Вопросы к зачёту
1. Значение науки в истории человечества. Социальная роль науки.
2. Важнейшие особенности и различие естественнонаучного и гуманитарного знания.
3. Наука и миф. Зарождение и развитие естественных наук.
4. Естествознание в античности. Особенности и роль древнегреческой науки.
5. Естествознание в Средние века и в эпоху Возрождения.
6. Первая научная революция (XVI–XVII вв.) Рождение классической научной парадигмы.
7. Вторая и третья научные революции (XIX – ХХ в.) Неклассическая научная парадигма.
8. Четвертая научная революция (конец XX – начало XXI вв.) и «постнеклассическая» наука.
9. Особенности развития гуманитарного знания в отличие от развития естественных наук.
10. Смена научных парадигм в гуманитарном знании.
11. Зарождение и развитие гуманитарных наук. Гуманитарное знание в античности.
12. Гуманитарное знание в Средние века, в эпоху Возрождения и Новое время (классическая парадигма).
13. Эпоха романтизма и гуманитарное знание XIX – XX вв. (неклассическая парадигма).
14. Эпоха постмодернизма и гуманитарное знание XX – XXI вв. («постнеклассическая парадигма»).
15. Основы общенаучной методологии. Важнейшие особенности научной деятельности.
16. Общие требования к научной работе. Квалификация исследователя.
17. Понятие научной проблемы и ее роль в развитии науки.
18. Коллективная научная деятельность и нормы научной этики.
19. Основные принципы научного познания.
20. Средства научного познания и их характеристики.
21. Эмпирический уровень исследования. Методы-операции и методы-действия.
22. Теоретический уровень исследования. Методы-операции и методы-действия.
23. Роль наблюдения в эмпирическом познании. Разнообразие форм наблюдения.
|
24. Измерение. Разновидности измерительной шкалы.
25. Опытная работа и эксперимент. Основные требования к эксперименту.
26. Анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация; сравнение, обобщение, формализация.
27. Аналогия. Модели и моделирование в научном познании.
28. Доказательство в науке. Требования к научному доказательству.
29. Формально-логическое мышление. Индукция и дедукция.
30. Диалектический метод познания. Гегелевская триада. Законы диалектики.
31. Выявление противоречий и построение научных гипотез.
32. Построение научной теории. Дедуктивный и индуктивно-дедуктивный методы.
33. Научный процесс. Фазы, стадии и этапы научного исследования.
34. Выбор темы, формулирование целей, задач и методов исследования.
35. Выбор темы, формулирование целей, задач и методов исследования.
36. Разнообразие научных подходов и их характеристики.
37. Критерии оценки научных выводов.
38. Письменная научная работа: научная статья, эссе, монография; их особенности.
39. Учебные и квалификационные письменные работы: реферат, курсовая и дипломная работа, диссертация.
40. Устное научное выступление и его подготовка. Культура научной речи.
41. Научный диспут и нормы коммуникативной этики.
42. Фундаментальные особенности предмета гуманитарного знания.
43. Герменевтика и её история. Понятие герменевтического круга.
44. Основные идеи феноменологии. Понятие феноменологической редукции и «жизненного мира».
45. Феноменологический метод Р. Ингардена.
46. Понятие структурализма и семиотики. Разнообразие структуралистских методологий в гуманитарном знании ХХ в.
|
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература:
1. Андреев Г.И. Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Текст: Электронный ресурс] / Г.И. Андреев, В.В. Барвиненко, В.С. Верба. – Москва: Финансы и статистика, 2012. – 297 c. – URL: https://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=17228 (30.05.2016).
2. Батурин В.К. Философия науки: учеб. пособие: [рек...] / В.К. Батурин; Учеб.-метод. центр "Проф. учеб.", Науч.-исслед. ин-т образования и науки. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 303 с.
3. Философская антропология [Текст: Электронный ресурс] / Е.А. Батюта [и др.]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 275 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=275804 (30.05.2016).
4. Ивин А.А. Философия науки [Текст: Электронный ресурс] / А.А. Ивин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 557 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276781 (30.05.2016).
5. Ивин А.А. Что такое диалектика [Текст: Электронный ресурс]: философ. очерк / А.А. Ивин. – Москва: Директ-Медиа, 2012. – 246 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=84071&sr=1 (30.05.2016).
6. Ильин В.В. Теория познания. Социальная эпистемология. Социология знания [Текст: Электронный ресурс] / В.В. Ильин. – Москва: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. – 165 с. - https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=236301&sr=1 (30.05.2016).
7. Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки: учеб. для магистратуры: [доп...] / Г.Н. Кузьменко, Г.П. Отюцкий; Учеб.-метод. отд. высш. образования, Рос. гос. соц. ун-т. - Москва: Юрайт, 2014. - 450 с.
8. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие для магистров / С.А. Лебедев; Рос. акад. образования. - Москва: Юрайт, 2013. - 288 с.
|
9. Философская антропология: Человек многомерный [Текст: Электронный ресурс] / С.А. Лебедев [и др.]. – Москва: Юнити-Дана, 2012. – 352 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=117937&sr=1 (30.05.2016).
10. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. – Москва: Инфра М, 2014. – 407 с.
11. Линдгрен М. Философия в зеркале рациональности [Текст: Электронный ресурс] / М. Линдгрен. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2016. – 100 с.
12. Методология науки и антропология [Текст: Электронный ресурс] / Российская академия наук, Институт философии; отв. ред. О.И. Генисаретский, А.П. Огурцов. – Москва: Изд-во Ин-та философии РАН, 2012. – 289 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444490&sr=1 (30.05.2016).
13. Методология науки и дискурс-анализ [Текст: Электронный ресурс] / отв. ред. А.П. Огурцов. – Москва: Изд-во Ин-та философии РАН, 2014. – 287 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444502&sr=1 (30.05.2016).
14. Онтология и теория познания: вопросы и задания [Текст: Электронный ресурс]: практикум. – Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. ун-та, 2015. – 101 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364835 (30.05.2016).
15. Осипов А.И. Философия и методология науки [Текст: Электронный ресурс] / А.И. Осипов. – Минск: Белорусская наука, 2013. – 287 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230980 (30.05.2016).
16. Рузавин Г.И. Философия науки [Текст: Электронный ресурс] / Г.И. Рузавин. – Москва: Юнити-Дана, 2015. – 182 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561 (30.05.2016).
17. Светлов В.А. Философия и методология науки [Текст: Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Изд-во Сибир. федер. ун-т, 2011. – 768 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229639 (30.05.2016).
18. Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции [Текст: Электронный ресурс] / М.Е. Соболева. – Москва: Академический проект, 2014. – 160 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=220487&sr=1 (30.05.2016).
7.2. Дополнительная литература:
1. Аванесова Г.А. Методология анализа культуры, общества и человека в отечественном гуманитарном познании 19–20 веков / Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 5. – С. 83–96.
2. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: (критич. очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения) / Ю.М. Бородай. – Москва: Высш. школа, 1966. – 150 с.
3. Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: пособие для студентов вузов / М.С. Бургин. – Москва: Аспект Пресс, 1994. – 304 с.
4. Бухарин Н.И. Методология и планирование науки и техники: избр. тр. / Н.И. Бухарин. – Москва: Наука, 1989. – 344 с.
5. Васильев С.Ф. В поисках диалектики [Текст: Электронный ресурс] / С.Ф. Васильев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 127 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=274110&sr=1 (17.05.2017).
6. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы филос. герменевтики / Г.-Г. Гадамер. – Москва: Прогресс, 1988. – 699, [1] с.
7. Гончаров С.С. Введение в логику и методологию науки / С.С. Гончаров. – Москва: Интерпракс: Изд-во ин-та математики СО РАН, 1994. – 255 с.
8. Горохов А.А. Феноменология религии Мирчи Элиаде [Текст: Электронный ресурс] / А.А. Горохов. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. – 160 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=74664&sr=1 (17.05.2017).
9. Декарт Р. Рассуждение о методе для руководства разума и отыскания истины в науках / Р. Декарт. – Москва: Новая Москва, 1925. – 113, [2] с.
10. Захаров А.А. Учебный процесс в вузе с точки зрения герменевтики / А.А. Захаров // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 1. – С. 50–53.
11. Зотов А.Ф. Современная буржуазная методология науки / А.Ф. Зотов. – Москва: Изд-во МГУ, 1983. – 208 с.
12. История диалектики. Немецкая классическая философия [Текст: Электронный ресурс]. – Ростов-Ярославский: Мысль, 1978. – 365 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=39790&sr=1 (18.05.2017).
13. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. – Симферополь: Реноме, 2003. – 462 с.
14. Ковалева С.В. Философия как опыт становления культуры мышления: образовательный аспект / С.В. Ковалева // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 104–108.
15. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Москва: Прогресс, 1977. – 300 с.
16. Лебедев С.А. Философия науки: терминолог. словарь / С.А. Лебедев. – Москва: Академ. проект, 2011. – 269 с.
17. Лекторский В. А. Философия науки: проблемы исследования и преподавания / В.А. Лекторский, В.С. Степин // Вопросы философии. – 2006. – № 10. – С. 45–54.
18. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов – М.: Приор, 2001. – 423 с.
19. Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия: сб. науч. тр. / отв. ред. Б.А. Парахонский. - Киев: Наук. думка, 1990. – 160 с.
20. Логиновский С. С. К вопросу о границах научной методологии и специфике гуманитарных наук: на примере анализа позитивистского определения понятия «обряд» // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 4–7.
21. Метлов В. И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки – М.: Высш. шк., 1987. – 141, [2] с.
22. Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки: критический анализ буржуазной методологии науки – М.: Наука, 1983. – 176 с.
23. Орлов И. Б. «Человек исторический» в системе гуманитарного знания [Электронный ресурс] – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 193 c.
24. Основы теории познания: Учеб. пособие / ред. Б.И. Липский. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 334 с.
25. Попков Н. В. Философия как учебный предмет в системе высшего образования // Альма матер (Вестник высшей школы). – 2015. – № 10. – С. 14–17.
26. Проблемы методологии науки и научного творчества: [сборник статей] / под ред. проф. В.А. Штоффа и проф. А.М. Мостепаненко. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 181 с.
27. Пурынычева Г. М. Философская антропология. Идеи и теории мыслителей разных эпох и культур: хрестоматия [Электронный ресурс]. – М.: ПГТУ (Поволжский государственный технологический университет), 2012.
28. Пущаев Ю. В. Феноменология и диалектика в творчестве М.К. Мамардашвили и Э.В. Ильенкова [Электронный ресурс] – М.: Директ-Медиа, 2009. – 193 с.
29. Регионы России: «Общество знания» как условие реализации стратегии модернизации и инновационного развития: монография [Электронный ресурс] – М.: КНИТУ (Казанский национальный исследовательский технологический университет), 2013. – 276 с.
30. Рикёр, П. Очерки о герменевтике [Электронный ресурс] – М.: Директ-Медиа, 2007. – 559 с.
31. Рузавин Г. И. Методы научного исследования – М.: Мысль, 1974. – 237 с.
32. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного знания [Электронный ресурс] – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 561.
33. Соколов В. В. Историческое введение в философию: история философии по эпохам и проблемам: учебник. – М.: Академ. проект, 2004. – 911 с.
34. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания [Электронный ресурс]. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 192 с.
35. Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов – М.: Контакт – Альфа, 1995.
36. Столяров В. И. Диалектика как логика и методология науки – Москва: Политиздат, 1975. – 247 с.
37. Сулима И. И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. – 1999. – № 1. – С. 36–43.
38. Фазылзянова Г. И. Понимание как мыследеятельностная практика // Вопросы культурологии. – 2009. – № 1. – С. 23–27.
39. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. – М.: Инфра М, 2008. – 518 с.
40. Франк, Ф. Философия науки: связь между наукой и философией – М.: Изд. иностр. лит., 1960. – 543 с.
41. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности – М.: Магистериум: Касталь, 1996. – 446 с.
42. Фуко, М. Слова и вещи: археология гуманит. наук. – М.: Прогресс, 1977. – 488 с.
43. Хмелевская С. А. Система гуманитарного и социально-экономического знания [Электронный ресурс] / С. А. Хмелевская, В. А. Соломатин, С. В. Хмелевский. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 752 с.
44. Чепкасова Е. В. Герменевтический и феноменологический подходы к анализу текста // Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера»). – Новосибирск: ГПНТБ, 2010. – С. 187–192.
45. Шкода В. В. Оправдание многообразия: принцип полиморфизма в методологии науки – Харьков: Изд-во «Основа» при Харьков. ун-те, 1990. – 175, [1] с.
46. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования – М.: Знание, 1964. – 48 с.