Порядок освобождения от акцизов




Государственное регулирование и налогообложение (акцизы) подакцизных товаров (табачных изделий и алкогольной продукции)

 

Табачные изделия

 

16 апреля 2012 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь N 5 "О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28", которым предусмотрено, что квотирование объемов производства табачных изделий осуществляется только для поставки на внутренний рынок. Соответственно производство табачных изделий, предназначенных для экспорта, осуществляется без ограничений.

Справочно.

Квоты на производство в 2012 г. табачных изделий утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2011 г. N 1745.

С 1 марта 2012 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. N 2 "О внесении дополнений и изменений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь" (далее - Декрет N 2).

Предусмотренные Декретом N 2 положения в большей мере коснулись табачной отрасли.

Основные правила производства и оборота табачных изделий определены Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28 "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий" (с изменениями и дополнениями; далее - Декрет N 28).

Во-первых, Декретом N 2 внесены дополнения в Декрет N 28, закрепляющие правовое обеспечение контрактного производства табачных изделий. В связи с этим предусмотрен ряд терминов и их определений:

организация - производитель табачных изделий - юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее предпринимательскую деятельность по производству табачных изделий на территории Республики Беларусь, в том числе по лицензионным договорам, для их реализации, а также выполняющее заказы на производство табачных изделий с последующей их передачей организации - заказчику табачных изделий;

организация - заказчик табачных изделий - юридическое лицо, владелец товарного знака (товарных знаков), размещающее у организаций - производителей табачных изделий заказы на производство табачных изделий под этим товарным знаком и приобретающее право собственности на изготовленные табачные изделия;

контрактное производство табачных изделий - производство табачных изделий, осуществляемое организацией - производителем табачных изделий на основном технологическом оборудовании, находящемся в ее собственности, хозяйственном ведении, в рамках утвержденной квоты на их производство с использованием собственного табачного сырья и вспомогательных материалов, а также вспомогательных материалов заказчика с последующей передачей организации - заказчику табачных изделий.

Следует обратить внимание, что данные термины и определения применяются для целей не только Декрета N 28, но и иных актов законодательства, регулирующих производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий. Контрактное производство табачных изделий, а также оборот и потребление табачных изделий, произведенных в рамках контрактного производства, осуществляется с учетом требований Декрета N 28.

Во-вторых, нормы Декрета N 28 по вопросам лицензирования приведены в соответствие с нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями; далее соответственно - Указ N 450 и Положение Указа N 450).

В связи с этим в Положении о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденном Декретом N 28 (далее - Положение Декрета N 28), предусмотрена новая редакция главы "Лицензирование производства и оборота (за исключением импорта и экспорта) табачного сырья и табачных изделий". Производство, розничная и оптовая торговля табачными изделиями, а также их хранение (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном законодательством порядке:

производство табачных изделий осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, с составляющей работой и услугой "производство табачных изделий";

оптовая торговля табачными изделиями и хранение табачных изделий (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются на основании специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с соответствующими составляющими работами и услугами "оптовая торговля табачными изделиями" и "хранение табачных изделий";

розничная торговля табачными изделиями осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями с составляющей работой и услугой "розничная торговля табачными изделиями".

Не лицензируется только оптовая торговля табачными изделиями собственного производства, осуществляемая организациями - производителями таких табачных изделий.

В-третьих, из Положения Декрета N 28 исключены нормы, определяющие перечень нарушений законодательства, при совершении которых у лицензиата аннулируются специальные разрешения (лицензии).

Данное исключение произведено в целях устранения коллизий с нормами Указа N 450.

Справочно.

Перечни грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, при установлении которых прекращается действие лицензии на деятельность, связанную с производством, оптовой торговлей, хранением и розничной торговлей табачными изделиями, определены в Положении Указа N 450.

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении деятельности, связанной с производством табачных изделий, являются (п.291 Положения Указа N 450):использование для маркировки табачных изделий поддельных акцизных марок;

производство фальсифицированной продукции;

отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность ввоза на территорию Республики Беларусь, покупку (поставку) табачного сырья;

производство табачных изделий из неучтенного табачного сырья;

неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд):

нарушение требований, установленных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к табачным изделиям по органолептическим, физико-химическим показателям, используемому сырью и показателям безопасности;

нарушение требований технологии производства табачных изделий;

нарушение требований законодательства об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации табачных изделий;

использование для производства табачных изделий сырья и материалов, не прошедших государственную гигиеническую регистрацию в случаях и порядке, установленных законодательством.

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении оптовой торговли табачными изделиями и их хранения (как вида предпринимательской деятельности) являются (п.376 Положения Указа N 450):

оптовая торговля табачными изделиями и (или) хранение таких изделий без акцизных марок Республики Беларусь, специальных марок, если маркировка указанных изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;

оптовая торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия указанных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

оптовая торговля табачными изделиями и (или) хранение таких изделий без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения (поставки).

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении розничной торговли табачными изделиями являются (п.413 Положения Указа N 450):

торговля табачными изделиями без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);

торговля табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка данных изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;

торговля табачными изделиями без наличия документов и (или)

маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществление розничной торговли табачными изделиями в местах, где

она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом;

наличие просроченной задолженности по расчетам за поставленные табачные изделия два раза и более в течение календарного года.

В-четвертых, Декретом N 2 введено определение термина "юридические лица", применяемого для целей Декрета N 28 и иных актов законодательства, регулирующих производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий.

Под юридическими лицами понимаются юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь.

Данное определение введено также в целях приведения норм Декрета N 28 в соответствие с нормами Указа N 450.

Справочно.

В Указе N 450 предусмотрена возможность осуществления оптовой торговли табачными изделиями и их хранения (как вида предпринимательской деятельности) не только юридическими лицами Республики Беларусь, но и иностранными юридическими лицами (иностранными организациями).

Алкогольная продукция

Декретом N 2 внесены также изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. N 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" (далее - Декрет N 11).

Изменения затронули правовое регулирование вопросов лицензирования алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. А именно из данного Декрета исключено Положение о государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. В исключенном Положении предусматривались перечни нарушений, при совершении которых у лицензиата аннулировались специальные разрешения (лицензии) на право производства и оборота (оптовая торговля и хранение) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также специальные разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками либо приостанавливалось их действие. Кроме того, нормами указанного Положения предоставлялось право на аннулирование таких специальных разрешений (лицензий) налоговым органам.

Справочно.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы лицензирования, Указом N 450, право аннулирования специальных разрешений (лицензий) налоговым органом не предоставлено. Перечни грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, при установлении которых прекращается действие специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством, оптовой торговлей, ранением и розничной торговлей алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией, определены в Положении Указа N 450.

В отношении деятельности, связанной с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий отнесены (п.291 Положения Указа N 450):

производство коньяков, бренди и коньячных напитков негосударственными юридическими лицами, не имеющими доли государства в уставном фонде либо с долей государства в уставном фонде 30% и менее;

производство плодовых вин с использованием этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных соков иностранного производства;

изготовление алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта при отключенных приборах учета этих продукции и спирта, либо при отсутствии таких приборов, либо с приборами учета продукции и спирта без средств контроля и (или) действующих поверительных клейм, либо с приборами учета продукции и спирта, не оснащенными фискальной памятью, соответствующей требованиям законодательства;

использование для маркировки алкогольных напитков поддельных акцизных марок;

производство фальсифицированной продукции;

отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта;

неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд):

нарушение требований, установленных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевому этиловому спирту по органолептическим, физико-химическим показателям, используемому сырью и показателям безопасности;

нарушение требований технологии производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта;

нарушение требований законодательства об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта;

использование для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта сырья и материалов, не прошедших государственную гигиеническую регистрацию в случаях и порядке, установленных законодательством.

В отношении оптовой торговли и хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий относятся (п.376 Положения Указа N 450):

оптовая торговля алкогольными напитками и (или) хранение таких напитков без акцизных марок Республики Беларусь, специальных марок и (или) специальных знаков, если маркировка указанных напитков этими марками, знаками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными, акцизными марками и (или) специальными марками;

оптовая торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия указанных напитков, продукции, спирта требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

оптовая торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом и (или) хранение таких напитков, продукции без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения (поставки).

В отношении розничной торговли алкогольными напитками к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий относятся (п.413 Положения Указа N 450):

торговля алкогольными напитками без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);

торговля алкогольными напитками без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка данных напитков этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;

торговля алкогольными напитками без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных напитков требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществление розничной торговли алкогольными напитками в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом.

К установленным в Республике Беларусь мерам государственного регулирования производства, оборота алкогольной продукции можно отнести:

ограничение субъектного состава участников рынка;

лицензирование;

квотирование производства;

установление требований к качеству и безопасности;

государственную регистрацию и обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства продукции. Данное оборудование должно принадлежать на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и должно использоваться с исправными и поверенными приборами учета данных продукции и спирта, включенными в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь или прошедшими метрологическую аттестацию. Эти приборы должны иметь установленные средства контроля, фискальную память, обеспечивающую долговременное хранение и защиту от несанкционированного изменения учетных данных, возможность подключения и совместной работы с IBM-совместимым компьютером, а также действующие поверительные клейма;

отпуск этилового спирта только по нарядам, выдаваемым уполномоченными органами;

регулирование цен;

установление акцизов;

маркировку алкогольных напитков акцизными марками, специальными марками, специальными знаками;

установление особого порядка расчетов при оптовой торговле алкогольной продукцией (только на основании двухсторонних договоров и через счета участников сделок);

маркировку сопроводительных документов на ввоз из стран Таможенного союза алкогольной продукции, а также ее вывоз в эти страны контрольными знаками;

обязательное сопровождение вывозимой (ввозимой) алкогольной продукции из стран Таможенного союза, а также вывозимой в эти страны;

декларирование объемов производства и оборота алкогольной продукции;

закрепление за государством исключительного права на осуществление импорта алкогольной продукции.

В 2012 г. по-прежнему сохраняется исключительное право государства на импорт алкогольных напитков.

Согласно подпункту 2-1.2 пункта 2-1 Декрета Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. N 3 "О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий", с изменениями и дополнениями, исключительное право государства на осуществление импорта алкогольной продукции не распространяется на импорт алкогольных напитков, относящихся к следующим видам:

шампанское (2204 10 110 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС));

вина виноградные (из 2204 21 ТН ВЭД ТС);

вермуты и виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или ароматических веществ в сосудах емкостью 2 л или менее (2205 10 ТН ВЭД ТС);

коньяки, в том числе изготовленные из коньячных спиртов, выдержанных более 10 лет (из 2208 20 ТН ВЭД ТС);

виски (2208 30 ТН ВЭД ТС);

ром (из 2208 40 ТН ВЭД ТС);

джин (2208 50 110 0, 2208 50 190 0 ТН ВЭД ТС).

При этом Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им республиканский орган государственного управления ежегодно определяет перечень алкогольных напитков, относящихся к указанным видам, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, с указанием:

для вин виноградных - минимальной цены производителя;

для иных алкогольных напитков - их наименований.

В свою очередь Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 6 июня 2011 г. N 713 уполномочил Министерство торговли Республики Беларусь определять такой перечень.

Перечень алкогольных напитков, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, на 2011 год установлен постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 7 июня 2011 г. N 25 (с изменениями и дополнениями; далее - Перечень 2011 г.).

Перечень алкогольных напитков, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, на 2012 год установлен постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 3 января 2012 г. N 1 (далее - Перечень 2012 г.). В Перечень 2012 г., как и в Перечень 2011 г., вошли алкогольные напитки высокой ценовой категории.

Перечень 2012 г. по отношению к Перечню 2011 г. дополнен некоторыми наименованиями алкогольных напитков, наименования отдельных из них уточнены.

Соответствия ввозимого алкогольного напитка условиям, указанным в Перечне 2012 г., недостаточно.

Право на осуществление импорта указанных алкогольных напитков имеют только юридические лица, размер сформированного уставного фонда которых составляет не менее 250000 евро.

При намерении юридических лиц, не являющихся победителями конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции, осуществлять в 2012 г. импорт алкогольных напитков необходимо установить соответствие наименования, страны происхождения, цены, выдержки алкогольного напитка указанным в Перечне 2012 г. и соответствие уставного фонда установленному цензу.

На алкогольные напитки иных наименований, не вошедшие в Перечень 2012 г. либо не соответствующие условиям по цене, выдержке, распространяется исключительное право государства на импорт алкогольных напитков, реализация которого осуществляется на общих условиях.

Соответственно импорт видов алкогольных напитков, не вошедших в Перечень 2012 г., вправе осуществлять только юридические лица - победители конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции.

Перечень 2012 г. вступил в силу со 2 февраля 2012 г.

Уже подготовлен и принят в первом чтении постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 4 ноября 2011 г. N 662-П4/IX проект Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта". В настоящее время ведется его подготовка ко второму чтению.

Законопроектом уточняется круг субъектов, которые имеют право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной и иной спиртосодержащей продукции:

право на осуществление производства указанной продукции имеют только юридические лица Республики Беларусь;

право на осуществление оптовой торговли и хранения помимо юридических лиц Республики Беларусь имеют иностранные организации;

индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную торговлю алкогольными напитками в объектах общественного питания и только в розлив.

Уточнены нормы Закона, касающиеся лицензирования в регулируемой сфере, а именно:

уточняются лицензируемые виды деятельности и их названия;

учтено, что не лицензируется:

розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукцией;

деятельность, связанная с производством пива с объемной долей этилового спирта 7% и более (такое пиво является алкогольным напитком);

в целях недопущения дублирования правовых норм в различных правовых актах из Закона исключены нормы, устанавливающие лицензионные требования и условия. Данные нормы предусмотрены Указом N 450 (единым документом о лицензировании);

нормы о лицензировании импорта алкогольной продукции и непищевого этилового спирта приведены в соответствие с законодательством Таможенного союза.

Законопроектом изменено понятие термина "алкогольная продукция". Данное изменение обусловлено тем, что с целью импортозамещения организациями республики начато производство новых видов алкогольных напитков (виски, ром, текила, кальвадос) из импортного сырья, ввозимого наливом.

Справочно.

Алкогольная продукция - коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки и пищевые спиртовые полуфабрикаты (виноматериалы, дистилляты, сброженно-спиртованные и спиртованные соки, настои, морсы и водно-спиртовые экстракты, концентрированные пищевые основы, ароматизаторы пищевые, коньяк наливом, виски наливом и иные) с объемной долей этилового спирта 7% и более.

Предлагается введение запрета на производство из этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных соков иностранного производства, не только плодовых вин, но и всей производимой в Республике Беларусь алкогольной продукции. Данное предложение обусловлено в том числе необходимостью ограничения ввоза в республику спирта иностранного производства.

Законопроектом внесены дополнения в порядок расчетов при оптовой торговле алкогольными напитками. По общему правилу расчеты при оптовой торговле алкогольными напитками должны осуществляться только на основании двухсторонних договоров и только через счета участников сделок. В связи с обоснованными обращениями субъектов законопроектом устанавливается возможность осуществления зачета стоимости возвращаемой отечественным производителям возвратной многооборотной тары в счет оплаты за отгруженные алкогольные напитки организациям розничной торговли.

Условием проведения такого зачета является наличие у организаций розничной торговли пунктов приема стеклянной тары или осуществление такими организациями приема стеклянной тары в торговом зале (автомагазинах).

Законопроектом вносятся изменения в порядок выдачи нарядов на отпуск спирта этилового:

предусмотрено, что наряды на отпуск этилового спирта не выдаются на отпуск остатков, образовавшихся в случае прекращения производства продукции, на которые был получен соответствующий спирт. Тем самым урегулирован вопрос отпуска остатков спирта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не являющимися производителями этого спирта и получившими его для собственных нужд;

предусмотрено, что наряды на отпуск спирта производителям могут выдаваться на основании заявлений покупателей по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт этого спирта. Наряд на отпуск спирта на экспорт выдается также и по заявлениям его покупателей - нерезидентов;

предусмотрены нормы о порядке рассмотрения заявлений о выдаче нарядов на отпуск спирта, их выдачи либо отказа в выдаче, а также прекращения действия таких нарядов.

Одновременно предусматривается запрет на использование этилового спирта на цели, не указанные в наряде или разнарядке.

В целях содействия экспорту алкогольной продукции законопроектом предлагается квотирование объемов производства продукции осуществлять только для поставки на внутренний рынок.

Законопроектом предусматривается отмена обязательного сопровождения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита через территорию Республики Беларусь. Одновременно в целях унификации белорусского законодательства с законодательством Российской Федерации вводится обязанность перевозки этилового спирта, перемещаемого транзитом, только железнодорожным транспортом при условии обязательного сопровождения в установленном порядке военизированной охраной Белорусской железной дороги.

Отменены требования по обеспечению обязательного сопровождения и маркировки сопроводительных документов контрольными знаками:

при ввозе алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции для использования в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках (в объеме не более 2,5 л каждого наименования) и для проведения сертификационных испытаний (в количестве, установленном техническими нормативными правовыми актами);

при ввозе образцов, ввозимых производителями алкогольной продукции для проведения оценки качества (испытаний) и органолептических показателей планируемой к поставке алкогольной продукции;

при вывозе таких товаров в указанных выше целях.

Внесены изменения в порядок формирования цен на оригинальные алкогольные напитки. Министерством экономики Республики Беларусь будут устанавливаться цены только на оригинальные алкогольные напитки крепостью свыше 28% (как того требует Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь", с изменениями и дополнениями).

Изменения коснулись и порядка декларирования объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта:

предлагается уполномочить Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь на утверждение не только форм балансов и деклараций, но и порядка их заполнения и представления;

уточняются реквизиты деклараций и балансов в соответствии с действующей практикой их представления в части источников поступления и целей использования алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в процессе их производства и оборота;

предусматривается изменение сроков представления деклараций (с 10-го числа на 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом);

разъясняется порядок представления балансов и деклараций в случае, если срок их представления приходится на нерабочий день. В таком случае днем окончания срока представления считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Проектом Закона предусмотрен ряд изменений, касающихся розничной торговли алкогольными напитками:

разрешается розничная торговля алкогольными напитками в автомагазинах, предназначенных для обслуживания жителей в сельских населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная торговая сеть. При этом условиями розничной торговли в таких автомагазинах алкогольными напитками предусматриваются:

соблюдение согласованного с местным исполнительным и распорядительным органом ассортиментного перечня для автомагазина;

наличие у его владельца стационарного торгового объекта, в котором осуществляется розничная торговля алкогольными напитками. Данное изменение направлено на создание здоровой конкурентной среды, равных условий для всех субъектов хозяйствования вне зависимости от формы собственности, а также привлечение частного бизнеса в организацию торгового обслуживания сельской местности;

запрещается розничная торговля алкогольными напитками в торговых объектах, представляющих собой часть неизолированной торговой площади магазина (павильона). Применение на практике действующей нормы, запрещающей торговлю алкогольными напитками в магазинах и павильонах с торговым залом площадью менее 50 кв. м, показало неоднозначность этого нормативного предписания, что послужило причиной многочисленных запросов;

предусматривается возможность продажи алкогольных напитков в санаторно-курортных учреждениях в специально предусмотренных для этого помещениях (кроме санаторно-курортных учреждений, осуществляющих лечение и оздоровление детей);

запрещается розничная торговля алкогольными напитками по образцам вне торгового объекта;

разрешается розничная торговля алкогольными напитками в магазинах с входом для покупателей, расположенных на автозаправочных станциях;

предусматривается запрет на оказание услуг по доставке алкогольных напитков физическим лицам;

местные исполнительные и распорядительные органы наделяются правом на принятие решений об ограничении на территории соответствующей административно-территориальной единицы времени продажи алкогольных напитков в дни проведения на этой территории выпускных вечеров в учреждениях общего среднего образования, а также мероприятий, направленных на пропаганду (популяризацию) здорового образа жизни, профилактику пьянства и алкоголизма, борьбу с ними.

В настоящее время подготовлен и рассматривается законопроект, которым предусмотренные Декретом N 11 меры административной ответственности реализуются в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Законопроектом предлагается корректировка санкций в рамках требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 4 о пересмотре системы административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целях обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. При этом размеры штрафов за правонарушения, предусмотренные Декретом N 11, в законопроекте приведены в соответствие с принципами Общей части КоАП. Предусмотрено применение такого вида административной ответственности, как предупреждение за правонарушения формального характера, не влекущие неуплату налогов, сборов (пошлин) и иных платежей.

Изменения, касающиеся вопросов уплаты акцизов.

Спирты

Расширен перечень спиртов, признаваемых подакцизными товарами.

Если ранее акцизами облагались только спирт этиловый технический и спирт, получаемый из пищевого сырья, то с 1 января 2012 г. и спирт синтетический.

Следует отметить, что спирт синтетический денатурированный облагается акцизами. Подпункт 2.1 пункта 2 статьи 111 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в данном случае применен быть не может, поскольку исходя из его положений не признаются подакцизными товарами спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками. Спирт не является спиртосодержащим раствором.

Ставки акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и спирт синтетический установлены в 2012 г. с поквартальным возрастанием, на спирт этиловый ректификованный технический на первое и с возрастанием на второе полугодие (п.1 прил.1 к НК) (см. табл.1).

 

Таблица 1

Наименование товара Код ТН ВЭД ТС Единица налогообложения Ставки акцизов (в руб. за единицу налогообложения)    
      с 01.01.2012 по 31.03.2012 с 01.04.2012 по 30.06.2012 с 01.07.2012 по 30.09.2012 с 01.10.2012 по 31.12.2012
Спирт этиловый из пищевого сырья, спирт синтетический из 2207, из 2208 90 910 0, из 2208 90 990 01 л безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции 18980 19820 20700 21620          
Спирт этиловый ректификованный технический        

 

Сохранена нулевая ставка на:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: