Основные направления анализа и мониторинга производственных результатов




Понятие производственных результатов и их основные области

Задачи анализа и мониторинга производственных результатов

Основные направления анализа и мониторинга производственных результатов

 

Понятие производственных результатов и их основные области

Производственными результатами работы предприятия являются выполнение производственной программы, ассортиментного плана, выпуск продукции (работ, услуг), выработка на единицу продукции вложенных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Производственные результаты зависят от состояния и использования трудовых ресурсов, основных производственных фондов, объема переработанного сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных затрат, уровня социального развития предприятия.

Производственные результаты отражают три основные области:

1. Эффективность использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов,

2. Удовлетворение общественных потребностей,

3. Пропорциональность или диспропорциональность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Выпуск продукции (работ, услуг) зависит от обоснованности производственной программы, ассортиментного плана производства.

Цель производственной программы состоит в обеспечении наивысших производственных результатов на основе наиболее эффективного сочетания трудовых, материальных, финансовых ресурсов и рациональной организации производства.

Формирование производственной программы может осуществляться на основе двух подходов. Первый подход состоит из имеющихся ресурсов, а второй – из потребности в продукции. Если производственная программа строится исходя из первого подхода, то необходимо определить, выпуск какого объема продукции (работ, услуг) может быть обеспечен на основе имеющихся производственных мощностей, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При втором подходе расчет начинают с определения, сколько продукции нужно произвести, и далее уточняют, сколько для этого потребуется различных ресурсов.

Обоснование производственной программы со стороны трудовых ресурсов требует проведение расчета необходимой численности занятых работников, со стороны финансовых ресурсов – предполагает разработку сметы затрат, со стороны материальных ресурсов – означает определение необходимых материалов.

Производственная программа должна базироваться на определении максимальной емкости рынка с учетом средних норм потребления, оценке конъюнктуры рынка и конкуренции на рынках сбыта.

Задачи анализа и мониторинга производственных результатов

Основными задачами являются:

1. оценка выполнения плана по производству и реализации продукции,

2. оценка объема реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции в ассортименте согласно заключенным договорам и контрактам,

3. оценка роста производства продукции высшей категории качества,

4. выявление факторов, влияющих на выполнение плана производства и реализации продукции, улучшения ее качества,

5. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции и их оценка.

 

Основные направления анализа и мониторинга производственных результатов

Анализ объема производства и реализации продукции следует начинать с сопоставления фактической выручки от реализации продукции с плановой выручкой.

Значительное перевыполнение плана по этому показателю может свидетельствовать не только об улучшении работы организации, но и о наличии не учтенных в плане резервов роста объема производства и реализации продукции, которые необходимо выявить в процессе углубленного анализа.

Снижение объема реализованной продукции может происходить в результате изменений сроков отгрузки продукции и ее оплаты.

Далее целесообразно проанализировать причины образования сверхплановых остатков нереализованной продукции на конец года. Моментом реализации продукции является ее отгрузка с передачей собственности покупателю и предъявление ему счета к оплате. Остатки нереализованной продукции состоят из готовой продукции, находящейся на складе, и продукции, отгруженной в адрес покупателя, но еще не включенной в объем реализованной продукции.

Большие сверхплановые остатки нереализованной продукции на начало и конец отчетного года могут быть результатом увеличения выпуска продукции к отчетной дате из-за неритмичной работы предприятия в течении отчетного периода или следствием скопления на складе продукции, не пользующейся спросом покупателей. Важное значение в этом случае имеет правильное планирование остатков продукции на начало и конец отчетного периода.

При анализе качества выпускаемой продукции решаются следующие задачи:

1. Оценивается качество производимой организацией продукции,

2. Устанавливаются основные причины снижения качества,

3. Выявляется влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции,

При проведении анализа качества следует иметь в виду, что качество продукции зависит от таких факторов, как:

- Уровень применяемой техники и технологии производства,

- Уровень квалификации работников,

- Дисциплина труда производственных рабочих.

Обобщающими показателями, характеризующими качество продукции, являются:

- Объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции,

- Удельный вес вновь осваиваемой и выпускаемой продукции в общем ее выпуске,

- Удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме продукции,

- Средний коэффициент сортности,

- Удельный вес продукции, которая может отвечать уровню мировых стандартов,

- Удельный вес продукции, отгружаемой на экспорт, в общем объеме реализуемой продукции.

Таким образом, обобщающие показатели характеризуют качество продукции независимо от того, какого она вида и назначения, в то время как частные показатели качества свидетельствуют о технических и потребительских свойствах продукции.

Например, качество продукции пищевой промышленности характеризуется жирностью, наличием наполнителей, содержанием сухих веществ и т.п., а продукция машиностроения - надежностью, сроком использования и др.

На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета.

Качество продукции характеризуется следующими показателями:

Вышеуказанные показатели характеризуют долю сертифицированной продукции в процентах или уровень сертифицированной продукции в копейках на 1 руб. общего объема продукции.

Путем сопоставления фактического удельного веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год можно дать оценку выполнения принятого задания по повышению качества выпущенной продукции или выявить изменения качества выпускаемой продукции по сравнению с прошлым годом.

Только в случае невыполнения организацией задания по выпуску сертифицированной продукции необходимо провести анализ номенклатуры сертифицированной продукции, чтобы установить, по каким видам продукции фактический объем выпущено продукции не достиг планового уровня. Необходимо также выявить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: