Практические задания по дисциплине
1. Пользуясь «Методикой экспертной оценки невербального поведения личности», проведите исследование фактов поведения Вашего близкого друга (подруги или другого близкого человека). Дайте психологическую интерпретацию полученных фактов (См. Лифинцева Н.И. Общая и экспериментальная психология (с практикумом) М., 2015. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, с.74-76). Представьте результаты в письменной форме по следующему плану: 1) цель исследования; 2) объект и предмет исследования; 3)методы исследования; 4)психологическая интепретация фактов поведения; 5) вывод.
2. Познакомьтесь с анкетой для определения школьной мотивации. Проведите исследование с младшими школьниками ((См. Лифинцева Н.И. Общая и экспериментальная психология (с практикумом) М., 2015. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. С.77-78). Предложите 2-3 психологические рекомендации по формированию познавательной мотивации школьников для педагогов и родителей.
Задания на критическое и аналитическое мышление
1. Дайте научное обоснование следующих ситуаций, опираясь на учение Л.С. Выготского и психологической теории деятельности
Шестилетний ребенок, но требованию родителей, должен одеваться сам, когда идет гулять. На улице зима. Нужно надеть на себя много разных вещей в определенной последовательности. И вот он регулярно не справляется с тюй задачей: то наденет только носки и сядет, нс зная, что делать дальше, то, надев шубу и шапку, пытается выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все неудачи ребенка лености и невнимательности. Они упрекают ребенка, и конфликты продолжаются изо дня в день.
2. Подберите и дайте оценку средств диагностики характера и уровня нравственно-этической ориентации младших школьников
|
3. Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют
его либо как индивида, либо как личность или индивидуальность. Выделите те особенности, которые характеризуют индивида и личность, дайте обоснование своего выбора: добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакции, высокая скорость усвоения навыков, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности, ответственность, чувство долга.
4. Определите понятие «индивидуальность», назовите 2-3 индивидуальные особенности личности ребенка, которые должны быть положены в основу построения и изменения образовательной траектории
Задания для проверки и развития критического мышления
1. Объясните психологический смысл формулы А.Н.Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся». В дополнении А.Г.Асмолова – «индивидуальность отстаивают». Может ли данная формула послужить основой для построения индивидуальной траеткории образования обучающегся? Почему? Приведите 2-3 аргументана эту тему.
2..Проведите самоанализ и сделайте самоотчет о результативностиодного учебного дня, одной учебной недели по схеме: план действий на день, распределение времени, анализ результативности каждого дела, общий итог дня и результатов личного учебно-профессионального образования (о чем узнал, что открыл, чему научился, чтосделал). Оформите результаты письменной форме
3. Раскройте смысл и процедуру проведения методики «Социометрия». Проведите изучение особенностей межличностных отношений детей (дошкольного, младшего школьного или подростового возраста) с помощью «Социометрии ». Установите социометрический статус и сплоченность группы. Разработайте 3-4 рекомендации для педагога по формированию гуманистических межличностных отношений в группе.
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература
Основная
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2007
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М.-СПб, 2005
3. Немов Р.С. Психология. [учебник для вузов] – СПб, 2008
4. Лифинцева Н.И. Общая и экспериментальная психология. Задания для самостоятельной работы. Курск, 2014
Дополнительная
1.Абрамова Г.С. Психология только для студентов: Уч. пособие для вузов. – М., 2001
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002
3.Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001
4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., 1996
5. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1997
6. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1996
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. – М., 2002
9.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2004
10.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001
11.Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995
12.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб, 2000
13. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2000
|
14. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
15.Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
17. Психология эмоций: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1994
18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983
19. Катастрофы сознания: Самоубийства, религиозные, бытовые, ритуальные, способы самоубийства. – Мн., 1996
20. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учебное пособие для вузов– М., 2001
21. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.– М., 2000
22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. В 2 т.– М., 1984
23. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – М., 1977
24. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968
25. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д, 1998
26. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб, 2006
27. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Воронеж, 2003
28. Оллпорт Г. Личность в психологии.– М., 1998
29. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2000
30. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990
31. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной психологии. – СПб, 2002
32. Психология памяти: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2000
34.Сеченов И.М. Психология поведения. – М., 1995
35. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. – М., 1986
36. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994
37. Халперн Д. Психология критического мышления /Пер. с англ – СПб, 2000
38. Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб., 2002
39.Экман П. Психология лжи. – СПб., 2000
40.Знаков В.В. Психология понимания. – М., 2005
41. Хрестоматия по ощущению и восприятию- – М., 1975
42. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2002
43. Корнилова Т.Н. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс. 2005, стр. 118-127, 156-161
44. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005– 464 с.
45. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов – М., 2002
46. Общая психология: в 7 т.: учебник для вузов. Т.1 /Под ред. Б.С.Братуся. – М.:Академия, 2007 (Университетский учебник по психологии)
46. Карпов А.В. Психология сознания. МЕтасистемный подход.– М., 2011
Дополнительная научная и научно-популярная литература
по общей психологии (по выбору 5-6 источников)
(для самопознания и саморазвития)
1. Айзенк М. Психология для начинающих / М. Айзенк. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с (2-3 главы по выбору)
2. Дейл Карнеги. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людейКак перестать беспокоиться и начать жить. (10 советов из книги Дейла Карнеги)
3. Маслоу Абрахам «Мотивация и личность». СПб., 2003. (Гл.2,3, 5,6)
4. Берн Э. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Эрик Берн; пер. 4. с англ. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2010. — 576 с. (глава 1, 3, 9)
5. Чалдини Роберт. Психология влияния. -СПб., 2014, (гл.1-3, 5-6)
6. Леви В. Лекарство от лени / Владимир Леви. — М.: Метафора, 2010. — 224 с.: ил. — (Азбука здравомыслия). ЧИТАЙТЕ ВСЕ – НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!
7. Либерман Д. Чужая душа потемки? Как прочесть мысли любого человека / Дэвид Либерман. — СПб.: Питер, 2010. — 184 с. (Гл. 1, 2, 5, 6, 7, 10-12).
(Дэвид Дж. Либерман — американский психолог, доктор наук, специалист в сфере поведения и межличностных отношений, его книги переведены на 18 языков).
8. Зимбардо Ф., Дж. Бойд. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. — СПб.: Речь, 2010. — 352 с. Читайте на FB.ru: https://fb.ru/article/187970/knigi-kotoryie-stoit-prochest-po-psihologii-samyie-luchshie-i-interesnyie-knigi-po-psihologii
9. Орлов Ю. М. Обида. Вина / Ю. М. Орлов. - 5-е изд. испр. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с. – (Серия «Исцеление размышлением»).
10. Хорни Карен. «Наши внутренние конфликты».М., 2007 (гл.2, 3, 4, 10)
11. Шейнов В.П. Психологическое влияние. М., 207 – 640 стр. (гл.4-5, 16)
12. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёденгера: язык и сознание. М., 2016 (Гл. «Что делает нас людьми – стр.30», «Мозг и язык» - стр.65-80), «Зеркала, часы и знаки в мозгу или Кто читает тексты нейронной сети». Стр.317-360)
13. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. / Э. Шостром; пер. с англ. Н. Шевчук, Р. Римской. – М.: Апрель-Пресс; Ин-т психотерапии, 2004. – 192 с.
14. Щеголев И. Тайны почерка / И. Щеголев. – СПб.: Питер, 2004. – 128 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).
15. Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / под ред. М. Льюиса, К. Саарни. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 288 с. – (Проект «Мэтры психологии»).
16. Онлайн-журнал psychologies.ru. –
ЖУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА