Тема 4. Модели стратегического выбора




Определение целей развития предприятия

Цели многослойны и образуют иерархичную структуру.

Цели:

ñ системы — общий знаменатель ожиданий, обладатели ключевых ресурсов, а также их достижение является условием осуществления этих ожиданий

ñ участников — непосредственные желание обладателей ресурсов, соответствующих некоторому уравню иерархии

Иерархия целей:

1. Персональная цель владельцев предприятия:

– положение предприятия на рынке и в обществе

– приращение капитала и дивиденды

 

2. Миссия предприятия

Миссия — обобщенное предназначение и направление развития

 

3. Персональные цели высшего руководства предприятия

положение предприятия на рынке и в обществе

персональные достижения

вознаграждение

социальный статус

 

4. Цели развития предприятия

5. цели подразделений предприятия — положение подразделений на предприятии

6. Персональные цели руководства подразделений

7. функциональные цели — положение и и эффективность функционирования каждого функционального подразделения

8. Персональные цели руководства функциональных подразделений

9. тактические цели — эффективность действий и достижения в краткосрочном периоде

10. Цели работников предприятия — личное положение, удовлетворенность работой, карьера и т. д.

 

Характеристики, учитывающие при построении иерархии целей предприятия:

ñ цель более низкого уровня должна быть подцелью более высокого уровня

ñ цель более высокого уровня должна ориентироваться на более длительный период времени

ñ цель конкретного подразделения должна быть соотнесена с делигированными властными полномочиями руководителя подразделений

ñ цели могут быть только качественными и не иметь количественной оценки

ñ иерархия целей — величина непостоянная, нуждается в корретировке по мере необходимости (меняется мотивация)

Характеристика целей развития предприятия

Группа 1. Направление развития предприятия

- лидерство на рынке

- распространение на рынке

- обслуживание потребителей

 

Группа 2. Цели, характеризующие эффективность функционирования системы

- рост

- прибыльность

Группа 3. Внутренние цели

- продуктивность (рентабельность)

- персонал

 

Группа 4. Внешние цели

- социальная ответственность (имидж, общественная активность, использование ресурсов, уровень благосостояния жителей местности, где расположено предприятие).

 

В зарубежных странах (США, Великобритания) основные показатели целеполагания:

доход на акцию, прибыльность, то есть финансовые показатели

В Японии — объем продаж

 

Специализированные компании делают упор на показатели роста и увеличения доли на рынке, а диверсифицированные — на прибыль

 

Факторы, от которых зависят показатели целеполагания:

1. Степень проработанности плана

2. форма собственности

3. тип предприятия

4. размер предприятия

 

Требования к целям:

1. Достижимость (нельзя ставить нереальные цели)

2. Гибкость (цели должны быть готовы к адаптации к внешним изменениям)

3. измеримость

4. стимулирование на достижение желаемого состояния как предприятия в целом, так и отдельных сотрудников

5. Ирархичность построения целей развития

6. Четкость формулировок, понимание каждым работником целей

 

Требования к целеполаганию:

1. Ориентированность на тенденции внешне-деловой окружающей среды

2. Скоординированность целей между собой

3. Обеспечение возможности разработки конкретных планов действий, а также контроля за их реализацией

 

Причины, по которым могут переформулироваться цели:

ñ Желания, оценки и ожидания руководства могут изменяться во времени

ñ Объективные изменения в жизненном цикле продукта, предприятия, отрасли, национальной экономики

ñ неправильно сделанный прогноз

ñ изменения, происходящие в группах стейкхолдеров

 

Тема 4. Модели стратегического выбора

1. Матрица возможностей Игоря Ансоффа (по товарам, рынкам)

2. Типовые конкурентные стратегии по Майклу Портеру

3. Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта

4. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятиях

 

1. И. Ансофф

   
   

 

По вертикали: товары новые → существующие

по горизонтали: рынки существующие → новые

Эта матрица предназначена для выбора из четырех стратегий для сохранения или увеличения доли рынка. Выбор стратегии развития зависит от степени насыщенности рынка и возможности предприятия постоянно обновлять свое производство.

1. Стратегия проникновения на рынок. Показывает направленность стратегии предприятия на существующие продукты и рынки

2. Стратегия развития рынка. Показывает направленность стратегии на развитие рынков, на создание новых рынков для уже выпускающейся продукции

ñ разработка новых параметров и модификаций продукта и разработка новых областей применения товара

ñ увеличение рыночной сегментации

ñ выявление новых групп потребителей для модифицированной продукции

ñ увеличение применения товара существующими пользователями

ñ изменение маркетинговой стратегии

 

3. Означает направленность стратегии на разработку новых продуктов для сложившихся или давно освоенных рынков

4. Стратегия реверсификации. Чаще всего применяется в том случае, если компания хочет уйти от зависимости от одного вида товара, от затухающего рынка

 

Модель Стейнера / матрица рынок — продукт

 

Рынок → Существующий Новый (связан с существующим) Новый
Продукт
существующий Низкий риск   Высокий риск
Новый (связан с сущ)      
новый Высокий риск   Чрезмерно высокий риск

Матрица Стейнера показывает уровни риска и соответственный степень вероятности успеха при различных сочетаниях рынок-продукт, и может быть использована:

ñ для определения вероятности успешной деятельности при выборе той или иной стратегии

ñ для выбора между различными видами бизнеса, в том числе инвестициями для различных подразделений

 

2. М. Партер

Первая составляющая стратегического выбора на этой модели — конкурентное преимущества. Делится на 2 вида:

ñ низкие издержки

ñ дифференциация товара

Вторая составляющая — сфера конкуренции, на которую ориентируется фирма в пределах своей стратегии

Типовые конкурентные стратегии М. Портера

Широкая цель    
Узкая цель    
  Низкие издержки Дифференциация

 

1. Лидерство за счет экономии на издержках

2. Дифференциация

3. Фокусирование издержк

4. Фокусированная дифференциация

В основе концепции типовых стратегий лежит идея, что каждая стратегия основана на конкурентном преимуществе, и чтобы его добиться фирма должна обосновать и выбрать свою стратегию. Она должна решить какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно.

 

Средняя цена Лидер по издержкам Дифференциация

Прибыль  
 
 


Себестоимость

Прибыль   Себестоимость прибыль
    Себестоимость

 

Компании, которые желают получить конкурентное преимущество и доминировать на рынке, должны выбрать одну из дисциплин (принципов) и добиваться в ней совершенства:

1. Производственное совершенство (Mc Donalds, General Electric)

2. Лидерство по продукту (Microsoft, Reebok)

3. Близость к потребителю (IBM, Canon)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: