Изучение репродуктивного поведения молодежи методом глубинного интервью




 

Репродуктивное поведение – система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Данное определение было предложено В.А. Борисовым в начале 1970-х годов. Позже этот исследователь, наряду с другими демографами, подошел к созданию теории репродуктивного поведения.

Были изучены многие аспекты репродуктивного поведения: роль контрацепции и абортов в динамике уровня рождаемости; соотношение биологического и социального в рождаемости; социальный характер потребности в детях; причины сокращения потребности семьи в детях до уровня малодетности; репродуктивные мнения, мотивы, установки; идеальное, желаемое и ожидаемое число детей как индикаторы репродуктивного поведения и другие.

При изучении репродуктивного поведения в основном упор делают на использование социологических опросов. При изучении репродуктивного поведения молодежи автор делает упор на использование метода глубинного интервью.

Глубинное интервью – это слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

Причины использования глубинного интервью заключаются в следующем:

во-первых, обсуждается тема, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ другого респондента (применение абортов и т.п.);

во-вторых, автору хотелось бы преодолеть тенденции выражать респондентов широко распространенные, социально приемлемые точки зрения;

в-третьих, получение лонгитюдной информации на каждого респондента (этапы планирования заведения детей);

в-четвертых, тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (личные финансы, заболевания);

в-пятых, необходимо обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его репродуктивного поведения.

Интервью проводилось в виде свободной беседы на интересующую тему, в ходе которого автор получил от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам, связанными с репродуктивным поведением и установками. Длительность глубинного интервью составляла от 30 до 50 минут (в зависимости от сложности темы для конкретного респондента, а глубина ответа респондента на изучаемый вопрос).

Глубинное интервью проводилось в нейтральной обстановке (дома у респондентов «с глазу на глаз», без присутствия членов семьи). Интервью записывалось на листик, так как все респонденты отказывались от использования аудиоаппаратуры.

Результаты социологического исследования, проведенного в 2007 году, показывают следующее. Респонденты считают, что для создания идеальной, счастливой семьи необходимо два ребенка, желательно разного пола. Респонденты подчеркивали, что количество детей зависит главным образом от желания молодежи иметь детей, а только потом от материальной поддержки государства.

Важнейшим фактором, влияющим на репродуктивные установки молодежи, можно считать материальный достаток в семье. Вот ответ одного из респондента: «Чем увереннее я буду стоять на ногах, тем больше детей будет в моей семье, главную роль играет мое желание и желание моего будущего мужа » (Ж, 20 лет, неполное высшее).

На вопрос о том, в каком возрасте мужчина может стать папой, а женщина – мамой, респонденты ответили так: «Как только полностью осознают ответственность за воспитание ребенка, его жизнь, за будущее семьи» (Ж, 19 лет, неполное высшее); «Мужчина в 27 лет, женщина в 25 лет уже должны иметь одного ребенка» (Ж, 19 лет, неполное высшее); «Думаю, оптимальный возраст – 20 – 35 (а можно и до 45) для женщин и 20 – 45 (а можно и больше) для мужчин. Ну, нижняя граница – это некий психологический барьер, после которого мужчины и женщины становятся более или менее ответственными… А верхний предел – ограничен лишь здоровьем и возможностью родить и воспитать «полноценного» ребенка» (М, 26 лет, высшее образование).

Респонденты отмечали, что желают, чтобы их дети жили в благополучной стране, где каждый человек представляет собой ценность, где соблюдаются права каждого гражданина.

Практически все респонденты сообщили, что хотели бы видеть своих детей счастливыми, здоровыми, обеспеченными материально. Следует отметить, что у большинства опрошенных респондентов идеальное и ожидаемое количество детей совпадает.

Каковы же факторы, влияющие на рождение желаемого числа детей? Большинство респондентов связывают количество детей с решением жилищного вопроса для своей семьи, и ждут от государства поддержки: «Материальный достаток в семье, наличие собственного жилья – одини из самых важных факторов. Надеюсь на государство в решении квартирного вопроса» (М, 26 лет, высшее образование)

Большинство респондентов отметили и такой фактор, как низкое качество медицинских услуг, а один респондент даже подчеркнул, что опасается похищения ребенка при рождении для продажи другим людям (криминальный фактор – продажа рожденных детей).

 


Заключение

 

Таким образом, результаты анализа социологического исследования отражают низкие репродуктивные потребности большинства респондентов. Согласимся с мнением респондентов, участвовавших в нашем исследовании, которые посчитали важным проводить пропаганду многодетности через СМИ и СМК для решения демографической проблемы. У большинства респондентов идеальное число детей (сколько всего детей хотели бы иметь респонденты) и ожидаемое число детей (сколько детей собираются иметь респонденты в реальных жизненных обстоятельствах) совпадает. Это означает, что если демографическая политика государства будет ограничиваться только пособиями и льготами, даже не такими мизерными, как до сих пор, то самое большее, чего она может достигнуть – это поднять уровень рождаемости с планируемого до желаемого.


Список литературы

1. Габидулина Р. (2008) Отцы глазами детей // Воспитание школьников. №10.

2. Паняева О. (2008) Специфика отцовского взаимодействия с ребенком // Воспитание школьников. №3.

3. Титова М.А. (2007) Социально-символическая интерпретация функции отца в процессе социализации ребенка // Вестник Московского государственного университета.

4. Батыгин Г.С., Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для высших учебных заведений. М., 2006.

5. Ольховиков К.М., Орлов Г.П., Категории социологии: образ мышления и словарь исследования // Социологические исследования, 2008, №2.

6. Кармадонов О.А., Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы // Социологические исследования, 2007, №1.

7. Кармадонов О.А., Семантика политического пространства: Опыт кросскультурного транссимволического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии, 2008, т. 1, №4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: