Буксы вагонов располагаются на шейках осей колесных пар и предназначены для восприятия и передачи колесным парам силы тяжести груженого вагона, динамических нагрузок, возникающих при движении вагона, защиты шеек осей от загрязнений и повреждений. Ограничения продольных и поперечных перемещений колесных пар относительно рамы тележки.
В буксах грузовых и пассажирских вагонов устанавливают два цилиндрических подшипника друг к другу. Буксы могут иметь торцевое крепление корончатой гайкой М110х4 (рис. 5.1) или тарельчатой шайбой с четырьмя или тремя болтами М20 (рис. 5.2).

Рисунок 5.1. Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой:
1 – корпус буксы; 2 – отъемный лабиринт корпуса буксы; 3 – лабиринтное кольцо; 4 – задний подшипник; 5 – передний подшипник; 6 – торцевая гайка; 7 – крепительная крышка; 8 – болт М12 стопорной планки с пружинной шайбой; 9 – проволока; 10 – стопорная планка; 11 – упорное кольцо подшипника; 12 – смотровая крышка; 13 – прокладка; 14 – болт М12 смотровой крышки; 15 – кольцо уплотнительное.
Опыт эксплуатации подвижного состава свидетельствует о том, что повреждаемость буксовых узлов является причиной внезапных отказов в эксплуатации, проявляющихся в недопустимом их нагреве, изломах шеек осей, создании аварийных ситуаций.

Рисунок 5.2. Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением тарельчатой шайбой и четырьмя болтами:
1 - передний подшипник 232726Л1М; 2 – задний подшипник 42726Л; 3 – корпус буксы; 4 – лабиринтное кольцо; 5 – отъемный лабиринт корпуса буксы; 6 – кольцо уплотнительное; 7 – крепительная крышка; 8 – прокладка; 9 – торцевая шайба; 10 – смотровая крышка; 11 - болт М20 для крепления торцевой шайбы; 12 – стопорная планка; 13 – болт М12 с пружинной шайбой для крепления смотровой крышки.
Частое разрушение буксового узла приводит к излому шеек осей. Основными неисправностями, приводящими, к такой ситуации является:
- ослабление торцевого крепления внутренних колец подшипников;
- поворот внутреннего кольца вокруг шейки оси (потеря посадочного натяга);
- усталостное разрушение сепаратора;
- разрыв внутреннего кольца;
- кол бортов внутреннего кольца;
- заклинивание роликов между бортами наружного кольца.
Нормы допусков и износов для букс и роликовых подшипников приведены в таблице5.1.
Таблица 5.1. Нормы допусков и износов для букс и роликовых подшипников.
| Наименование измерений и норм | Допускаемые размеры, мм | примечание | |
| Новый | При ремонте | ||
| 1 корпус буксы |
Продолжение таблицы 5.1
| 1.1 Диаметр внутренней цилиндрической части из: стального литья алюминиевого сплава | 250+0,015 +0,1 | 250+0,015 +0,015 | Проверяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм. |
| 1.2 Овальность внутренней цилиндрической части буксы, мм не более: из стального литья из алюминиевого сплава | 0,024 0,024 | 0,20 0,35 | Проверяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях и в двух местах по длине корпуса индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм. |
| 1.3 Конусообразность внутренней цилиндрической части буксы, мм: | 0,024 | 0,1 | Проверяют по всей длине корпуса индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм. |
| 1.4 Торцевое биение заднего упорного бортика буксы относительно оси посадочного отверстия, мм: | 0,07 | Проверяют на заводах при изготовлении букс. | |
| 1.5 Ширина корпуса буксы по направляющим для боковой рамы тележки грузового вагона, мм: | не менее 320±2 | Проверяют на заводах при изготовлении и при ремонте букс. | |
| 1.6 Разница в толщине стенок буксы, замеренная по направляющим. Не более, мм: | Проверяют на заводах при изготовлении и при ремонте. | ||
| 1.7 Разница в толщинах стенок корпусов букс по одной стороне колесной пары. Не более, мм: | Проверяют на заводах при изготовлении и при ремонте. | ||
| 2. Роликовые подшипники | |||
| 2.1 Радиальный зазор подшипников в свободном состоянии для пассажирских вагонов, обращающихся со скоростью: - до 120 км/ч и грузовых: - свыше 120 км/ч, но не более 140 км/ч: - свыше 140 км/ч: | 0,115-0,170 0,015-0,170 0130-0,170 | 0,09-0,25 0,015-0,25 0,130-0,25 | Измеряют на столе или в специальном приспособлении и определяют как среднее арифметическое трех измерений при повороте наружного кольца на 120° вокруг оси. Минимальное значение одного из трех допускается до 0,08мм. |
| 2.2 радиальный зазор непосредственно на шейке оси не менее, мм. для колесных пар: а) грузовых вагонов: б) для пассажирских вагонов, обращающихся со скоростью: | 00,4 | 0,04 | Измеряют непосредственно на шейке оси при полной ревизии букс. |
Продолжение таблицы 5.1
| - до 120 км/ч: - 120-140 км/ч: - 140-160 км/ч: | 0,05 0,06 0,07 | 0,05 0,06 0,07 | |
| 2.3 Разность радиальных зазоров парных подшипников в свободном состоянии, мм: | 0,02 или 0,01 | 0,02 или 0,01 | Определяют по результатам измерений радиальных зазоров (см. п.6.2.1.) 0,02 мм при измерении радиального зазора со своими внутренними кольцами; 0,01 мм при измерении с применением эталонного кольца. |
| 2.4 Разность радиальных зазоров непосредственно на шейке оси подшипников грузовых и пассажирских вагонов, мм: | 0,02 | 0,02 | Определяют по результатам измерений непосредственно на шейке оси(п.6.2.2) |
| Осевой зазор в цилиндрическом подшипнике для букс вагонов, мм: - грузовых - пассажирских | 0,07 *0,150 0,07 *0,150 | Не менее 0,06 0,06 | Определяют между роликов и бортами наружных колец; измеряют щупом или на приборе и принимают наименьшее значение из трех измерений. |
| Осевой разбег для двух цилиндрических подшипников, мм: | Обеспечивается конструкцией 0,68 – 1,38 | Не замеряется | |
| Примечание в пп.6.2.3. и6.2.4. задний зазор должен иметь больший радиальный зазор, чем передний. Допускается 0,06 мм. |
Вывод: провести осмотр и замер величины износов корпуса буксы и роликовых подшипников, выявить неисправности и определить возможность их установки на вагон при наличии таких неисправностей.
Выполнил студент группы:
Принял преподаватель кафедры «ПСЖД»: