Взаимосвязь осуществления субъективных гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей




Данная взаимосвязь неразрывна. При осуществлении абсолютного субъективного права доминирующее значение имеет деятельность самого управомоченного субъекта по реализации возможностей, заключенных в содержании данного права. При этом соблюдение запретов третьими лицами выступает юридической гарантией осуществимости абсолютного права.

В относительном гражданском правоотношении субъективное право осуществляется в форме реализации управомоченным лицом правомочия требования. Поэтому относительное субъективное право фактически осуществляется при совершении обязанным лицом действий по передаче имущества, выполнению работы и оказанию услуги, созданию произведения и т. п. Так, осуществление права покупателя требовать передачи вещи, оговоренной в договоре, есть результат действий продавца по исполнению обязанности передать вещь. Как видно, в относительных гражданских правоотношениях исполнение обязанности - средство удовлетворения интересов управомоченного лица.

Пределы осуществления субъективных гражданских прав - это законодательно очерченные границы деятельности управомочен-ных лиц по реализации возможностей, составляющих содержание данных прав.

Пределы осуществления субъективных гражданских прав могут определяться правилами о недопустимости или допустимости тех или иных способов осуществления. Так, запрещается использование предпринимателями методов недобросовестной конкуренции, запрещается бесхозяйственное обращение с принадлежащим гражданину на праве собственности имуществом, имеющим значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для общества, и т. д. Эти запреты однородны с запретами, устанавливающими недопустимость нарушения формы и процедуры осуществления субъективных гражданских прав. Например, запрещается отчуждение имущества граждан, находящегося в общей долевой собственности, с нарушением права преимущественной покупки; залог недвижимости без придания залоговой сделке нотариальной формы и последующей государственной регистрации сделки и т. п.

Границы осуществления субъективных гражданских прав выражаются также в том, что управомоченным лицам предоставляются строго определенные формы и средства защиты.

Пределы осуществления гражданских прав также ограничиваются запретами использовать права для достижения социально вредных целей. Наиболее ярко это проявляется в запрете сделок, совершенных в целях, противоречащих основам правопорядка и нравственности, посягающих на публичные интересы. Например, подобное имеет место при совершении сделки по изготовлению и сбыту ядовитых наркотических веществ, боевых вооружений и т. д.

Очевидно, что главным средством установления пределов осуществления субъективных гражданских прав являются законодательные запреты на общественно вредные способы, средства и цели осуществления этих прав.

38. Право частной собственности. Субъекты, объекты и содержание

Субъектом права частной собственности может быть любой гражданин Российской Федерации как индивидуально, так и вместе с другими гражданами на началах общей долевой либо совместной собственности (например, право собственности супругов, право собственности нескольких членов семьи на приватизированную квартиру).

Собственность граждан создается и приумножается за счет доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, не противоречащим закону.

Объектами права частной собственности граждан признаются земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, а также предприятия, средства массовой информации и иные имущественные комплексы производственного назначения: здания, сооружения, транспортные средства, оборотные средства и иные средства производства. Объектом права частной собственности граждан может быть также любое иное имущество, за исключением отдельных, предусмотренных в законодательных актах, видов имущества, которое по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными обязательствами не может принадлежать гражданину. Количество и стоимость имущества, если оно получено гражданином в собственность в соответствии с законом или договором, не ограничиваются. Среди объектов права частной собственности специально выделяются квартира, жилой дом, иные помещения и строения. Член жилищно-строительного кооператива, дачного, гаражного кооператива, садоводческого товарищества или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, садовый дом, гараж, иное помещение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на указанное имущество (п. 4 ст. 218 ГК).

Субъектами права частной собственности юридических лиц признаются: хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере), хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.

Объектами их права собственности, согласно ст. 213 ГК, может быть любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам. Например, согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», общественное объединение – юридическое лицо может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения его деятельности, определенной в уставах. Общественные и религиозные объединения, будучи некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 117 ГК). Поэтому в их собственности могут находиться также учреждения, издательства, средства массовой информации, другие объекты производственного, социального и благотворительного назначения.

Возможность использования своего имущества в предпринимательских целях - одно из важнейших правомочий собственника. Если гражданин занимается в установленном порядке предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, он остается собственником своего имущества и отвечает по обязательствам, возникающим в том числе из предпринимательской деятельности, всем своим имуще­ством (ст.24 ГК).

Иными предстают отношения собственности в том случае, когда гражданин или юридическое лицо (применительно к производственному кооперативу - только гражданин) передают часть своего имущества в качестве вклада или пая в хозяйственное общество (товарищество) или производственный кооператив. С момента передачи имущества указанная коммерческая организация приобретает право собственности на переданное ей имущество (п.3. ст.213 ГК). Исключение составляет лишь государственное или муниципальное предприятие, которое права собственности на переданное ему имущество не приобретает (гл.19 ГК).

В случае ликвидации хозяйственного общества, товарищества или производственного кооператива его участник (акционер, пайщик) вправе, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами, получить в собственность часть имущества юридическою лица, пропорциональную, как правило, его доле в уставном (складочном) капитале иди паю.

40. Право муниципальной собственности. Субъекты, объекты и содержание.

Российский закон не считает муниципальную собственность разновидностью государственной. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В нее входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст.29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. В соответствии со ст.125 ГК РФ и п.2 ст.23 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Осуществление от имени соответствующего муниципального образования собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией не делает их собственниками соответствующего имущества. Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296). Частью этого имущества - денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования - они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.

В связи с этим муниципальное имущество, подобно государственному, также делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образования. С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет значение прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

Признав гражданскую правосубъектность муниципалитетов, Гражданский кодекс, однако, позволяет выступать в гражданско - правовых отношениях только органам местного самоуправления (п. 2 ст. 125). Тем самым муниципалитеты как институты власти практически лишаются гражданской правоспособности.

Такое толкование п. 2 ст. 125 ГК РФ не соответствует ее смыслу. В гражданско-правовых отношениях, регулируемых указанной нормой, в качестве их субъектов выступают именно муниципальные образования, а органы местного самоуправления при этом - лишь их представителями. Поэтому участие органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях не может снижать гражданскую правосубъектность муниципальных образований. Наиболее важны из всех прав, осуществляемых муниципальным образованием как субъектом гражданских правоотношений, права собственника муниципального имущества.

Субъектами права муниципальной собственности выступают: органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, население муниципального образования.

Однако и ГК РФ, и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает п. 2 ст. 212 ГК РФ, устанавливающий, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

 

 

39. Право государственной собственности. Субъекты, объекты и содержание.

Субъектами права ГС (ст.214) является РФ в целом (федеральная ГС) либо субъект РФ (республика, край, область, автономная область, автономный округ, города ФЗ (ГС субъекта РФ). Круг объектов ФГС неограничен, в ней может находиться любое имущество. Круг объектов ГССФ несколько уже, в ее состав не могут входить объекты исключительной ФГС.

Порядок разграничения объектов ФГС и ГССФ устанавливается специальным законом, а до его принятия на территории РФ действует порядок, установленный Постановлением ВС РСФСР от 27.12.91 г. № 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18.03.92 г. № 114-РП, которыми закреплены перечни объектов исключительной ФГС и объектов, которые могут передаваться в ГССФ. Названные НА предусматривают также ведение Реестра ФС, Реестра СС РФ и Реестра МС.

Согласно ст.9 КРФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам ГС, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к иной собственности. Действующее законодательство не предусматривает возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов, они являются объектом исключительной ГС (леса могут быть переданы в ГССФ) и не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в иной форме. Ограниченный их оборот в РФ допускается путем предоставления их в пользование субъектам предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены таким правом. Добытые полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии, переходить как в Г (М) С, так и в ЧС Г и ЮЛ. Ограниченный оборот участков лесного фонда и лесов, достигается путем предоставления их Г и ЮЛ на праве пользования, кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесном фонде и в лесах. В РФ устанавливается ГФС и ГССФ на водные объекты. Муниципальная и частная собственность могут распространяться только на обособленные водные объекты.

По содержанию право ГС не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности, специфика этого права заключается и в том, что РФ и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Конкретные органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125 ГК выступать от его имени (их вид и название) зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами ФГС располагает Правительство РФ, которое вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению ГС ОФИВ, а также ОИВ субъектов РФ. Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами ФГС осуществляют: специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом (ГКИ РФ) и специализированное учреждение по продаже федерального имущества (Российский фонд федерального имущества). Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами ГССФ, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ.

Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно РФ в целом или ее субъекту, подразделяется на 2 основные группы: а) имущество, закрепленное за ГП и У; б) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за ГП и У (государственная казна РФ или субъекта РФ).

РФ в целом или ее субъект призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их государственную казну. На практике иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще, а ответчиком по такому делу должны признаваться РФ или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: