ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭСКАЛАТОРАХ
Эскалатор, как один из видов подъемно-
Транспортных сооружений
Эскалатор является наиболее распространенной пассажирской подъемно-транспортной машиной (эскалатор от латинского "лестница") с замкнутым контуром лестничного полотна, служит для перемещения людей с одного уровня на другой.
Эскалаторы можно условно разделить на 2 группы:
1. Тоннельные - предназначены для установки в тоннелях (галереях) метрополитена.
Н, ЭМ, ЭТ, ЛТ, Е различных модификаций
2. Поэтажные - для установки между этажами зданий и сооружений.
Е-900Т
Тоннельные эскалаторы имеют значительную высоту подъема пассажиров, высокую скорость движения лестничного полотна, большую провозную способность.
По сравнению с другими подъемниками, тоннельные эскалаторы имеют ряд преимуществ: большую провозную способность (в среднем 8100 чел/час), удобство для пассажиров (в случае остановки можно использовать как лестницу).
Недостатками тоннельных эскалаторов являются: большая стоимость, много времени затрачивается для поднятия пассажиров на большую высоту, значительные затраты электроэнергии из-за потерь на горизонтальное перемещение ступеней.
Поэтажные эскалаторы имеют минимальные габариты, малошумные, с эффектной внешней отделкой, гармонирующей с интерьером зданий, в которых они установлены. Недостатком является подъем пассажиров на небольшую высоту(до 25 метров). На Московском метрополитене поэтажные эскалаторы установлены на станциях Бутовской линии и Монорельсовой транспортной системы.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫЭСКАЛАТОРОВ
1. Высота подъема пассажиров
Высотой подъема, или высотой транспортирования пассажиров, называется расстояние по вертикали, на которое перемещаются пассажиры.
|
В настоящее время высота подъема колеблется в пределах:
3,2 м - ст. Чеховская-6
63,4 м - ст. Парк Победы большой наклон
2. Угол наклона
Углом наклона называется угол между наклонной и горизонтальной плоскостями.
Чем больше угол наклона, тем меньше стоимость эскалатора и его масса, т.к. длина наклонной части эскалатора уменьшается. Но с увеличением наклона снижается безопасность использования эскалатора для пассажиров, поэтому Правилами устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов для тоннельных эскалаторов принят угол наклона 30, для поэтажных 35.
3. Ширина полотна и балюстрады.
Ширина настила ступени лестничного полотна 1000 + 10 мм - для тоннельных
эскалаторов, 580-1100 мм - для поэтажных эскалаторов.
Внутренние плоскости балюстрады могут быть выполнены вертикально или расширены кверху.
Расстояние между верхними кромками боковых щитов балюстрады должны быть больше ширины ступени на 200 мм - для тоннельных эскалаторов и на 100 мм для поэтажных эскалаторов.
4. Размеры ступеней
Расстояние по вертикали между уровнем настила двух смежных ступеней не более 205 мм
5. Скорость движения лестничного полотна и поручня эскалатора
Скорость движения лестничного полотна эскалатора установлена с учетом безопасного входа и схода с эскалатора, достижения максимальной провозной способности, а также экономичности работы эскалатора.
Скорость поручня должна быть такой же, как скорость лестничного полотна, допустимое отклонение 2%.
|
6. Провозная способность эскалатора
Провозной способностью эскалатора называется число пассажиров, перевозимых за единицу времени (1 час).
V - скорость движения лестничного полотна 0,75 м/с
t - шаг ступени (глубина ступени) 0,4 м
n -число пассажиров на одной ступени =2 чел.
Коэффициент заполнения ступеней 0,5-0,6
Q =3600 2 0,5 =8100 чел/час
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К
ЛЕСТНИЧНОМУ ПОЛОТНУ ЭСКАЛАТОРА:
Лестничное полотно эскалатора - система ступеней, связанных шарнирно с 2-мя параллельными тяговыми цепями. При работе эскалатора, ступени двигаются по замкнутой трассе, определяемой специальными направляющими.
На лестничном полотне находятся пассажиры, поэтому к нему предъявляются особые требования в отношении прочности.
Запас прочности тяговых цепей эскалатора должен быть не менее 7, ступеней не менее 5-кратного.
На ступенях должна быть нанесена ограничительная линия или установлены предохранительные щетки (ставятся на балюстраде). Ступени должны быть чистыми, с надежно закрепленным настилом.
Зазор между смежными ступенями допускается 2-10 мм.
Ступени нумеруются через каждые 5 штук (5,10,15,20, и т.д.).
На каркасах ступеней не допускаются любые механические деформации
например: вмятины, сколы, искривления и т.п.).
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БАЛЛЮСТРАДЕ
Балюстрада - неподвижная часть эскалатора, служит для защиты пассажиров от механизма поручневого устройства. Балюстрада является также декоративным элементом эскалатора и должна гармонировать с интерьером вестибюля станции или интерьером здания или сооружения,в которых установлен эскалатор(поэтажный).
|
Конструктивно балюстрада состоит из горизонтальных и вертикальных участков
Требования к балюстраде:
1. Щиты балюстрады должны быть надежно закреплены и иметь гладкую поверхность.
2. На оголовниках балюстрады должны быть установлены несамовозвратные выключатели "стоп" (ручки "стоп"),на поэтажных эскалаторах установлены кнопки «стоп»,которые могут быть как самовозвратными,так и несамовозвратными.
3. На поверхности балюстрады должны быть установлены светильники для освещения пассажирской зоны. После окончания работы станций с пассажирами на поверхности балюстрады горят только светильники аварийного освещения.
На щитах балюстрады не допускаются глубокие царапины, трещины, пузыри, сколы, скосы и т.п.