Целевые ориентиры Минобрнауки РФ
1) Создание современной инфраструктуры научных исследований
Число созданных при ведущих российских вузах инжиниринговых (практическое приложение научных знаний) центров для развития и коммерциализации (подчинение деятельности целям извлечения прибыли) научных разработок В 2013 году – 0 центров, в 2018 году – 25 центров.
2) П овышение международной конкурентоспособности российской науки
Доля публикаций российских исследователей в общем количестве
публикаций в мировых научных журналах, индексируемых (число, буквы или другая комбинация символов, указывающая место элемента в совокупности или характеризующая состояние некоторой системы, например показатель активности, производительности, развития, изменения чего-либо) в базе данных «Сеть науки» (Web of Science): В 2013 году–2,05 %, в 2018 году – 2,75 %.
3) П овышение кадрового потенциала российской науки
Средний возраст исследователей участников ФЦП (федеральные целевые программы) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы: В 2013 году – 49лет, в 2018 году –44 года.
4) Д оступность дошкольного образования
Размер очереди на места в дошкольных образовательных организациях по состоянию на конец соответствующего календарного года:
в 2013 году –329 тыс. мест; в 2015 году и далее –0 мест.
5) Эффективная система социализации детей и выявление молодых талантов
Удельный вес численности детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи от 5 до 18 лет: в 2013 году –59 %; в 2018 году – 71 %.
6) Создание условий для усыновления детей-сирот.
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: В 2013 году–121 тыс. человек, в 2018 году–60 тыс. человек.
7) Доступность образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе: В 2013 году –8 %, в 2018 году – 20 %.
8) Повышения качества общего образования
( Обеспечить соответствие школьного образования способностям и жизненным планам школьников и их семей, перспективным задачам развития России)
Повышение результатов участия российских школьников в международных сопоставительных исследованиях качества образования (по сравнению с результатами предыдущих раундов исследований): на 3 % в каждом следующем раунде исследований.
9) Повышения качества профессионального образования
Число российских университетов, входящих в топ 200 ведущих мировых университетов согласно одному из глобальных рейтингов: в 2013 году – 2 университета, в 2018 году – 8 университетов. Удельный вес численности обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования прикладного бакалавриата: В 2013 году –0 %, в 2018 году –25%.
Лекция 2.
Методологические основы и сущность государственного наукобразовательного стандарта второго и третьего поколения.
План лекции:
1.Личностно-ориентированное обучение как методологическая основа разработки образовательного стандарта.
2.Особенности педагогического инструментария контроля за выполнением требований ФОС ОО
Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: концептуальные подходы и методологическая основа.
В декларации прав ребенка говорится, о том, что ребенку надлежит давать образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию. С помощью этого он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Стандарты предназначены для того, чтобы быть:
1. Инструментом организации и координации системы образования, ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования.
2. Средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней в условиях перехода к непрерывной системе образования.
3. Фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества с другой.
4. Ориентиром создания современной инфраструктуры образования.
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, представляет собой совокупность трех систем требований к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения, к условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Структурные компоненты ФГОС. Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом. Определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, а также выступает в качестве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финансирования. В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела:: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.
Структурные компоненты ФГОС. Примерные (базисные) учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования, их положения имеют ориентирующий и некатегоричный характер. Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений.
Структурные компоненты ФГОС. Система гигиенических требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ отражает требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом данных о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении
Структурные компоненты ФГОС. Система оценки достижения требований стандарта отражает целевые установки функционирования и развития системы общего образования; в качестве объекта системы оценки определяет качество образования в широком его понимании.
Структурные компоненты ФГОС. Система требований к учебно - материальной базе пакет нормативных документов, регламентирующих создание информационно - предметной среды обучения и жизнедеятельности образовательного учреждения с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом. Он содержит перечни рекомендуемой учебной литературы и учебного оборудования, а также требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.
Структурные компоненты ФГОС. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описания целевых установок общего образования., Они выделенны на основе согласования потребностей личности, общества и государства. В общем образовании характеризуют планируемые результаты общего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания. Структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Структурные компоненты ФГОС. Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности организационно - педагогических условий реализации образовательного процесса. Включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и к их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса
Структурные компоненты ФГОС. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации основных образовательных программ. Структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования: кадровое обеспечение, финансово - экономическое обеспечение, материально - техническое обеспечение, учебно - материальное обеспечение, информационное обеспечение.
Структурные компоненты ФГОС. Универсальные учебные действия - в широком значении термин означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Образовательный стандарт по своему юридическому статусу – это система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям осуществления на всей территории Российской Федерации. Стандарт определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно - деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества.
В контексте системно - деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации является приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории.
Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения это:
1. Ключ к пониманию природы личности – не в самом индивиде, а в той системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри которой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь.
2. Разделенные совместные действия ребенка с взрослым и сверстниками порождают образ мира, обеспечивающий решение широкого круга жизненных задач.
3. На каждом этапе развития личности ребенка выделяется ведущая деятельность, определяющая индивидуальные особенности личности в конкретном возрасте.
4. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребенка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способностей и способов поведения человека.
5. Проектирование стандарта общего образования и определение структуры примерных образовательных программ с позиций системно - деятельностного подхода должно вестись с учетом четырех планов анализа целенаправленной деятельности, порождающей образ мира: мотивационно - ценностный, целевой, операциональный и ресурсный планы анализа.
6. В контексте системно - деятельностного подхода знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной деятельности. Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных целенаправленных действий.
7. В системно - деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность », а компетентность определяется как «знание в действии », проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.
8. Системно - деятельностный подход к образованию позволяет осуществляеть интеграцию компетентностного подхода и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках, так называемых ЗУНах.
Литература:
1.Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки.
2.Днепров Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования.
3. Романова Т.Т. Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: концептуальные подходы и методологическая основа.
Лекция 3.