ИНСТРУКЦИЯ
О порядке действий в период до следственных проверок
ПРИМЕЧАНИЕ: Данная инструкция написана для тех, кто реально оказался в сложной ситуации, двусмысленность и неоднозначность которой может привести к негативным последствиям и нарушению прав личности.
ЕСЛИ Вы совершили правонарушение, то «вор должен сидеть в тюрьме» (Г.Жиглов/В.Высоцкий).
1) Принципиальные моменты:
1.1. Первое правило/фундамент – «Если во всех встречных видеть врагов, то Вы никогда не разочаруетесь».
1.2. С представителями органов нужно строить конструктивный диалог без «выпендрёжа». НО, смотри п.1.1. выше.
Будьте предельно корректны и вежливы. Субъективно-психологический момент имеет существенное значение для ситуации. Даже осознание правдивости своей позиции не должно вылиться в негатив в общении. Отключите все эмоции однозначно, как бы не хотелось повысить голос.
Уверенность в себе и полное спокойствие на 25% положительно влияют на окончательное решение.
1.3. Никто, ещё раз НИКТО, не будет за Вас заступаться, если дело «запахнет керосином». Рассчитывать нужно только на себя, особенно в вопросе предоставления доказательств. Например, предполагать, что мед учреждение выдаст следователю необходимые в Вашу защиту документы по своей инициативе, будет странно. Ограничатся только запрашиваемыми сведениями, а какую-то важную инструкцию пропустят.
1.4. Очень продуманно нужно вести диалог. Схема «спихну» на другого очень ограничена в реализации, по той простой причине, что в конечном итоге «на скамейке» могут оказываются все. Лучше давать согласованные пояснения, которые освещают всю ситуацию со всех сторон взаимно разъясняя слабые моменты.
|
2) Техническая часть в период до следственной проверки:
2.1. Редко, когда ситуация с органами возникает внезапно. Более или менее информация о заявлениях и проверках становиться известна заранее. Данная информация поможет заранее подготовиться, собрать необходимый материал в свою защиту.Хотя не суть важно и не особо критично.
2.2. Как только поступила информация о проведении проверки необходимо в обязательном порядке:
2.2.1. Получить у работодателя заверенные копии трудового договора, дополнительных соглашений к нему.
2.2.2. Получить копии должностных инструкций на свою должность желательно с датой заверения. Так же копии внутренних локальных нормативных актов (инструкции/положения/регламенты), которые как-либо касаются спорного вопроса.
2.2.3. Обязательно снять копии с медицинских документов, в том числе мед карты, журналов регистрации медицинских или иных действий и манипуляций.
2.2.4. Если имеются какие-либо методики, научные разработки, инструкции по спорному вопросу, распечатать их с «шапкой» документа в той части, прямо затрагивающей ситуацию.
Например, имеется методика лечения, утверждённая каким-либо органом. В рамках этой методики были проведены медицинские мероприятия, о чём имеется запись в медицинских документах. И то, и то нужно показать проверяющему. Мол вот методика, а вот в соответствии с ней мед журнал, все стыкуется между собой.
2.2.5. Со всех указанных документов сразу снять минимум 2 комплекта копий. Заверенные документы убрать подальше и никому их не давать в принципе. Не факт, что их случайно по умыслу потеряют/испортят/подменят, но перестраховаться стоит, это Ваша свобода. Везде оперировать только копиями с копий. Не хватило комплекта, сняли новый.
|
2.3. Если Вас вызвали к проверяющему лицу:
2.3.1. Проверку может провести любой контролирующий орган. В том числе и МВД, СК, прокуратура, даже ФСБ (хотя эти редко). Имеется совместный приказ между кучей органов о принятии и порядке проверки сообщений о преступлениях. И более того, палочная система вынуждает «гоняться» за перспективными материалами любой орган. Строка в отчёте «выявлено преступлений» каждого органа прямо пропорционально влияет на их взаимоотношения со своим руководством и объёму вазелина, используемому на совещаниях.
2.3.2. Обычно приглашают на беседу по телефону. Рекомендую «не ломаться», требуя повестки. Оно того не стоит. Тем более телефонное приглашение даёт пространство для манёвра по дате и конкретному времени беседы, и возможность заранее к ней подготовиться (см. п.2.2. выше).
Но, вполне обоснованно можно попросить проверяющего пригласить Вас телефонограммой через приёмную руководства, мол приказ/уволят. Здесь негатива не будет, да опять же дату/время можно согласовать заранее.
Не стоит забывать об уведомлении руководства о вызове для беседы, хотя тут каждый сам решает.
2.4. Представители/адвокаты/защитники – об этом ниже отдельным разделом. Слишком много. Но он нужен.
2.5. Свои пояснения нужно подготовить заранее. Письменно, на бумаге. Требуется выверить каждое слово, каждую фразу. Однозначно не стоит использовать двусмысленные слова и фразы. Данную бумагу распечатать в 2 экз. и держать при себе, а также на флешке, если большой текст.
|
При подготовке текста бумагу не жалейте. В тексте соблюдайте логику последовательности действий по времени. Стыкуйте свои действия со ссылками на конкретные пункты нормативов/инструкций/регламентов. Отнеситесь к этому документу как к дипломной работе.
Бумагу дайте прочитать человеку «не в теме», он увидит слабые моменты и укажет на них.
2.6. Если подготовиться не успели, а Вам «свалились на голову», как варианты:
2.6.1. Договориться по-хорошему о переносе беседы на другое время/дату.
2.6.2. Не получилось договориться - Вы имеете право отказаться от дачи объяснений в силу ст.51 Конституции РФ.
НО, при этом в бланке объяснении нужно написать что-то типа «Не согласен с предъявляемыми обвинениями. В настоящее время от дачипояснений отказываюсь. Пояснения будут даны «___»____20___г.».
Спорить «до крови» с сотрудниками не стоит, могут вполне законно забрать в отдел, а там уже и «стены против».
К указанной дате подготовиться по полной и не бегать от встречи.
2.7. По прибытии для беседы с Вами будет общаться сотрудник, проводящий проверку. Действительно, это не допрос, а «опрос» с фиксацией Ваших пояснений в бланке «Объяснения». Однако, легче от этого не становится.
Важно запомнить, что это объяснение потом будет читать руководитель следственного органа и принимать решение о возбуждении уголовного дела или отказе такового. Или как вариант, в случае если дело уже возбуждено, привлекать Вас в качестве подозреваемого/обвиняемого.
Однако могут вызвать и на допрос, если дело уже возбуждено, но это сути действий не меняеть.
2.8. При даче объяснений требуйте переписать свои пояснения дословно в бланк объяснения. Вы имеет на это право.
Корень ситуации в том, что: А) сотрудник (любой) не является специалистом в спорной области, и ориентируется на заключение специалистов/экспертов и бытовой опыт; Б) используемые сотрудником термины могут придать двусмысленность некоторым моментам, которые потом однозначно будут использованы в негативном ключе.
Если задают вопросы, ответы на них также выверять до запятой. В случае, если вопрос пересекается с ранее записанными пояснениями, то ответ формулировать в формате «В абзаце №_n_ мной дан ответ на этот вопрос, повторять не желаю».
2.9. Перед тем, как поставить подпись, внимательно прочитайте, что там написано. Не стесняйтесь делать замечания и требовать изменения в тексте. Если сотрудник отказывается внести изменения, то в графе «дополнения/замечания» не поленитесь написать свои замечания. (см. п.2.7 выше).
2.10. Пригласить могут не один раз. Текст на бумажке (см. п.2.5 выше) нужен для соблюдения последовательности пояснений и исключения расхождения и противоречий. Последнее важно, т.к. могут специально ставить вопросы в разных ракурсах, дабы подловить на расхождении.
2.11. Следует запомнить, что органы заточены на выявляемость преступлений. Поэтому строго руководствуйтесь в беседах п.1.1. настоящей инструкции. Распространённая ошибка полагать, что сейчас допросят/опросят в качестве свидетеля, и на этом закончится. Зачастую так и происходит, при допросе расслабляются, а на следующем уже допрашивают в качестве подозреваемого/обвиняемого.
Был случай в моей постправоохранительнойдеятельности когда следователь с «сочувствующим» видом начал записывать пояснения в негативном ключе. В таком случае сразу делайте вежливое, но настойчивое замечание. Вовремя сделанное замечание закончилось в данном случае отказным решением (не по специфике данной группы).
2.12. Напомню, что все пояснения должны быть последовательны и согласованы между собой.
Любое расхождение в негативную сторону, и даже при наличии пяти допросов в Вашу пользу, все органы, в том числе суд, будут читать только один из них - против Вас.
2.13. Не будет лишним и негативным, после окончания опроса подготовить заявление в адрес руководителя органа, проводящего проверку, с тем же текстом, что у Вас на руках. Но, это не должна быть жалоба, а именно заявление в формате «уведомляю Вас, что Вы проводите проверку, хочу сообщить, что я не виноват, а вот так….». с приложением копий всех документов.
Тактически это заявление просто приобщат к материалам проверки, а вот стратегически, оно создаст дополнительный психологический момент, что Вы знаете, что говорите, грамотно ссылаетесь на документы, и главное готовы защищаться.
2.14. По вопросу встречи с заявителями/пострадавшими нужно смотреть конкретные обстоятельства. Если адекватные, идут на диалог, и ситуация позволяет, то можно и встретиться, но только в общественном месте и конечно без скандала.
Если не идут на диалог, то не стоит.
Если отсутствие диалога увидели на месте встречи, то она сразу прекращается. Встречу проводить в присутствии третьих лиц и желательно под запись диктофона, дабы потом не обвинили ещё в чем-то предосудительном.
2.15. Если ВИНОВАТЫ, то см. ПРИМЕЧАНИЕ к шапке документа (Г.Жиглов).
2.16. Не стоит пытаться решить вопрос «кулуарно». Был прецедент, когда после пары таких попыток человека с подписки о невыезде переселили в камеру на 2 месяца. Все через судебное решение.
2.17. Не стоит прятаться от проверяющего за всякими «больничными» и тому подобное. Был прецедент, когда человека из больничной палаты, где он прятался, перевели переселили в камеру на 6 месяцев, со словами: - «здесь фельдшер есть».Все через судебное решение.