Теоретико-методологические основы арт-педагогики




1. Основные понятия, цели и задачи арт-педагогики.

2. Основополагающие подходы арт-педагогики

3. Признаки арт-педагогики

4. Принципы арт-педагогики

5. Методы арт-педагогики

 

1. Современную педагогику характеризуют интегративные процессы, которые привели к появлению смежных, пограничных отраслей знаний. Таковой является арт-педагогика, образованная на стыке педагогики, психологии, художественного искусства и арт-терапии.

Анализ накопленного практического материала об использовании потенциала искусства в процессе образования и воспитания детей в России, позволяет сделать вывод о том, что арт-педагогика как наука начинает формироваться только сейчас и характеризуется разрозненностью толкований. Недостаточность существующих исследований и научно-методических изданий по арт-педагогике создаёт необходимую потребность в формулировке и в содержательном раскрытии данного термина.

Термин «арт-педагогика» образован синтетическим способом и включает в себя два понятия: «арт» (от англ. «Art») – означает искусство, мастерство, ремёсла, художество; «педагогика» (от греч.пайдос - дитя, аго-вести, детовождение)- наука о воспитании, развитии и обучении человека. Соединяя в себе эти два термина-элемента, артпедагогика есть целостность, новая сущность, которая не сводится к совокупности ее составляющих, а становится «более чем эта сумма» [7, с.18].

Согласно исследованиям В.И. Скворцова Д. С. Лотте, Г.И. Железовской, и др. под арт-педагогикой понимается педагогика искусства; образования, воспитания и развития человека через искусство.

В исследования Г. Рида («EducationthroughArt»), одного из основоположников «воспитания через искусство» прослеживается особое предпочтение значению данного термина. В своей концепции, исследователь соединяет понятия «арт» и «педагогика» и отмечает сознательный переход от «процессов воспитания» в их общепринятом понимании к живому конструктивному союзу ребенка и взрослого в пространстве искусства. Это определение «позволяет избежать всякого авторитаризма в понимании воспитания. Не воспитание в искусстве, не место искусства в воспитании, а гуманистический путь воспитания через искусство» [8, с. 121]. Г. Рид обозначил искусство, как единственный путь воспитания, выдвигая его на роль всеобъемлющей деятельности.

В Российской науке термин «арт-педагогика» появился относительно недавно - в 1997 году - после опубликования Ю.С. Шевченко и Л.В. Крепица научно-методического пособия «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» [16]. Однако наиболее интенсивное распространение термина «арт-педагогика» произошло позже - в 2001 году - после выхода в свет учебника «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образования» [3].

В последние годы данный термин (и его синтаксический вариант «арт- педагогика» с написанием через дефис) все активнее внедряется в понятийно-категориальный аппарат отечественной педагогики и психологии. Однако его отсутствие в педагогических словарях и учебниках при одновременном распространении артпедагогической практики способствует многообразию смысловых оттенков данного термина и размыванию функциональных границ самой арт-педагогики. В качестве примера представим несколько определений: арт-педагогика это «синтез двух областей деятельности (педагогики и искусства), обеспечивающих педагогический процесс социального становления и развития подростка» [5, c.37]; «совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели» [14, с.83]; «культурно-ценностная ориентация и субъектная направленность сопровождения личности ребенка с проблемами в развитии в его социокультурном становлении с помощью искусства» [11, с.99]; «педагогическая технология, оказывающая комплексное воспитательное воздействие посредством интегрированного влияния последовательно организованных форм художественной деятельности детей (художественного восприятия, индивидуального и совместного художественного творчества, коллективной работы с созданными образами, артпедагогических игр)» [15, с. 42] и т.д.

Приведенные интерпретации термина позволяют сделать вывод о том, что понятие «арт-педагогика» - множественно и противоречиво. Данный феномен объясняется слабой разработанностью понятийного аппарата и теоретико-методологической основы.

2. УчёнаяТарановаЕ.В. [15] на основе современных отечественный теоретический и практических исследований определения артпедагогики выделяет несколько основополагающих подходов в интерпретации данного термина: коррекционно-педагогический, художественно-дидактический, узко-прагматический, интегративный подход.

Более подробно раскроем содержание вышеперечисленных подходов.

Коррекционно-педагогический подход.

Очень часто арт-педагогика рассматривается в контексте коррекционной работы. Предметным содержанием арт-педагогики становится педагогическая помощь детям с проблемами в развитии средствами искусства. Данному направлению арт-педагогики, как науки, посвящены работы учёных Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко и др. «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании»: «Арт-педагогика это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство» [4, с. 24].

Художественно-дидактическийподход, заключается в том, что под арт-педагогикой понимается многообразие технологий и методик, применяемых в специально организованном процессе обучения искусству. Данный подход возник на основе буквального перевода с английского термина «art-pedagogy» (арт-педагог). В русле этого подхода арт-педагогом является любой специалист, получивший художественно-педагогическое образование (например, учитель изобразительного искусства). Отсюда арт-педагогика понимается как профессиональная деятельность дипломированного специалиста, направленная на помощь в приобретении художественных умений и навыков различными категориями населения. Такое понимание арт-педагогики распространенно в арт-терапевтических работах, являющихся переводом зарубежных исследований. Например, Л.Д. Лебедева пишет «арт-педагог решает задачи обучения изобразительному искусству и художественного воспитания детей» [10, с.96].

В рамках узко-прагматического подхода арт-педагогика рассматривается исключительно в прикладном значении, как апробированная методика, способная решать частные вопросы, относящиеся к определенному направлению в работе с обычным контингентом детей. Данный подход, например, характерен для В. Линьковой, которая создала серию книг под общим названием «Артпедагогика». Их объединяет применение искусства с целью повышения эффективности обучения грамоте [11].

Данные подходы обеспечивают лишь линейное, плоскостное понимание арт-педагогики, основанное на субъективном выборе в ней тех или иных функций.

Интегративный подход - основан не на правилах выбора («или-или»), а на правилах интеграции («и-и»). Суть этого подхода заключается в актуализации всего комплекса ее функций через мультимодальные формы арт педагогики. «Артпедагогика - педагогическая технология, основанная на интегративном применении воспитательного воздействия на личность разных видов искусства» [7, с.89]. Данный подход подразумевает весь диапазон возможностей современного искусства, создающих обширное поле для его педагогическойреализации.

Наиболее часто понятие «арт-педагогика» сочетается с термином «арт-терапия» (распространенно отождествление арт-педагогики с педагогической арт-терапией). Однако, несмотря на то, что по сравнению с понятием «арт-терапия» термин «артпедагогика» в России еще недостаточно раскрыт, они не являются синонимами, хотя и являются смежными понятиями. Л.Д. Лебедева пишет: «недопустима замена термина «арт-терапия» на «арт-педагогика», поскольку утрачивается сущность первоначального понятия» [10, с. 43].

Сравнительный анализ понятий «арт-педагогика» и «арт-терапия» на основе исследований Ж. С. Валеевой, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой, С.В. Стариковой и др. позволяет сделать следующее заключение: в их семантике и практическом содержании есть как общее, так и особенное. Общим является включение человека в художественно-творческую деятельность, особая «свобода» во взаимоотношениях человека с искусством, используемый одинаковый инструментарий (художественно - выразительные средства) и оказываемое при помощи видов искусства положительное влияние на личность.

Так, сопоставляя понятия «арт-терапия» и «арт-педагогика», Е.А. Медведева отмечает: «сходство этих терминов прослеживается только в первой части понятий – «арт» - «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия – направление медицины, лечебное воздействие; педагогика – наука об обучении, воспитании и развитии» [4, с.24].

Основное отличие арт-терапии от арт-педагогики заключается в том, что, являясь синтезом искусства, медицины и психологии, она, прежде всего, реализуется в лечебной и психокоррекционной практике. В основе арт-терапии находятся клинические аспекты аналитической психологии и психоанализа, связанные с гармонизирующим, терапевтическим и коррекционным потенциалом художественной деятельности.

Основная цель арт-терапии - изучение и изменение психического состояния личности клиента, гармонизация его внутреннего мира, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия. Поэтому арт-терапия как инструмент психологической помощи считается одним из эффективных психотерапевтических методов лечения почти всех функционально-нервных отклонений, коррекции нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов, компенсации психических и социальных деформаций личности, способом развития потенциала психического здоровья человека, его первичной и вторичной профилактики.

В основе же арт-педагогики находятся теоретико-методологические подходы педагогики, связанные с применением искусства в качестве средства воспитания и педагогической поддержки участников образовательного процесса (детей, подростков, учителей, родителей), то есть формирования совокупности их личностных новообразований и выработки индивидуально-ценностной интенциональности. С этих позиций арт-педагогика ориентирована на выполнение воспитательной, развивающей, ценностно-определяющей функций, функций экзистенциональной поддержки и поддержки индивидуальности.

Кроме того, сравнивая арт-педагогику с арт-терапией, следует обратить внимание и на то, что, арт-терапия, актуализирует развитие и коррекцию личности, она обращена к тому, что уже присуще индивиду, а артпедагогика, активизируя процесс воспитания, обращается к тому, чего еще нет у человека, но в перспективе будет сформировано.

При этом, находясь по своему объекту и целям вне пределов арт-терапии, арт-педагогика тесно смыкается с ней в своей коррекционной функции, которая включает разработку и реализацию в рамках образовательного процесса системы педагогических условий, направленных на диагностику, коррекцию средствами искусства и художественной деятельности индивидуально-личностных и групповых деформаций, не носящих характера патологии.

Арт-педагогика занимается не «проблемами» человека, а его возможностями. Ее внутренний пафос, в первую очередь, заключается в расширении сферы позитивных возможностей человека [15].

В понятийном поле педагогических категорий термин «арт-педагогика» идентифицируется чаще всего с понятием «художественное воспитание». Однако Е.А. Медведева отмечает: «понятие «арт-педагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Арт-педагогика позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественного воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры» [4, с. 25].

Основной целью художественного воспитания чаще всего определяется формирование «человека культуры», эстетическое развитие личности, как становление ее эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, художественного вкуса, эстетических интересов, развитие художественных качеств и способностей и т.д. (А.В. Бакушинский, А.И. Буров, Н.И. Киященко, В.М. Шацкая, Н.Е. Щуркова, Б.П. Юсов и др.).

Художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на человека, направлено, прежде всего, на формирование таких новообразований в структуре личности, которые связаны с искусством и обеспечивают эффективное взаимодействие с ним (художественные чувства и вкус, любовь к искусству, оценки, художественное восприятие и т.д.). При этом центральное место в художественном воспитании отводится развитию творчества человека. «Основная задача художественного воспитания – раскрыть и развить потенциальные творческие способности» [5, с. 49]. К тому же художественное воспитание рассматривается в основном в контексте обучения искусству, когда через первичную ориентацию на практико-ориентированную творческую деятельность человека и накопление практических навыков, происходит формирование группы эстетически -ориентированных личностных новообразований.

В отличие от художественного воспитания в арт-педагогике на первый план выдвигается задача становления индивидуально-личностных внеэстетических феноменов, т.е. формирование мотивационно-смысловой сферы человека, его духовного мира, мироощущения, мировосприятия, миропонимания. При этом, являясь не столь приоритетным, художественное развитие личности также осуществляется, но происходит параллельно и не становится самоцелью. К тому же артпедагогика не предполагает прямого обучения искусству или изучения предметов художественно-эстетического цикла, в результате все многообразие видов художественной деятельности человека реализуется более свободно и вариативно, не только в художественно-образовательном процессе.

Таким образом, осуществленный анализ арт-педагогики в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий, позволил дифференцировать данную область научного знания от близких и в чем-то смежных феноменов педагогической теории и практики, что создает возможность определения тех феноменологических характеристик артпедагогики на современном этапе ее развития, которые активизируют механизмы личностного развития и определяют специфику ее педагогического потенциала.

Сергеева Н.Ю. предлагает следующее определение арт-педагогики – современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач.

Учёная Таранова Е.В. под арт-педагогикой понимает интегративную область современного гуманитарного знания о закономерностях, принципах и механизмах использования педагогического потенциала разных видов искусства и пробуждаемых ими форм художественной активности личности в целях оптимального профессионально-педагогического решения задач ее воспитания, обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования).

Мы предлагаем следующую формулировку данного понятия: арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

3. В рамках рассматриваемой проблемы видится необходимость формулировки специфических признаков арт-педагогики:

· использование изобразительных средств искусства в образовательном процессе;

· доминирование диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе;

· совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;

· «включение» произведений искусства при изучении самых разнообразных предметов (освоение программного материала на внутреннем глубинном уровне, в трех модальностях восприятия информации).

Арт-педагогика – это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Арт-педагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации. Особенностью арт-педагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.Задачи и функции арт-педагогики значительно отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что целью является не обучение ребёнка рисованию, пению и т.д. а развитие способности к самовыражению, самопознанию, к приобретению коммуникативных навыков. Арт-педагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.

Данное педагогическое направление решает различные образовательные проблемы: облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу; позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника; помогает наладить отношения между педагогом и воспитанниками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения; содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности; содействует адаптации личности в социуме и другие.

Специфические цели арт-педагогики: формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.

Современная арт-педагогика реализует себя в двух сферах человеческой деятельности: в науке и практике.

Объект арт-педагогической науки – сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития, коррекции личности.

Предмет арт-педагогической науки – закономерности образовательного процесса, имеющие место, когда мы включаем в него искусство.

Объект арт-педагогической практики – реальное взаимодействие участников педагогического процесса, который дополняется искусством.

Предмет арт-педагогической практики – психолого-педагогические механизмы обретения участниками образовательного процесса этического и эстетического иммунитета.

Этический иммунитет – интегральное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и макросреде; адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизацию ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности (А.С.Метелягин).

Эстетический иммунитет – характеристика духовного новообразования личности, несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости; гармонию от дисгармонии, хаоса, эклектики в искусстве, человеке: в его поступках, поведении, творчестве; быть устойчивым к воздействию массовой, безликой эрзац-культуры (Т.А.Соколова).

4. К основным принципам арт-педагогики относятся: гуманизация, креативность, интегративность и рефлексивность.

Идея гуманизма – основополагающая для арт-педагогики, она превращается в принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребёнка. Вера в индивидуальность ребёнка предполагает большую работу педагога над самим собой, над своим отношением к детям, которые не вызывают симпатии педагога. Приоритет отдаётся воспитательным целям: насыщение процесса обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др. Личность становится креативной, создавая в процессе творческой деятельности продукт лишь в условиях свободной креативной среды. Творческая способность не может возникнуть в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество.

Идея рефлексивности – это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Идея интегративности заложена в самой сущности арт-педагогики. Прежде всего, это интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности направлено на обогащение нравствен-но-эстетического облика учащегося. Кроме того речь идёт о сочетании трёх модальностей (зрительных, слуховых и кинестетических ощущений) в становлении опыта ребёнка [ 12].

5. Базовыми, основополагающими методами арт-педагогики являются:

· импровизация;

· проблемно-диалоговый метод;

· метод игры.

В рамках этих методов, в частности, проблемно-диалогового арт-педагогика способствует достижению следующих целей:

1. Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю. Некоторые сложные по структуре, форме, содержанию знания легче усваиваются с помощью художественных образов разного порядка: зрительных, слуховых, тактильных и др. Невербальное общение, обучение зачастую дает более мощный эффект, чем самое грамотное вербальное изложение учебного материала учителем.

2. Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, которые, естественно, нередко возникают в процессе общения педагога с учащимися.

3. Дает возможность получить материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике.

4. Позволяет прорабатывать учебный материал в интерактивном режиме с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.

5. Помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать самые благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.

6. Развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения. Обращение к искусству упорядочивает эмоциональную сферу, которая наряду с интеллектуальной участвует в процессе обучения.

7. Содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя, в первую очередь, в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

8. Приобщает учащихся к духовной культуре человечества через единую систему ценностей педагогики, науки, искусства, оперируя одновременно (порою параллельно) в учебной деятельности разными методами познания научных и художественных явлений, обнаруживающих себя, например, в одной урочной теме (курс физики – тема «Движение»).

9. Содействует развитию всех органов чувств, мышления, памяти, внимания, воли в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического или народного искусства.

10. Содействует сохранению в учителе и ученике Ребенка и встречи-диалога Учителя-Ребенка с Учеником-Ребенком, где посредник – Искусство (наряду с содержанием предмета урока).

11. Вооружает педагога системой приемов, обеспечивающих сердечное приятие самых разнообразных знаний, радостное вхождение в мир знаний, впускание их в себя (интериоризация).

12. Содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества Человечества в его разных ипостасях, через собственное творчество.

Арт-педагогика несёт в себе мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности учителя и учащихся на уроке, во внеурочной деятельности. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин (это снижает учебную перегрузку детей); способствует овладению учеником механизмами самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения.

 

Литература

1. Анисимов В.П. Арт-педагогический потенциал методик Н.А. Зайцева // Межд. науч-практич. конф. «Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева». Минск, 2006 г. С. 45-49.

2. Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Вестник ОГУ. – 2003.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е.А. Медведева,И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова,Т.А. Добровольская.М.: Изд.Центр «Академия», 2001. 248 с., С. 24.

4. Бакушинский А. Художественное творчество и воспитание. М, 2008. 187с., С.49.

5. Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в условиях культурно-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук. Барнаул. 2007.

6. Гузева М.В. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики: дис. … канд. пед. наук. Ставрополь. 2004.

7. Железовская Г.И., Еремина С.В. Принципы формирования дидактических терминов// Педагогика. 1999. №5. С. 18 -22.

8. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. /Под ред.В.Шестакова, М.: Искусство,1969. 272 с., С. 121.

9. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арттерапии в образовании: дис. … докт. пед. наук/ Л.Д. Лебедева – СПб. 2003.

10. Линькова В. Учись читать! М.: изд-во «АСТ», 1998.

11. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: дис. … д-ра псих.наук. Нижний Новгород. 2007.

12. Сергеева Наталья Юрьевна Содержание понятия «Артпедагогика» // Известия ВГПУ. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-artpedagogika (дата обращения: 17.02.2015).

13. Соколова, Т.А. Теоретико-методологические основы артпедагогики // Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. – 2009 [Э/р]. – Р/д: https://www.openclass.ru/node/7719

14. Старикова С.В. Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами арт -технологии: дис. … канд. пед. наук. М., 2008.

15. Таранова Е.В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики: дис. …канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.

16. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: метод.пособие. Балашов, 1998. 56 с.

 

 

Артпедагогическая парадигма включает в себя следующие положения:

- артпедагогика оптимально реализует свои принципы, методы и технологии в сфере духовной культуры педагога и ученика;

- дидактические принципы артпедагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и задачами, формулируются следующим образом:

√ принцип гуманизации, который предполагает восхождение к человеку как высшей ценности средствами искусства. При этом вне зависимости от художественных, интеллектуальных и др. способностей ребенка. Вера в индивидуальность ребенка предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Этот принцип предполагает приоритет воспитательных целей над целями обучения: насыщение обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др.;

√ принцип творчества предполагает, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества (интуиция, воображение и др.)

Креативность предполагает четыре аспекта:

● креативная среда

● креативная личность

● креативный продукт

● креативный процесс.

Педагогические правила, дающие конкретные указания педагогу, как надо поступать, чтобы создать креативную среду, говорят: для того, чтобы среда обучения, общения была безопасной, необходимо принять безусловную ценность индивида. Это дает возможность ребенку в процессе обучения быть самим собой, что приводит к самовыражению; педагог должен создать атмосферу, в которой отсутствует внешняя оценка. Это раскрепощает, тогда, как внешняя оценка обязывает защищаться; креативная среда предполагает эмпатийное понимание субъектов образовательной среды.

Воспитание креативной личности предполагает развитие уверенности ребенка в себе, смелости, способности рисковать, мобилизоваться, признавать самого себя, эстетической и этической ориентации (эстетического и этического иммунитета).

Художественные работы (песни, стихотворения, рисунки и др.), эстетические переживания, мысли и чувства ребенка и учителя становятся креативным продуктом в процессе проживания, про чувствования, осмысливания по-новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы урока. Импровизация – важнейшее условие получения креативного продукта. На выходе это опять же дает творческое самовыражение.

Креативный процесс – это стимул становления и развития ребенка в том случае, если он протекает несколько спонтанно.

Произведения искусства, которые использует учитель в канве урока, могут не дать конкретных решений поставленных задач и проблем, но в умелых руках учителя могут расширить пространство воображения ребенка, научат воспитанника прислушиваться и доверять собственным ощущениям;

√ принцип рефлексивности предполагает готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Показатель сформированности рефлексивной культуры – способность ученика работать в условиях неопределенности.

Сферы, подлежащие развитию в них рефлексии:

-мышление (переосмысление своих действий);

-деятельность (фиксация установки на кооперирование и взаимоподдержку);

- общение (представление собственного опыта человека для другого; для себя открытие опыта другого;

- самосознание (самоопределение, разграничение «Я» и «Не-Я»;

√ принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.

«Конкретизацией методики служит технология, где деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий» М.С.Бургин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: