В чем заключается специфика разных видов фонографического письма: слогового, буквенно-звукового?




Наиболее древним является слоговой (силлабический) вид фонографии, который в настоящее время широко распространен в Индии и в Юго-восточной Азии. Среди алфавитов слогового письма центральное место принадлежит деванáгари, где существуют буквы, обозначающие слог, состоящий из одного гласного или из согласного в сочетании со звуком «а», другие гласные после согласных обозначаются дополнительными значками.
В семито-хамитских языках идеография развилась в консонантно-звуковое (лат. consonans, antis – coгласный звук) или консонантное письмо, т. е. буквы были введены для передачи согласных звуков. Это объясняется тем, что корень в этих языках состоит из трёх согласных, выражающих «идею» – лексическое значение. Огласовка (гласные) передаётся при помощи надстрочных, подстрочных (диакритических) знаков, а их различные схемы позволяют передать грамматическое и деривационное (словообразовательное) значение.
Родоначальником алфавитного письма считается финикийский алфавит, который был приспособлен греками (приблизительно в VIII в. до н. э.) для передачи как согласных, так и гласных звуков, причём были добавлены некоторые буквы. Данный вид письма получил название буквенно-звукового. Характерно, что вначале греки сохранили и направление финикийского письма – справа налево, затем использовали бустрофедон (как пашут быки: одна борозда в одну сторону, а другая, после поворота, – в противоположную) и только потом стали писать слева направо.

9.пиктограммы- графическое изображение, упрощенное с целью облегчения его визуального восприятия. Пиктограмма усиливает и характеризует черты изображаемого предмета или действия

«, ☺, b, $, (,

Идеограммы:

I, II, III, V, 1, 2, 3, 5., Υ, »,, Z, ™, @, ψ, ♣, ¯, s, $,, ©, π, %, №

10. а) фиксируют те или иные особенности звуковой оболочки слов(фонограммы)

б) образы, хотя бы и весьма приближенно передающие внешний облик обозначаемого;(пиктограмм)

 

в) условные знаки, для них даже отдаленное сходство с обозначаемыми предметами и явлениями не обязательно;

г) буквы обозначают согласные. (Консонантные алфавиты)

 

 

1. Что такое буква?

Бу́ква — отдельный символ какого-либо алфавита, графема.

Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи, но это необязательно.

У буквы может существовать несколько равнозначных вариантов написания, не меняющих её произношения и смысла.

2. Что такое алфавит?

Алфавит -это совокупность букв, принятых в письменности какого-нибудь языка и расположенных в определенном порядке.

В I веке нашей эры на территории Европы жили наши предки — племена славян, говорившие на древнем языке (учёные дали ему название праславянский язык). Со временем эти племена расселились на разных территориях, и их общий язык тоже начал распадаться: у праславянского языка образовались различные ветви. Одной такой ветвью был древнерусский язык — предшественник русского, белорусского и украинского языков.

Необходимость в письменности возникла у славян в IX веке с появлением таких государств, как Сербия, Болгария, Польша, Хорватия, Чехия. А когда на смену древнему язычеству пришло христианство (Русь приняла христианство в 988 году), необходимость в письменности возросла ещё больше (возникла потребность в экономических и культурных связях с другими государствами).

Наши далёкие предки славяне образовали древнерусскую народность, куда вошли восточнославянские племена полян, древлян, кривичей, вятичей. На территории, прилегающей к среднему течению Днепра, заселённой полянами, появилось могущественное государство — Киевская Русь. В VIII—IX веках, кроме Киева, образовались древнерусские города Псков, Чернигов, Полоцк, Смоленск, в которых развивались различные ремёсла. В Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги, написанные на старославянском языке. Этот язык сложился на основе переводов с греческого языка первых христианских книг и оказал большое влияние на развитие многих славянских языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский.

Люди уже пользовались некоторыми буквами греческого алфавита для счёта и письма, но его надо было упорядочить, систематизировать, приспособить к употреблению в новых условиях. Первая славянская азбука — кириллица — была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас.

Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Правда, настоящее его имя — Константин. Кириллом его нарекли незадолго до смерти, так как он постригся в монахи (а монахам после обряда пострижения даётся новое имя). Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью).

В 863 году Кирилл и Мефодий отправились с важным поручением в Великое княжество Моравское (территория современных Чехии и Словакии). Миссия братьев состояла в том, чтобы растолковать людям христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было сначала перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Вот потому и занялись Кирилл и Мефодий разработкой новой азбуки. Они создали даже 2 азбуки — кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты — вот почему эти языки так похожи.

Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. И современный русский язык тоже сильно отличается от старославянского и древнерусского языков.

Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления:

· юс большой и юс малый (они обозначали носовые гласные; эти звуки остались в польском и французском языках);

· вместо фиты и ферта мы используем букву ф;

· вместо зело и земля — букву з;

· вместо ять и есть — букву е;

· кси и пси.

Ну и конечно, многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже стали короче.

Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр.

У кириллицы было несколько видов начертаний. Долгое время (особенно у восточных славян) сохранялось уставное письмо, или устав: кириллические буквы писались прямо, одна отдельно от другой. Уставом писали в основном богослужебные книги. С течением времени устав заменился полууставом, который встречается в книгах XV—XVII веков. По образцу полуустава был отлит шрифт первых русских печатных книг.

Полуустав сменился скорописью, в которой первоначальное начертание кириллических букв значительно изменилось. Начиная со времени Петра I кириллица, из которой были исключены некоторые буквы, получила название русской гражданской азбуки. Так несколько видоизменённая кириллица легла в основу нашего современного алфавита.

Грамотность высоко ценилась на Руси. Из глубины веков дошли до нас памятники древней русской письменности: церковные книги, своды законов, деловые документы, летописи, литературные произведения. Старейшие сохранившиеся русские рукописные книги относятся к XI веку. Переписывание от руки в Древней Руси было единственным способом "тиражирования" книги и распространения её среди грамотных людей.

3. Как определяется графика? В чем различие между правилами графики и правилами орфографии?

Одна маленькая девочка написала: Тьотьа Катья сиводни я хадила в децкий cam там
есътъ Ножик. Она сделала ошибки двух видов. Написав тьа вместо тя и йо вместо ё, девочка нарушила правила о передаче на письме сочетаний мягкий согласный + гласный и сочетаний звук [j] + гласный Это — правила графики (от греч. «grapho» — «пишу»), А написания сиводни, хадила или cam нарушают правила орфографии. Разница между правилами графики и орфографии видна на двух примерах
Правило графики: звук [а] посте мягкого согласного передаётся буквой я, в остальных случаях — буквой а: алый, талый, тянет, ад. сад, сяду.
Правило орфографии: звук [а] передаётся буквой а, если в той же части слова (в той же морфеме) он соотносится с ударным звуком [а] (тащить — тащит), и передаётся буквой о, если в той же части слова он соотносится с ударным звуком [о] (топить — топит).
Чтобы выбрать букву для звука [а] в словах талый или сад, достаточно знать о его соседе слева — не мягкий ли это согласный; о значении же слова можно совсем ничего не знать. Получается, что правила графики подходят для любых слов.
Выбор буквы в словах тащить — топить определяют совсем другие условия. Надо разобраться, в какой значимой части слова этот звук находится, подыскать такое слово или форму того же слова, в котором в этой же морфеме звуку [а] соответствовал бы ударный гласный. Не понимая, что значит данное слово, его не передашь правильно!
Кроме того, в русском языке звуки в пределах слова оказываются в разных, неравноправных условиях — фонетических позициях. В одних они различаются со всеми другими звуками — это с ил ъные позиции; в других условиях различаются не все звуки — это слабые позиции.
Для гласных, например, сильная позиция — под ударением. В этом «привилегированном» положении различаются все гласные: мал, мол, мил, мул, мел. В слабых же позициях со звуками происходят странные превращения. Например, ударный звук [о] в первом предударном слоге после твёрдых согласных меняется на [а]: саль — с[а.]лить, тонет — тЩнутъ; после мягких [о] меняется на звук, близкий к [и]: тёплый — [т'и]плёть, лёд — [л'и]док.
Такая мена, или чередование звуков, приводит к тому, что звуки, различающиеся в сильной позиции, перестают различаться в слабой. Под ударением встречаются звуки [о] и [а], без ударения только [а]: в[6]ды, тр[6.]вы, но в[гл]да, тр[а]ва. А после мягких согласных не различаются, совпадают в одном звуке [и] целые четыре звуковые единицы, различающиеся под ударением, — [о, а, и, э]: [т'и]плётъ, [т'и]нутъ, [п'и]ля, [д'ш]/ш, но [т'6]плый, [г'з]нет, [п'и]тъ, [ц,'э]ло.
Согласные звуки в русских словах тоже находятся в неравноправных условиях, в разных фонетических позициях. Перед гласными, например, различаются все парные по звонкости/глухости согласные (сильная позиция)-роза — носа, сады — коты; в конце слова парные по звонкости/глухости согласные не различаются (слабая позиция): много ро[с], мокрый но[с], са[т], ко[т].
Из-за слабых позиций могут путаться целые слова: сам и сом, но с[а\иа (непонятно, о чём речь: о соме или о самой), лес и лис, но л[и]са; луга и лука (род. п.), но лу[к]; плоды и плоты, но пло[т].
Поэтому-то правила графики — это правиконкретном слове передаваемый звук встретился. Они применимы к любым словам. Правила же орфографии определяют написание букв в зависимости от того, в каком слове, в какой морфеме этот звук встретился.
С правил графики обычно начинают обучать русской грамоте. Большинство детей уже в первом классе графических оашбок не делают. Правила орфографии — это второй этап овладения правописанием, и продолжается он, пожалуй, всю жизнь. Конечно, выучившись писать, мы применяем правила графики и орфографии одновременно, в зависимости от того, какое правило требуется, чтобы передать на письме данный конкретный звук.

3. Раскройте суть основных принципов орфографии.

Основным принципом русской орфографии является морфологический. Он определяет такое письмо, при котором сохраняется единообразное написание морфем (приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их звучания в том или ином случае.

Например, ход – ходить – находка – выход

Традиционное написание. По этому принципу слово пишется так, как оно писалось в старину или как в том языке, из которого оно заимствовано. Этот принцип иногда называется историческим, т.к. традиционные написания складывались исторически, некоторые из них могут быть объяснены действием исторических фонетических закономерностей.

Например, написание жи-, ши - отражают историческую мягкость шипящих ж и ш.

Иногда эти написания называют этимологическими, т.к. они отражают историю слов. Но традиционные написания не всегда отражают этимологию слов, а часто прямо противоречат ей:

завтр а к < завтр о к (за у тр о к, утро)

к а лач < к о лач (около)

ст а кан < ст о кан (сток, стечь)

Традиционный принцип написания состоит в сохранении написаний, не объяснимых с точки зрения современного произношения или современного строения слова. Эти написания запоминаются.

Фонетический определяет такое письмо, в котором буквами последовательно принцип обозначаются реально произносимые в каждом конкретном случаи звуки, т.е. опорой для правописания является произношение. Фонетический принцип используется в сербском, белорусском, частично в русском языках. По этому принципу в русском языке пишутся: а) конечные согласные в приставках на з/c: безоблачный, безрадостный, бесполезный;

б) правописание о или а, в приставке раз- – рас-, роз- – рос-

розыск – разыскать, россыпь – рассыпать; в) ы после ц: цыган, огурцы, синицын.

Дифференцирующее написание – это написание двух слов или форм, которые фонетически совпадают, но имеют разные значения, т.е. являются омофонами:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: