Инструкцию об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (приложение № 3).




Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сформулирован и содержится в ст. 29 Закона о прокуратуре РФ. В ней указано, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения ОРМ, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Предмет надзора охватывает законность всей оперативно-ро-зыскной деятельности в целом, как вида государственной деятель­ности.

Дознание:

предмет прокурорского надзора за исполне­нием законов органами дознания составляют: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разреше­ния заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся пре­ступлениях, законность проведение дознания, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание.

Целями прокурорского надзора за исполнением законов орга­нами дознания являются:

-незамедлительное реагирование на выявленные нарушения за­конов, допущенные при производстве дознания;

-защита прав и законных интересов участников дознания, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены;

-законность раскрытия и расследования преступлений, отне­сенных к компетенции органов дознания.

При этом необходимо обратить внимание на то, что прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов органами дозна­ния обязаны принимать исчерпывающие меры для восстановления нарушенных прав и возмещению причиненного вреда.

Задачи. Прокурорский надзор за исполнением законов органа­ми дознания в досудебном производстве обеспечивая верховенство Конституции и защиту прав и свобод граждан, и эффективность до­знания, решает следующие задачи:

-принятие мер, направленных на исполнение органами дозна­ния требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

-принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод;

-обеспечение требований закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;

-обеспечение соблюдения установленного законом порядка возбуждения уголовных дел;

-обеспечение соблюдения предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления;

-обеспечение соответствия требованиям закона решений, при­нимаемых в процессе дознания;

 

Следствие:

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, вклю­чает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведение рассле­дования уголовных дел, а также законность решений, принима­емых органами, осуществляющими предварительное следствие.

Целями прокурорского надзора за исполнением законов орга­нами, осуществляющими предварительное следствие, являются:

- единообразное применение положений уголовно-процессу­ального закона;

- незамедлительное реагирование на выявленные нарушения законов, допущенные органами, осуществляющими предварительное следствие;

-защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиты личности от незаконного и необо­снованного обвинения, осуждения;

-соблюдение законности при раскрытии и расследовании пре­ступлений, отнесенных к компетенции органов, осуществляющих предварительное следствие.

-восстановление нарушенных прав участником уголовного су­допроизводства и возмещение причиненного преда.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами пред­варительного следствия служит средством обеспечения верховен­ства Конституции РФ и защиты прав и свобод граждан, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, поскольку в слу­чае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным зако­нодательством правил проведения следственных действий получен­ные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов орга­нами, осуществляющими предварительное следствие:

- принятие мер, направленных на исполнение органами осу­ществляющими предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпев­ших от преступлений;

-принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод;

-обеспечение исполнении требований чакона при приеме, ре­гистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;

-обеспечение соблюдения установленного законом порядка возбуждения уголовных дел;

-обеспечение соблюдения предусмотренных законом мер по установлению событии преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления;

-принятия мер к обеспечению соответствия требованиям зако­на решений, принимаемых органами, осуществляющими предвари­тельное следствие' но уголовным делам,

-обеспечение соблюдения условий и порядка проведения след­ственных и иных процессуальных действий, а в предусмотренных законом случаях - оснований для их проведения;

 

3. Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание, следствие.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов ор­ганами, осуществляющими ОРД, определены Законом об ОРД, а также ведомственными актами Генерального прокурора РФ. Зако­ном предусмотрены определенные ограничения при осуществлении прокурорского надзора в данном направлении. Перечень сведений, которые могут быть представлены прокурору (при определенных условиях) содержится в ст. 21 Закона об ОРД. В ч.З данной статьи прямо указывается на то, что сведе­ния о лицах, внедренных в организационные преступные группы, о штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиден­циальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов ор­ганами, дознания определены Законом о прокуратуре РФ, законом обОРД (в части в которой ОРД осуществляется в рамках уголовного судопроизводства), Уголов­но-процессуальным кодексом, а также ведомственными актами Ге­нерального прокурора РФ. Надзор охватывает законность деятель­ность всех существующих в РФ органов, осуществляющих дознание, а также принимаемых ими решений. Также установлены определён­ные рамки прокурорского надзора. Во-первых, надзор прокурора касается законности как процессуальных, так и непроцессуальных аспектов и осуществляется в рамках УПК РФ, закона обОРД РФ и Закона о прокуратуре РФ. Указа­ния надзирающего прокурора для органа дознания являются обяза­тельными.

Пределы надзора за ОРД:

Законодательно также определены пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

1. Вопросы, касающиеся организации, тактики, методов и средств осуществления ОРД, в предмет прокурорского надзора не входят.

2. Законность привлечения граждан к содействию на кон­фиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляю­щими ОРД, прокурор проверяет исключительно при нали­чии жалоб граждан.

3. Сведения об используемых или исполь­зованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об орга­низации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подле­жат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

4. В пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений федерального законодательства об ОРД. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях поднадзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать положения этих документов.

5. Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам (например, вследствие обнаружившейся его некомпетентности).

6. Прокурор не вправе своим решением отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего ОРД.

7. Прокурор не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

8. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

9. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

10. В ходе проведения надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор должен изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

 

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов ор­ганами, осуществляющими предварительное следствие, определены Законом о прокуратуре РФ; УПК РФ; ведомственными актами Ге­нерального прокурора РФ. Надзор охватывает законность деятель­ности всех существующих в РФ органов, осуществляющих предва­рительное следствие, а также принимаемых ими решений. Законом установлены определённые рамки прокурорского надзора. Во-пер­вых, надзор прокурора касается исключительно процессуальных аспектов, осуществляется лишь в рамках УПК РФ и Закона о проку­ратуре РФ. Вмешиваться в организационно-распорядительную де­ятельность органов, осуществляющих предварительное следствие, прокурор не имеет права; во-вторых, Указания надзирающего про­курора не всегда являются безусловными, так как могут быть обжа­лованы вышестоящему прокурору.

1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Прокурор не может давать следователю (в отличие от дознавателя) письменные указа-ния о направлении расследования, производстве процессуальных действий ранее того момента, когда уголовное дело поступило к прокурору с обвинительным заключением; не дает согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, производстве процессуальных действий, допустимых только на основании судебного решения. Прокурор не может отстранить следователя от производства расследования, если следователь допустил нарушение норм УПК РФ; не разрешает заявленные следователю отводы. Отсутствие таких полномочий обусловлено процессуальной самостоятельностью следователя.

Самостоятельно отменять незаконные и необоснованные постановления следователя прокурор может только в случаях, прямо указанных в УПК РФ.

 

 

4. Источники нормативно-правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание, следствие.

 

Орд Правовое регулирование, при осуществлении надзора в дан­ном направлении прокурорской деятельности органы прокуратуры руководствуются Федеральным законом от 12.08.1995 № К4-ФЗ «ОбОРД ». Вопросам осуществления прокурорского надзора за исполнением Закона обОРД посвящены следующие ведомственные акты Генерального прокурора: Приказ Генеральной прокуратуры России от 15.02.2011 № 33 (в ред. от 28.01.2014) «Об организации прокурор­ского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД »; Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 (в ред. от 28.12.2007) «Об организации проку­рорского надзора за процессуальной деятельностью органов дозна­ния»; Приказ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разре­шении сообщений о преступлениях в органах дознания и предва­рительного следствия»; Приказ от 19.01.2010 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Приказ (совместно с МВД РФ) от 27.02.2010 № 70/122 «Об утверждении инструкции о порядке рассмо­трения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан»; Указание Генеральной прокуратуры РФ (совместно с МВД РФ) от 02.06.1993 № 315-16-93 «О введение в действие типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-опе­ративных групп по раскрытию убийств»; Указание Генеральной про­куратуры РФ и МВД РФ от 29.09.2008 № 215/69, 1/7818 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления надзора за исполнением Феде­рального закона «ОбОРД ».

Правовое регулирование. Прокурорской надзор за исполне­нием законов органами, осуществляющими дознание регулируется Законом о прокуратуре РФ, законом обОРД (в части, в которой ОРД осуществляется в рамках уго­ловного судопроизводства), Уголовно-процессуальным кодексом РФ, а также ведомственными актами Генерального прокурора РФ: Приказами Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 (в ред. от 28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессу­альной деятельностью органов дознания»; от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодей­ствию преступности»; от 15.03.2010 № 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозре­ваемым (обвиняемым) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам»; от 12.07.2010 № 276 (в ред. от 22.04.2011) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уго­ловного судопроизводства»; а также Указанием Генерального про­курора РФ от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подслед­ственной уголовных дел».

Правовое регулирование. Прокурорской надзор за исполнени­ем законов органами, осуществляющими предварительное следствие регулируется Законом о прокуратуре РФ; У1IKРФ; ведомственными актами Генерального прокурора РФ: Приказом Генерального проку­рора РФ от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского над­зора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»; Приказом от 05.09.2011 № 277 «Об организации про­курорского надзора за исполнением законов при приеме, регистра­ции и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; Приказом от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституци­онных прав граждан в уголовном судопроизводстве»; Приказом от 15.05.2010 № 209 (в ред. от 09.02.2012) «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодей­ствия коррупции»; Приказом от 09.02.2012 № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета РФ вне уголов­но-процессуальной сферы»; Приказом РФ (совместно с Минфином РФ) от 20.01.2009 № 12/Зн «О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов РФ при поступлении сведений об обра­щении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследова­ния»; Указанием Генерального прокурора РФ от 09.11.2011 № 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заклю­чении под стражу и продлении срока содержания под стражей»; Указанием Генерального прокурора РФ от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований зако­на о соблюдении подследственности уголовных дел».

 

5. Полномочия прокурора при проведении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание, следствие.

ОРД

Полномочия прокурора, реализуемые в данном направлении прокурорского надзора, представляют собой совокупность прав, предоставленных государством прокурорам всех уровней для осуществления надзора за исполнением законов органами осу­ществляющих ОРД.

Статья 30 Закона о прокуратуре РФ не содержит перечень пол­номочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. В п. 1 данной статьи говориться лишь о том, что пол­номочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, устанавливаются уголовно-процессуаль­ным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Основные полномочия при осуществлении надзора за исполне­нием законов органами, осуществляющими ОРД, указаны в ст. 21 Закона об ОРД. Однако в ней не изложены все полномочия проку­рора при осуществлении надзора за исполнением закона в данном направлении прокурорской деятельности. В связи с этим перечень указанных полномочий прокурора закрепляется приказами Гене­рального прокурора РФ, основанных на положениях Закона о про­куратуре РФ. Кроме того, УПК РФ определяет полномочия прокуро­ра по надзору за законностью процессуальных органов дознания и предварительного следствия. Данные полномочия также могут быть использованы при осуществлении прокурорского надзора в данном направлении деятельности. При этом, Указания Генерального про-курора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре РФ).

К полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, относятся полномочия:

1. по выявлению нарушений законов;

В ходе проведения проверок прокурор обладает полномо-чиями (полномочиями по выявлению нарушений закона) знакомиться с: подлинными оперативно- служебными документами, включая дела оперативного учета, мате-риалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств; учетно-регистрационной документацией и ведомственными норма-тивными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий; иными оперативно-служебными документами, необходимыми для осуществления надзора.

2. направленные на устранение нарушений законов, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного вреда;

Прокурор по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных долж­ностными лицами органов, осуществляющих ОРД, обязан (полномочия по реагированию на нарушения закона):

— предъявлять письменные требования и давать пору­чения по делам оперативного учета и иным оперативно- служебным материалам об устранении нарушений закона;

— решать вопрос об опротестовании незаконных и не- обоснованных постановлений руководителей органов, осу­ществляющих ОРД, в том числе и о передаче результатов ОРД следователю, дознавателю, руководителю следствен­ного органа, органу дознания, в суд;

— ставить вопрос об отмене незаконных и необоснован­ных постановлений следователя (органа дознания) о воз­буждении уголовного дела, вынесенных в порядке реализа­ции результатов ОРД;

— решать вопрос об опротестовании противоречащих закону правовых актов руководителей органов, осущест­вляющих ОРД;

— решать вопрос о внесении представлений об устране­нии нарушений закона, допущенных сотрудниками и долж­ностными лицами органов, осуществляющих ОРД, в кото­рых требовать их отстранения от дальнейшего участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий по кон­кретным делам оперативного учета и иным оперативно- служебным материалам, а также требовать прекращения проведения оперативно-розыскных мероприятий, ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных мате­риалов;

— при выявлении в ходе проверки повода и основания для возбуждения уголовного дела, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, ставить вопрос о вынесении мотивированного постановления о направлении соответствующих материа-лов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам допущен-ных нарушений уголовного законодательства.

 

3. по привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" к полномочиям прокурора по выявлению нарушений законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, относятся:

● право проводить проверки исполнения законов;

● право требовать представления оперативно-служебных документов;

● право требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона

Дознание:

Полномочия прокурора, реализуемые в данном направле­нии прокурорского надзора, представляют собой совокупность прав, предоставленных государством прокурорам всех уровней для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание. В соответствии с положением ст. 30 Закона о прокуратуре РФ полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, ох­ватывают процессуальную деятельность органов дознания, уста­навливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и иными федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регу­лирования, являются обязательными для исполнения. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания, является властно-распорядительными - императивными, контролирующими процессуальную деятельность органов дозна­ния. Этим они отличаются от полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознаниями и предварительного следствия, относящихся к надзорным полномочиям.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за испол­нением закона, органами, дознания, подразделяющиеся на следую­щие группы:

полномочия по выявлению нарушений закона;

полномочия по реагированию на правомерные процессуаль­ные действия органов дознания;

полномочия по реагированию на выявленные нарушения закона;

К первой группе полномочий относятся право:

проводить проверки исполнения законов данными органами;

- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37);

- по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2.1 ст. 37);

- право получать письменные объяснения с должностных лиц и иных сотрудников, осуществляющих, дознание по поводу выявленных нарушений закона.

Ко второй группе относятся право:

- утверждать обвинительный акт, обвинительное постановление по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37);

- давать дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела частно-публичного или частного обвинения в случаях, когда отсутствует заявление потерпевшего или его законного представителя и преступление совершенно в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК РФ);

- по ходатайству дознавателя продлять срок проверки сообщения о преступлении свыше 10 суток до 30 суток, при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения ОРМ, с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ч. Зет. 144 УПК РФ);

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 13 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

К третьей группе относятся право:

- выносить мотивированное постановление о направлении материалов, содержащих сообщения о преступлении, в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора (п. 6 ч. 2 ст. 37);

- возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта, обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- в необходимых случаях поручать производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ), а также давать письменные указания о передаче уголовного дела для производства предварительного следствия в порядке ч. 4 ст. 150 УПК РФ;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве необходимых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37, ч. 1 ст. 67 УПК РФ);

- отстранять дознавателя от производства расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела (п. 10 ч. 2 ст. 37 У11К РФ);

- продлевать сроки дознания (ч.ч. 3-5 ст.223 УГ1К РФ);

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- в случае установления оснований возобновления дознания, предусмотренных ст. 211 УПК РФ, прокурор выносить постановление о возобновлении дознания по уголовному делу (ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ);

- при утверждении обвинительного акта, своим постановлением исключить из обвинительного акта отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое (ч. 2 ст. 226 УПК РФ);

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом (п. 8.1 ч. 2 ст. 37);

- передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю СК России с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 сг. 37 УПК РФ) При наличии в уголовном деле, находящемся в производстве органа дознания, сведений о совершении преступлений организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями) руководитель органа прокуратуры безотлагательно изымает дело и передает его следователю (п. 1,4 Приказа от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности»);

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

В соответствии с ч.5 ст. 21 УПК РФ прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Следствие:

Полномочия прокурора, реализуемые в данном направле­нии прокурорского надзора, представляют собой совокупность прав, предоставленных государством прокурорам всех уровней для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. В соответствии с положением ст. 30 Закона о прокуратуре РФ полномочии прокуро­ра при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и иными федеральными законами.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона, органами, осуществляющими предварительное следствие, подразделяющиеся на следующие группы:

- полномочия по реагированию на правомерные процессуальные действия органов осуществляющих предварительное следствие;

- полномочия по выявлению нарушений закона;

- полномочия по реагированию на выявленные нарушения закона; К первой группе полномочий относятся право:

-утверждать обвинительное заключение по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 221) УПК РФ);

- утверждать постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (ч. 5 ст. 439 УПК РФ);

Ко второй группе относятся право:

- проводить проверки исполнения законов данными органами;

- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2.1 ст.37 УПК РФ);

- право получать письменные объяснения с должностных лиц и иных сотрудников, осуществляющих, предварительное следствие по поводу выявленных нарушений закона.

Прокурор систематически, (но не реже одного раза в месяц), проводит выездные проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях с проведением сверки данных, содержащихся в КУСПах, книгах регистрации обращений граждан, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ, с использованием сведений медицинских учреждений, страховых компаний; государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органов, информации, содержащейся в поступивших в прокуратуру обращениях граждан (п.п. 1.1 и 1.3 Приказа от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»),

К третьей группе относятся право:

- выносить мотивированное постановление о направлении материалов, содержащих сообщения о преступлении в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (п. 3 ч. 2 УПК РФ);

-отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора (п. 6 ч. 2 УПК РФ);

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч. 2 УПК РФ);

- передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю СК РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2.) Основаниями могут быть особая значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона (п. 1.3 Приказа от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»). Решение прокурора о передаче по подследственности сообщения о преступлении, зарегистрированного в КУСП должно иметь процессуальную форму постановления (п. 1,2 Указания Генерального проку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: