

§ приобретение опыта проведения соц. опроса, опыта организации пропагандистских акций, опыта рекламной деятельности, а также опыта создания виртуальной презентации и виртуальной газеты;

§ приобретение опыта выражения своих эмоций, точки зрения в риторических текстах, подготовленных для публичного предъявления;

§ рост самоуважения, снижение уровня общей тревожности;

§ преодоление неуверенности в своих силах;

§ преодоление страха перед новыми видами деятельности, в том числе и страха публичного выступления;

§ обретение чувства успешности и потребности быть успешным;

§ освоение опыта работы команды как единого целого.

Данные результаты получены на основе анализа отзывов детей и пед. работников об отношении к проекту, текстов личных и групповых рефлексий, на основе наблюдения за деятельностью участников проекта.

 

3. Количественная оценка результатов.

ü 30 учащихся 6-11 классов работали в проекте «Спасём Костяку вместе!»;

ü проведено 11 мероприятий с участием детей и взрослых из других учреждений;

ü в акциях приняли участие около 290 человек;

ü создано 125 текстов рефлексии;

ü отснято 302 фотографии;

ü создано 28 журналистских работ (впечатления, инструкции, представления…);

ü созданы и представлены специалистам и участникам проекта 6 слайд – фильмов;

ü по результатам проекта создана виртуальная газета.

ü выпущено 324 экологических листовок;

ü оформлены 3 центральных клумб у входа в 1 и 2 корпус гимназии;

ü оформлены 3 боковых клумб на территории гимназии;

ü высажены 300 кустов цветов на клумбы;

ü проведено 6 трудовых десантов;

ü проведено две «Открытые трибуны» (в 1 и во 2 корпусе гимназии)

ü создан отчет - презентация о проделанной работе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: