Тема урока: Николай Лысенко. Краткий обзор творчества. Фортепианные произведения.




КЛАСС МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 17.10.2020 СБ

Преп. Протасова Е.А.

Здравствуйте, дорогие обучающиеся и родители!

Тема урока: Николай Лысенко. Краткий обзор творчества. Фортепианные произведения.

Гениальный композитор Николай Лысенко считается основателем украинской национальной музыки. Его сравнивают со всемирно известными композиторами – поляком Фредериком Шопеном и венгром Ференцем Листом – основоположниками национальной музыки своих народов. Называют Тарасом Шевченко в музыке.

Потомок помещицкого и козацкого родов Лысенко объединил в себе преданность национальной идее и тягу к просветительской деятельности. С его именем связана эпоха становления профессиональной музыки, театра и творческого образования в Украине.

Николай Витальевич ЛЫСЕНКО (1842 – 1912) – украинский композитор, дирижер, педагог, пианист, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы. Родился в селе Гриньки Полтавской области. Совершенствовался как музыкант в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинский фольклор. В 1904 году открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы «Тарас Бульба», «Наталка-Полтавка», «Рождественская ночь», «Утопленница», оперетту «Черноморцы».


Дата рождения

22.03.1842

Дата смерти

06.11.1912

Профессия

композитор

Страна

Украина


Свою разностороннюю деятельность (композитор, ученый-фольклорист, исполнитель, дирижер, общественный деятель) Н. Лысенко посвятил служению национальной культуре, он явился основоположником украинской композиторской школы. Жизнь украинского народа, его самобытное искусство были почвой, взрастившей талант Лысенко.

Его детство прошло на Полтавщине. Игра бродячих ансамблей, полковой оркестр, домашние музыкальные вечера, а больше всего — народные песни, танцы, обрядовые игры, в которых мальчик с великим восторгом участвовал, — «весь тот богатый материал не пропал даром», — пишет Лысенко в автобиографии, — «будто капля по капле целебной и живой воды западала в молодую душу. Пришло свое время для работы, уже осталось перевести тот материал в ноты, а он уже был не чужой, сызмальства душою воспринятый, сердцем освоенный».

В 1859 г. Лысенко поступил на факультет естественных наук Харьковского, затем Киевского университета, где сблизился с радикально настроенным студенчеством, с головой окунулся в музыкально-просветительскую работу. Его сатирическая опера-памфлет «Андриашиада» вызвала в Киеве общественный резонанс.

В 1867-69 гг. Лысенко учился в Лейпцигской консерватории, и подобно тому, как молодой Глинка, будучи в Италии, осознал себя в полной мере русским композитором, Лысенко в Лейпциге окончательно укрепился в намерении посвятить свою жизнь служению украинской музыке. Он завершает и издает 2 сборника украинских народных песен и приступает к работе над грандиозным (83 вокальных сочинения) циклом «Музыка к „Кобзарю“» Т. Г. Шевченко. Вообще украинская литература, дружба с М. Коцюбинским, Л. Украинкой, И. Франко явились сильным художественным импульсом для Лысенко. Именно через украинскую поэзию входит в его творчество тема социального протеста, определившая идейное содержание многих его произведений, начиная с хора «Заповiт» (на ст. Шевченко) и кончая песней-гимном «Вечный революционер» (на ст. Франко), впервые прозвучавшей в 1905 г., а также оперой «Энеида» (по И. Котляревскому — 1910) — злейшей сатирой на самодержавие.

В 1874-76 гг. Лысенко занимался в Петербурге у Н. Римского-Корсакова, встречался с членами «Могучей кучки», В. Стасовым, много времени и сил отдавал работе в Музыкальном отделе Соляного городка (место промышленных выставок, там устраивались концерты), где бесплатно руководил любительским хором. Опыт русских композиторов, усвоенный Лысенко, оказался весьма плодотворным. Он позволил на новом, более высоком профессиональном уровне осуществлять органичное слияние национальных и общеевропейских стилевых закономерностей. «Учиться музыке на великих образцах русского искусства никогда не откажусь», — писал Лысенко И. Франко в 1885 г.

Композитор вел огромную работу по собиранию, изучению и пропаганде украинского фольклора, видя в нем неисчерпаемый источник вдохновения и мастерства. Он создал многочисленные обработки народных мелодий (свыше 600), написал несколько научных работ, среди которых наиболее значителен реферат «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем» (1873). Однако Лысенко всегда выступал против узкого этнографизма и «малороссийщины». Его в равной мере интересовал фольклор других народов. Он записывал, обрабатывал, исполнял не только украинские, но и польские, сербские, моравские, чешские, русские песни, а руководимый им хор имел в своем репертуаре профессиональную музыку европейских и русских композиторов от Палестрины до М. Мусоргского и К. Сен-Санса. Лысенко явился первым интерпретатором в украинской музыке поэзии Г. Гейне, А. Мицкевича.

В творчестве Лысенко преобладают вокальные жанры: опера, хоровые сочинения, песни, романсы, хотя он является также автором симфонии, ряда камерных и фортепианных произведений. Но именно в вокальной музыке национальная самобытность и авторская индивидуальность раскрылись наиболее ярко, а оперы Лысенко (всего их 10, не считая юношеских) ознаменовали собой рождение украинского классического музыкального театра. Вершинами оперного творчества стали лирико-бытовая комическая опера «Наталка-Полтавка» (по одноим. пьесе И. Котляревского — 1889) и народная музыкальная драма «Тарас Бульба» (по повести Н. Гоголя — 1890). Несмотря на активную поддержку русских музыкантов, особенно П. Чайковского, эта опера при жизни композитора поставлена не была, и слушатели познакомились с нею только в 1924 г.

Многогранна общественная деятельность Лысенко. Он первым организовал на Украине любительские хоровые коллективы, ездил с концертами по городам и селам. При активном участии Лысенко в 1904 г. в Киеве была открыта музыкально-драматическая школа (с 1918 г. музыкально-драматический институт его имени), в которой получил образование старейший украинский композитор Л. Ревуцкий. В 1905 г. Лысенко организовал общество «Баян», спустя 2 года — Украинский клуб с музыкальными вечерами.

Отстаивать право украинского профессионального искусства на национальную самобытность приходилось в сложных условиях, вопреки шовинистической политике царского правительства, направленной на дискриминацию национальных культур. «Никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может», — гласил циркуляр 1863 г. Имя Лысенко подвергалось травле в реакционной прессе, но чем активнее становились нападки, тем большую поддержку встречали начинания композитора со стороны русской музыкальной общественности. Неутомимая подвижническая деятельность Лысенко получила высокую оценку и у его соотечественников. 25- и 35-летний юбилеи творческой и общественной деятельности Лысенко превратились в большой праздник национальной культуры. «Народ понял величие его работы» (М. Горький).

Фортепианное творчество

Николай Лысенко обращается к фортепианной музыке на протяжении всей своей творческой жизни. Самыми плодотворными являются 2 десятилетия: 70-е и 1900-е годы. Однако этот жанр не стал для композитора основным. Большую роль в его творчестве занимают романсы, хор, оперы, обработки украинских народных песен.

Как известно из биографии, осваивать игру по фортепиано Лысенко начал с раннего детства. Эти занятия продолжались и во время обучения в пансионе, и в студенческие университетские годы. Благодаря этому, Николаю Витальевичу удалось поступить в Лейпцигскую консерваторию на фортепианный факультет и закончить свое обучение через два года. Обучаясь в консерватории, он изучал музыку выдающихся композиторов И.Баха, венских классиков, Шумана, Мендельсона, Листа, Глинки.

Первые фортепианные произведения написаны в консерваторские годы и связаны с фольклором, как его фортепианная сюита. Это народные украинские песни обработаны в форме старинных танцев: прелюдия – «Хлопче-молодче», токката – «Пішла мати на село», сарабанда – «Сонце низенько, вечір близенько», гавот – «Ой чия ти, дівчино, чия ти?», скерцо – «Та казала мені солоха».

В 70-е годы композитор создал около полутора десятка пьес разных жанров, тут и большие формы – соната, два концертных полонеза, две рапсодии на украинские темы; и небольшие пьесы – «Песни без слов», «Мечты», мазурка, баркарола.

Одним из известнейших и наиболее исполняемых произведений Лысенко для фортепиано является Вторая рапсодия. В основе ее лежат народные темы: думка (медленная песня) и шумка (быстрый танец).

В первой части произведения – «Думки» - создан образ народного музыканта-кобзаря. Музыка глубоко народная с имитацией игры на бандуре, лире. В «Шумке» одна танцевальная мелодия сменяет другую. Произведение технически сложное, но его виртуозная не перекрывает лирическое содержание.

Активизируется интерес композитора в 1900-е годы. Он создает около двух десятком пьес. Ведущими в его музыке этого времени становятся образы лирического характера. Это небольшие пьесы, которые воплощают один образ, одно грустное повествование. Например, «Минута отчаяния», «Минута очарования», «Элегия», «Три пьесы», «Кручина».

Задание на 24.10:

1. Записать краткий конспект по теме.

2. Прослушать записи:

https://www.youtube.com/watch?v=QodqCO6yHlY Элегия

https://www.youtube.com/watch?v=XmvxdHSQn3s Рапсодия

https://www.youtube.com/watch?v=0R1jex4dCA4 Прелюдия

https://www.youtube.com/watch?v=CZhjzDzFwlo Соната



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: