МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Кафедра Информационных технологий и математики
Утверждено
на заседании кафедры
Протокол №1
от 28 августа 2014г.
«Теплотехника»
Темы заданий для контрольных работ и методические
указания по их выполнению
Направление 080200 «Менеджмент»
Пермь-2014
Методические рекомендации по выполнению
Контрольных работ и их тематика
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов студенты должны выполнить контрольную работу по дисциплине «Теплотехника» и представить ее к сроку, установленному учебным графиком.
Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов в ВУЗе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения поставленных задач.
Контрольная работа – это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определенной теме. Целью выполнения контрольной работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения поставленных задач.
Задачами выполнения контрольной работы являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по учебной дисциплине.
При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать способности:
|
- изучить и проанализировать теоретические вопросы курса;
- систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;
- самостоятельно решить предложенные задачи;
- логически обосновать и сформулировать выводы, относительно исчисленных показателей.
Предлагаемая контрольная работа по дисциплине «Теплотехника» ставит своей целью глубокий анализ и расчет процессов, протекающих в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), умение оценивать эффективность тепловой машины и влияние различных факторов на повышение ее коэффициента полезного действия. Решение этих задач необходимо для создания систем автоматического регулирования теплоэнергетических установок, при выполнении мероприятий по охране окружающей среды. Необходимо учитывать, что повышение термического К.П.Д. цикла теплового двигателя при увеличении максимальной температуры цикла может привести к увеличению токсичных веществ в продуктах сгорания.
Выполнение данной работы особенно целесообразно и полезно для студентов всех специальностей и направлений.
Правила выбора варианта контрольной работы, ее оформление и зачета
1. Работа выполняется на листах формата А4 по варианту, заданному преподавателем.
2. На обложке работы должны быть разборчиво написаны фамилия, имя, и отчество студента, факультет (институт), номер группы, название дисциплины (теплотехника), номер. В конце работы следует поставить дату ее выполнения и расписаться.
3. Номер варианта контрольной работы, которую выполняет студент, должен совпадать с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки.
|
4. Условия задач и исходные данные следует переписать. При решении задач нужно обосновать каждый этап решения исходя из теоретических положений курса. Решение задач и примеров следует излагать подробно, объясняя все выполненные действия и используемые формулы. Решение задачи должно доводиться до окончательного ответа, которого требует условие.
5. Вычисление всех величин проводить в развернутом виде: в формулы подставляются величины в системе СИ, результаты расчетов выдаются с указанными размерностями, точность расчетов каждой величины до 0,001.
6. Решения иллюстрируются аккуратно выполненными схемами и графиками с использованием редактора MS WORD и MS EXCEL. Построение циклов в vP и sT диаграммах выполнять миллиметровой бумаге (либо MS EXCEL) с расчетом промежуточных точек.
Основные положения
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и преобразование части выделившейся теплоты в механическую работу.
ДВС отличаются высокой экономичностью, компактностью, надежностью в эксплуатации, хорошей приспособляемостью к потребителю. К недостаткам ДВС по сравнению с паровыми и газовыми турбинами следует отнести ограниченную мощность, относительно высокий уровень шума, большую частоту вращения коленчатого вала при пуске, токсичность отработанных газов и ряд других. Однако, достаточно большой срок службы, малая масса ДВС, возможность соединения его практически с любым потребителем энергии позволяет широко использовать двигатели, как в стационарной теплоэнергетике, так и в транспортных установках, в сельскохозяйственных машинах, в авиации, на строительно-дорожных машинах.
|
Задачей термодинамического исследования цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания (ПДВС) является анализ зависимости основных показателей работы цикла от степени сжатия, природы рабочего тела, количества подводимой теплоты и способа ее подвода.
Основными циклами ДВС являются: цикл Отто (рис. 1), цикл Дизеля (рис. 2) и цикл Тринклера (рис. 3).
Параметрами цикла являются:
- степень сжатия рабочего тела (рис. 1,2,3);
- степень повышения давления (рис. 1,3);
(рис. 2) и (рис. 3) – степень предварительного расширения.
Важнейшими показателями работы ДВС, зависящими от параметров цикла и природы рабочего тела () являются:
- термический коэффициент полезного действия (КПД) (1), где qотв - количество тепла, отведенное от рабочего тела и переданное холодному приемнику тепла; qподв - количество тепла, подведенное к рабочему телу от горячего источника тепла;
- среднее цикловое давление, определяемое отношением работы цикла lц к рабочему объему цилиндра двигателя vh (рис. 3) (2), где ; .
Задание на расчетно-графическую работу
Четырехкомпонентная газовая смесь совершает один из циклов ДВС (рис. 1,2,3) по преобразованию теплоты в механическую работу. Начальные параметры рабочего тела (состояние 1): Р1 = 0,1 МПа, Т1 = 300 К.
Исходные данные к расчету цикла ДВС.
№ п/п | Тип двигателя | Состав смеси | ε | λ | ρ | n | ||||||||
Формула (наименование) компонента и его масса, кг | ||||||||||||||
Карбюраторный(V = const) | Воздух | 5,0 | N2 | 2,0 | O2 | 2,0 | H2O | 1,0 | 1,86 | - | 1,26 | |||
- " - | Воздух | 4,0 | O2 | 2,0 | N2 | 3,0 | CO | 1,0 | 1,73 | - | 1,27 | |||
- " - | Воздух | 3,0 | CO2 | 5,0 | H2O | 0,5 | N2 | 0,5 | 1,74 | - | 1,24 | |||
- " - | Воздух | 2,0 | N2 | 5,0 | CO | 1,0 | CO2 | 1,0 | 1,70 | - | 1,30 | |||
- " - | Воздух | 1,5 | N2 | 4,0 | CO2 | 3,5 | H2O | 1,0 | 1,83 | - | 1,22 | |||
- " - | Воздух | 3,5 | O2 | 2,0 | N2 | 3,5 | CO | 1,0 | 1,61 | - | 1,25 | |||
- " - | Воздух | 2,5 | CO2 | 5,0 | CO | 1,0 | H2O | 1,5 | 1,81 | - | 1,24 | |||
- " - | Воздух | 5,0 | O2 | 1,5 | N2 | 2,5 | H2O | 3,0 | 1,99 | - | 1,21 | |||
- " - | Воздух | 4,0 | CO | 2,0 | CO2 | 1,0 | H2O | 4,0 | 1,71 | - | 1,25 | |||
- " - | Воздух | 3,0 | N2 | 2,5 | CO | 1,5 | CO2 | 1,5 | 1,70 | - | 1,26 | |||
- " - | Воздух | 2,0 | H2O | 4,0 | O2 | 2,5 | N2 | 3,0 | 2,15 | - | 1,23 | |||
- " - | Воздух | 1,0 | CO | 1,0 | CO2 | 4,0 | H2O | 3,0 | 1,82 | - | 1,29 | |||
- " - | Воздух | 1,5 | O2 | 2,0 | N2 | 3,0 | CO | 4,0 | 2,06 | - | 1,22 | |||
- " - | Воздух | 1,1 | CO2 | 2,4 | H2O | 2,9 | O2 | 3,8 | 1,80 | - | 1,22 | |||
- " - | Воздух | 3,0 | N2 | 1,8 | CO | 1,9 | H2O | 1,0 | 1,93 | - | 1,26 | |||
- " - | Воздух | 4,6 | CO | 3,6 | N2 | 4,1 | CO2 | 3,5 | 2,20 | - | 1,25 | |||
- " - | Воздух | 4,1 | H2O | 2,9 | N2 | 0,6 | O2 | 3,4 | 1,74 | - | 1,24 | |||
- " - | Воздух | 3,9 | O2 | 1,2 | H2O | 4,7 | CO | 0,9 | 1,73 | - | 1,20 | |||
- " - | Воздух | 2,1 | O2 | 3,0 | CO | 1,6 | H2O | 3,8 | 1,69 | - | 1,30 | |||
Дизельный (P = const) | Воздух | 1,1 | CO | 0,6 | H2O | 4,1 | N2 | 4,5 | - | 1,54 | 1,28 | |||
- " - | Воздух | 4,7 | N2 | 1,8 | O2 | 3,2 | H2O | 4,3 | - | 1,59 | 1,27 | |||
- " - | Воздух | 0,5 | O2 | 2,3 | N2 | 3,3 | CO2 | 4,6 | - | 1,48 | 1,24 | |||
- " - | Воздух | 3,9 | H2O | 0,7 | N2 | 5,0 | O2 | 1,0 | - | 1,51 | 1,27 | |||
- " - | Воздух | 0,7 | N2 | 3,9 | CO2 | 2,8 | H2O | 3,0 | - | 1,62 | 1,28 | |||
- " - | Воздух | 2,8 | N2 | 4,2 | CO2 | 2,6 | CO | 2,2 | - | 1,30 | 1,22 | |||
- " - | Воздух | 4,0 | H2O | 0,6 | O2 | 0,7 | N2 | 0,6 | - | 1,44 | 1,20 | |||
- " - | Воздух | 3,2 | CO2 | 3,3 | H2O | 0,7 | O2 | 4,6 | - | 1,25 | 1,20 | |||
- " - | Воздух | 3,0 | N2 | 1,9 | CO | 2,9 | H2O | 3,7 | - | 1,45 | 1,25 | |||
- " - | Воздух | 3,3 | O2 | 2,0 | H2O | 1,7 | N2 | 3,8 | - | 1,59 | 1,29 | |||
- " - | Воздух | 1,7 | N2 | 1,5 | O2 | 2,0 | CO | 3,5 | - | 1,19 | 1,30 | |||
- " - | Воздух | 1,6 | O2 | 1,3 | N2 | 3,2 | CO | 4,5 | - | 1,54 | 1,21 | |||
- " - | Воздух | 2,8 | O2 | 4,3 | CO2 | 4,7 | H2O | 1,6 | - | 1,64 | 1,24 | |||
- " - | Воздух | 4,3 | H2O | 1,6 | N2 | 0,6 | CO2 | 1,6 | - | 1,49 | 1,27 | |||
- " - | Воздух | 2,3 | N2 | 3,9 | O2 | 3,4 | CO | 2,6 | - | 1,54 | 1,28 | |||
- " - | Воздух | 4,0 | CO2 | 3,3 | O2 | 4,9 | N2 | 2,9 | - | 1,52 | 1,30 | |||
- " - | Воздух | 1,2 | N2 | 1,9 | H2O | 1,5 | O2 | 3,6 | - | 1,56 | 1,25 | |||
- " - | Воздух | 3,5 | CO2 | 3,5 | N2 | 0,5 | H2O | 4,1 | - | 1,40 | 1,20 | |||
- " - | Воздух | 1,1 | CO2 | 2,0 | O2 | 2,8 | H2O | 1,9 | - | 1,30 | 1,23 | |||
- " - | Воздух | 2,6 | CO | 1,3 | H2O | 4,0 | N2 | 2,3 | - | 1,19 | 1,20 | |||
- " - | Воздух | 1,5 | CO | 3,5 | O2 | 3,3 | N2 | 4,3 | - | 1,28 | 1,21 | |||
Дизельный (смешанный) | Воздух | 3,0 | N2 | 3,8 | CO | 2,4 | H2O | 2,1 | 1,68 | 1,39 | 1,26 | |||
- " - | Воздух | 1,9 | CO2 | 1,4 | N2 | 2,5 | O2 | 4,2 | 1,65 | 1,53 | 1,24 | |||
- " - | Воздух | 4,3 | CO | 3,2 | CO2 | 2,2 | H2O | 2,5 | 2,02 | 1,42 | 1,29 | |||
- " - | Воздух | 3,5 | O2 | 2,4 | N2 | 3,0 | CO | 3,8 | 1,93 | 1,27 | 1,28 | |||
- " - | Воздух | 4,2 | CO2 | 2,8 | H2O | 1,2 | CO | 3,7 | 1,83 | 1,43 | 1,28 | |||
- " - | Воздух | 5,0 | N2 | 2,9 | CO2 | 2,9 | H2O | 1,3 | 1,85 | 1,33 | 1,23 | |||
- " - | Воздух | 3,3 | CO2 | 3,9 | N2 | 4,4 | H2O | 3,9 | 2,08 | 1,64 | 1,28 | |||
- " - | Воздух | 2,2 | CO | 3,5 | CO2 | 4,0 | N2 | 0,6 | 1,78 | 1,30 | 1,20 | |||
- " - | Воздух | 3,4 | H2O | 0,7 | CO2 | 0,6 | N2 | 3,4 | 1,75 | 1,34 | 1,30 | |||
- " - | Воздух | 2,6 | H2O | 0,8 | CO2 | 2,3 | O2 | 3,3 | 2,17 | 1,60 | 1,21 | |||
- " - | Воздух | 4,9 | H2O | 0,5 | N2 | 1,3 | CO | 1,0 | 1,78 | 1,54 | 1,29 | |||
- " - | Воздух | 2,5 | H2O | 1,4 | N2 | 3,3 | O2 | 0,5 | 1,62 | 1,18 | 1,26 | |||
- " - | Воздух | 2,7 | O2 | 4,4 | H2O | 2,8 | N2 | 2,8 | 2,2 | 1,55 | 1,24 | |||
- " - | Воздух | 3,0 | CO | 0,6 | CO2 | 4,4 | H2O | 2,3 | 1,75 | 1,18 | 1,22 | |||
- " - | Воздух | 3,5 | H2O | 1,1 | CO | 2,2 | O2 | 0,8 | 1,92 | 1,39 | 1,26 | |||
- " - | Воздух | 4,0 | N2 | 4,3 | CO | 1,4 | H2O | 1,7 | 1,64 | 1,38 | 1,25 | |||
- " - | Воздух | 1,9 | H2O | 2,7 | CO | 1,8 | O2 | 4,4 | 2,04 | 1,59 | 1,27 | |||
- " - | Воздух | 2,0 | H2O | 3,7 | O2 | 1,4 | CO2 | 1,1 | 1,77 | 1,16 | 1,22 | |||
- " - | Воздух | 1,7 | N2 | 2,7 | CO | 0,8 | O2 | 4,9 | 1,63 | 1,29 | 1,29 | |||
- " - | Воздух | 2,6 | H2O | 2,0 | O2 | 2,0 | CO | 1,6 | 1,95 | 1,16 | 1,27 | |||
Требуется выполнить
1) Провести расчет газовой смеси:
- определить массовый состав смеси;
- определить удельную газовую постоянную смеси R и ее кажущуюся молекулярную массу ;
- определить удельные массовые теплоемкости сp и cv и показатель адиабаты .
2) Провести расчет термодинамических процессов, составляющих цикл. Определить:
- параметры состояния газовой смеси (P,v,T) в характерных точках цикла;
- количество работы в каждом процессе;
- суммарное количество работы за цикл lц;
- количество теплоты в каждом процессе;
- суммарное количество теплоты, подведенное в цикле qподв;
- суммарное количество теплоты, отведенное в цикле qотв;
- термический кпд цикла ηt и кпд цикла Карно (ηк) в интервале температур цикла;
- среднее цикловое давление Pt.
3) Определить характер зависимости ηt и Pt от степени сжатия ε.
4) Определить характер зависимости ηt и Pt от тепловой нагрузки цикла (от количества подведенной теплоты в цикле qподв).
5) Построить цикл в vP и sT координатах.
Пояснения к расчетам
1. В качестве рабочего тела в ДВС используется четырехкомпонентная смесь идеальных газов, подчиняющаяся уравнению Клапейрона-Менделеева
P·v = R·T (3) (для 1кг газа) или P·V = m·R·T (для m кг газа),
где – удельная газовая постоянная смеси, Дж/кг·град; m – «кажущаяся» молекулярная масса смеси, кг/кмоль.
Численные значения R и m находят через массовый (или объемный) состав смеси. В нашем случае: , Дж/кг·град; где - массовая доля i-го компонента; , кг – масса смеси; , Дж/кг·град – удельная газовая постоянная i-го компонента; , где - объемная доля i-го компонента.ё
Считая удельные массовые теплоемкости газовой смеси ср и сv независящими от температуры, расчет их проводим через массовый состав смеси и теплоемкости составляющих компонентов сpi и сvi с учетом их степеней свободы Ni: ,
где – Ni =3 для одноатомных газов; Ni =5 для двухатомных газов (в том числе для воздуха); Ni =6 для трехатомных газов.
Для смеси газов , кДж/кг·град; , кДж/кг·град (по уравнению Р. Майера).
Характерная точка цикла | Р, МПа | v, м3/кг | Т, К |
и т.д. |
2. Параметры состояния P,v,T для смеси в характерных точках цикла находятся через параметры цикла (согласно варианта) и уравнение состояния (3). Результаты расчетов представить в таблице
количество работы в процессах цикла определяется по соотношению , Дж/кг с учетом уравнения процесса;
количество теплоты в процессах цикла определяется по соотношению .
При (не зависит от температуры, но является функцией процесса) , Дж/кг;
термический к.п.д. цикла и цикловое давление находятся, соответственно, по формулам (1) и (2);
к.п.д. цикла Карно в интервале температур цикла находится по соотношению .
3. Для определения характера зависимости термического коэффициента полезного действия и среднего циклового давления цикла от степени сжатия необходимо преобразовать формулы (1) и (2), выразив и через параметры цикла. После преобразований получим: для цикла Отто () (4), (5);
для цикла Дизеля () (6), (7);
для смешанного цикла () (8),
(9).
Результаты зависимостей и представить таблично и графически. Сделать выводы.
4. Тепловую нагрузку в цикле Отто отражает параметр , а в циклах Дизеля и Тринклера – параметр .
Так как в реальных двигателях процесс расширения сопровождается теплоподводом, то его нельзя считать адиабатным. При расчете термического к.п.д. и циклового давления этот процесс рассматривается политропным с показателем политропы .
Обозначим термический к.п.д. и среднее цикловое давление в цикле с политропным расширением рабочего тела, соответственно, и . Тогда:
а) для цикла с изохорным и политропным подводом тепла (рис.4)
(10),
(11).
Для сравнения полученных результатов с показателями цикла Отто по формулам (4) и (5), осуществленного с тем же количеством подведенной теплоты , уточнить численное значение степени повышения давления (12),
рассчитать (Отто) и (Отто) и сделать выводы.
б) для цикла с изобарным и политропным подводом тепла (рис.5)
(13),
(14).
Для сравнения полученных результатов с показателями цикла Дизеля по формулам (6) и (7), осуществленного с тем же количеством подведенной теплоты , уточнить численное значение степени предварительного расширения (15), рассчитать (Дизеля) и (Дизеля) и сделать выводы.
в) для цикла со смешанным и политропным подводом тепла (рис.6)
(16),
(17).
Для сравнения полученных результатов с показателями цикла Тринклера по формулам (8) и (9), осуществленного с тем же количеством подведенной теплоты , уточнить численное значение степени предварительного расширения (18),
рассчитать (Тринклера) и (Тринклера) и сделать выводы.
5. Построение циклов в и диаграммах провести на миллиметровой бумаге (либо MS EXCEL) с расчетом и указанием на графиках промежуточных точек в каждом процессе.
При построении цикла в диаграмме рекомендуется значение энтропии в состоянии 1 условно принять равным 0 (). Тогда состояние 2 на диаграмме находится по значению температуры и величине (с учетом знака изменения энтропии). Расчет промежуточных точек для построения процесса производится по произвольно выбранной температуре в интервале и изменению энтропии . Аналогично строятся остальные точки и процессы.
Литература:
1. Теплотехника. Учебник для вузов, под редакцией д.т.н. А.М.Архарова, д.т.н. В.Н.Афанасьева. М., изд. МГТУ им. Баумана, 2004 г. - 711 с.
2. Теплотехника: Учебник для вузов / А.П.Баскаков, Б.В.Берг, О.К.Витт и др.; под ред. А.П.Баскакова - М.: Энергоиздат, 1982 - 264 с: ил.
3. Бальян С.В. Техническая термодинамика и тепловые двигатели. Учебное пособие для студентов неэнергетических специальностей втузов. Изд. 2-е, перераб. и доп.Л.,«Машиностроение»,1973. - 304 с.
4. Двигатели внутреннего сгорания, В 3 кн. Кн. 1 Теория рабочих процессов: Учеб./ Луканин В.М., Морозов К.А., Хачиян А.С. и др.; под ред. В.Н.Луканина - М.: Высшая школа, 1995. - 368 с: ил.
5. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей, Учебник для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д.Н.Вырубов, Н.А.Иващенко, В.И.Ивин и др.; под ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1983. - 372с: ил.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Факультет ______________________________