Абстракционисты и их произведения




Василий Кандинский (1866—1944) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.

Начав с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству. Первую абстрактную акварель написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах.

Использование цвета и формы было первостепенным в развитии абстрактного искусства. Импрессионизм, включая варианты неоимпрессионистского пуантилизма и постимпрессионизма, уже привлек внимание к силе цвета, но немецкий экспрессионизм сделал его краеугольным камнем живописи. Василий Кандинский опубликовал книгу «О духовном в искусстве» (1911), которая стала основой абстрактной живописи.

Кандинского убедили эмоциональные свойства формы, линии и, прежде всего, цвета в живописи. У него была особая чувствительность к цвету, состояние, называемое синестезией (когда цвет в восприятии человека соотносится со звуками, запахами и вкусом, тактильными ощущениями). Он считал, что картина не должна анализироваться интеллектуально, но должна позволять достигать часть мозга, связанную с музыкой.

Знаменитые картины Василия Кандинского:

1. «Последовательность», 1935 год

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.

 

2. «Синий всадник», 1903 год

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства - Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

 

3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

 

4. «Осень в Мурнау», 1908 год

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

 

Пит Мондриан (1872–1944) — голландский живописец, известный своим вкладом в развитие абстрактного искусства.

Самые знаменитые его картины написаны с использованием трех основных цветов (красный, синий, желтый) и трех «не-цветов» (черный, белый, серый). Все эти работы строго геометричны, в них присутствуют только вертикальные и горизонтальные линии. После переезда в Нью-Йорк Мондриан полностью отказывается и от черного цвета.

 

1. «Красное дерево» (1908–1910)

Это самая важная работа художника в рамках движения «луминизм», а также лучшее произведение из серии, посвященной деревьям. В ней замечателен баланс между контрастными оттенками красного и синего цветов, за счет чего создается ощущение равновесия.

2. «Серое дерево» (1912)

Изображение тонкого дерева овальной формы воспроизводит идеи кубизма и прекрасно иллюстрирует развитие творческого видения мастера.

3. «Волнолом и океан» (1915)

Окончательным шагом на пути к чистой абстракции является серия работ «Пирс и океан», созданная под влиянием кубизма, в том числе, работ Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Это произведение, известное также как «Композиция №10», является яркой кульминацией серии.

Джексон Поллок (1912 –1956) – американский художник, прославившийся благодаря своим картинам в стиле абстрактного экспрессионизма.

В конце 40-х годов Поллок начал работать в уникальной «капельной» технике (ее еще называют «разбрызгиванием»). Он расстилал холст на полу и двигался вокруг него, наливая и разбрызгивая краску с помощью кистей и подручных предметов.

1. «Осенний ритм»

Эту картину Поллок написал в 1950 году. Как раз в это время у художника состоялась первая персональная выставка. В один момент работы мастера стали популярны, на заработанные деньги Джексон Поллок смог снять собственную мастерскую.

 

2. «Волчица» («She is wolf»)

Стиль, в котором написана «Волчица», был разработан Поллоком по заказу Пегги Гуггенхейм. Изначально он использовался для оформления дома дочери мецената. Впоследствии Джексон Поллок применил свои наработки в этой картине и нескольких других — «Хранителях тайн», «Пасифая».

3. «Эхо номер 25»

Это первая картина, которую Джексон Поллок создал в новом (и для себя, и для всего мира) стиле. К 1951 году художник твердо уверился в несостоятельности своей прежней, «капельной техники». Чтобы избежать самоплагиата, художник разработал новую технику: к абстракции прибавился сюрреализм.

 

Для Марка Ротко (1903-1970), одной из центральных фигур (наравне с Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом) в абстрактном экспрессионистическом движении, которое доминировало в мировом искусстве в течение десятилетий после Второй мировой войны, живопись была связана с эмоциями и духовными чувствами.

Несмотря на формальные качества его зрелых работ - с большими прямоугольниками тщательно продуманных оттенков - Ротко не рассматривал их с точки зрения дизайна и цвета. «Нет такой вещи, как хорошая живопись ни о чем», - сказал он. По мнению художника, тема имеет решающее значение, и только та тема имеет значение, которая трагична и вневременна. Для этого художника имело значение не форма, а содержание.

 

Начав с относительно традиционной живописи, под влиянием европейских сюрреалистов увлекся созданием абстрактных сцен, навеянных древнегреческими мифами. Со временем окончательно отошел от предметных форм, сосредоточившись на цвете и его возможностях в передаче эмоций на холсте и прямом воздействии на зрителя. К началу 1950-х годов окончательно нащупал фирменный почерк: рваные прямоугольные формы на цветном поле.

Его картины называли «мазнёй маляра» и «детскими каракулями». А он смешивал краски особым образом и наносил их на холст слой за слоем. Ценители уверяли, что на его картинах и грусть, и экстаз, и трагедия. Гениальность художника-абстракциониста признал даже американский суд, и в результате стоимость этих картин доходила до 140 миллионов евро.

1. «Сельская сцена»

2. «Entrance to subway»

3. «Underground fantasy»

 


Абстрактная экспрессионистская живопись остается расплывчатым термином – часто смущающим образом применяемым к художникам, которые не являются ни по-настоящему абстрактными, ни экспрессионистскими – который описывает форму абстрактной живописи (не образную, не натуралистическую), в которой цвет имеет приоритет над формой; а форма больше не является геометрической. Ранние работы в этом стиле, как правило, заполняли крупномасштабные полотна, размер которых был выбран так, чтобы ошеломить зрителей и втянуть их в другой мир. Озабоченность абстрактных экспрессионистов визуальными эффектами, особенно влиянием цвета, была отражением их главной цели – вовлечь и исследовать основные человеческие эмоции. Таким образом, абстрактная экспрессионистская живопись лучше воспринимается скорее интуитивно, обычно ставится вопрос: «Что она заставляет вас чувствовать?» – а не «что это говорит?»

Следует подчеркнуть, что это было широкое движение, охватывающее различные стили, включая работы, которые были полу- или неабстрактными, а также те, которые характеризуются способом нанесения краски, такие как картины Джексона Поллока и работы Виллема де Кунинга (жестикулирующий мазок). Тот факт, что это было первое крупное художественное движение, родившееся в США, придало ему дополнительный вес и значимость: по крайней мере, в сознании критиков.

Позже, абстрактный экспрессионизм породил множество индивидуальных стилей под эгидой постживописной абстракции. Эти индивидуальные стили включали в себя: жесткую окраску, цветную окраску, тона Вашингтона, американскую лирическую абстракцию и фасонный холст. Абстрактный экспрессионизм также вызвал авангардистские отклики нескольких других художников, в их числе: Сай Твомбли (1928-2011), чьи каллиграфические надписи – это частично рисунок, частично граффити; и калифорнийский абстрактный скульптор Марк Ди Суверо (р. 1933), известный своими масштабными скульптурами из железа и стали.

В Европе новое художественное движение, известное как Art Informel («информель», «информализм», то есть «бесформенное»), появилось в конце 1940-х годов под влиянием Второй мировой войны. Рассматриваемая как европейская версия абстрактного экспрессионизма, на самом деле это было зонтичное движение с множеством подвариантов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: