Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога.




План.

  1. Сущность пед. деятельности и ее основные виды.
  2. Структура пед. деятельности.
  3. Требования к личности педагога.
  1. Педагогическая деятельность - это вид социальной деятельности, направленный на передачу накопленного опыта от старшего поколению к младшему, создание условий для развития личности и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Цель педагогической деятельности связана с целями воспитания и соответствует потребностям общества. Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов.

 

Виды педагогической деятельности:

Основными видами педагогической деятельности традиционно являются воспитание и преподавание.

Воспитательная работа - это деятельность, направленная на создание воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития личности.

Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии – воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений.

Основными объектами педагогического воздействия являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.

Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Весь процесс педагогической деятельности сводится к решению множества задач разных уровней сложности, классов и видов. Причем, педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритмизации и зачастую требуют нестандартного эвристического решения, возникающего в процессе напряженной работы, включающий исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новой информации, преобразующийся в накопленный опыт.

Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности. В рамках воспитательной деятельности педагог должен организовать коллектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий педагога, он может лишь прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников. Оценить результат работы воспитателя довольно сложно, так как он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности подопечного.

Преподавание – это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников.

Сущность преподавания имеет более логичный характер. Преподавание или обучение обычно производится в специально организованных пространственных и временных рамках, поддается планированию, алгоритмизации и проработке, имеет четкие цели и соответствующие им задачи, а так же определенные критерии оценки их достижения.

Первичным в педагогической деятельности является все-таки воспитательная работа, в связи с этим при подготовке педагогов особое внимание уделяется формировании у них готовности к грамотной организации воспитательного и учебного процессов в совокупности с предметными знаниями.

Структура педагогической деятельности:

В педагогической деятельности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический.

1. Конструктивная деятельность предполагает:

а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

2. Организаторская деятельность предполагает:

а) включение учащихся в различные виды деятельности;

б) создание коллектива и организацию совместной деятельности.

3. Коммуникативная деятельность направлена на:

а) установление педагогически целесообразных отношений педагога с учащимися;

б) деловых отношений с другими учителями, с администрацией школы, родителями.

4. Гностическая деятельность связана с

а) с умениями приобретать новые знания, анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, структурировать, оценивать факты, явления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: