Международные нормы труда рассматривается как важнейший источник ТП, который открывает новые перспективы развития национального трудового зак-ва, приводя его в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами.
Под международно-правовым регламентированием труда следует понимать регламентирование трудовых и связанных с ним отношений с помощью международно-правовых средств. Выражением такого регламентирования являются нормы труда, закрепленные в международных актах. Акты могут быть приняты ООН, МОТ, региональными объединениями, а также в двусторонних соглашениях государств.
Среди субъектов важное место занимает МОТ (Международная организация труда), образованная в 1919г. МОТ является специализированным учреждением ООН, объединяющих 170 гос-в. Это единственное международная организация, в рамках которой представителем правительств, предпринимателей, трудящихся могут совершенно независимо и равноправно отстаивать свои позиции, то есть она строится на принципе трипартизма. На международном уровне МОТ осуществляет свою деят-ть через 3 основных органа:
Международная конференция труда – это высший орган МОТ. Состоит из представителей гос-в, членов МОТ. Созывается ежегодно. Каждое гос-во представлено 4 делегатами: 2 от правительства, 1 от предпринимателей и 1 от трудящихся. Неправительственные делегаты назначается правительством гос-в по соглашению с наиболее представительными организациями трудящихся и предпринимателей данной страны. Представители предпринимателей и трудящихся могут выступать и голосовать в соответствии с инструкциями, полученными от своих организаций. Они вправе голосовать друг против друга и даже против точки зрения представителей правительства. Конференция - это форум, на котором обсуждаются соц и трудовые вопросы, принимаются международные нормы, утверждается бюджет и набирается административный совет.
|
Административный совет - это исполнительный орган МОТ. Он состоит из 56 человек – 28 делегатов от правительств,14 от предпринимателей, 14 от трудящихся. Представители предпринимателей и трудящихся сами избирают своих членов совета на 3 года. Административный совет избирает генерального директора международного бюро труда, принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет организации, который затем представляют на конференции для утверждения.
Международное бюро труда - это секретариат МОТ и центр всей деятельности. В МБТ занято около 1900 сотрудников, которые работают в Женевской штаб-квартире и в 40 отделениях во всем мире.
Официальной целью МОТ, в соответствии с Филадельфийской декларацией принятой в 1944г. и включенной в качестве приложения в устав МОТ, является установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечение экономической и социальной стабильности.
В указанном документе сформулированы задачи этой организации. Они сводятся к деят-ти, направленной на улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Для выполнения своих задач МОТ использует 3 дополняющие друг друга метода:
разработка международных норм
принятие норм
осуществление контроля за их соблюдением
Помимо этого МОТ оказывает гос-вам технич помощь в проведении исследований в сфере труда и распространение информации.
|
За период с 1919 по 1995 было принято 175 конвенции и 182 рекомендации. Конвенции и рекомендации не обладают равной юр силой, но процедура их принятия одинакова. Их принятие предшествует обсуждение на 2 международных конференция (сессиях). Каждая конвенция обсуждается спец комиссией, сформированной конференцией, и должна быть принята (одобрена большинством 2/3 делегатов). Конвенция после ее ратификации не менее чем 2 гос-вами членами МОТ становиться международным соглашением и налагает обязательства как и на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее гос-ва. Но для каждого гос-ва – члена МОТ она приобретает силу с момента ратификации ее высшим органом гос власти.
Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Вместе с тем она представляет собой обращенные к гос-вам предложение, совет ввести соответствующие нормы в нац зак-во. Рекомендация,как правило, детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положение конвенции, делает их более полными.
Устав МОТ определяет порядок пересмотра устаревших НПА. Прежняя конвенция с момента вступления в силу новой перестает быть открытой для ратификации, а ратифицирование гос-вом новой конвенции означает «отключение» прежней.
Доклады правительств о применении конвенции первоначально рассматривается комитетом экспертов. Он формирует замечания, относящиеся к правительствам конкретных гос-в и направляет им запросы. Комитет публикует периодические обзоры применения в различных странах конвенции МОТ. Уставом МОТ создан механизм рассмотрения жалоб на нарушение гос-вами обязательств по соблюдению международных трудовых норм. Каждая страна – участница организации имеет право падать на другое гос-во, члена МОТ, жалобу о несоблюдении ратифицированной ею конвенции. Такие жалобы могут подаваться нац организациями трудящихся, предпринимателей и международных организаций.
|
НПА МОТ распространяется не только на наемных работников, но и на предпринимателей, а в раде случаев относиться и ко всему населению.
По своему содержанию нормативные акты МОТ принято делить на следующие группы:
осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда.
Относящиеся к обеспечению занятости, защиты от безработицы.
Регулирующие условия труда.
По технике безопасности и производственной санитарии.
Регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите.
Регулирование труда отдельных категорий работников.
Регулируeт сотрудничество организаций работников, нанимателей, государства.
РБ является членом МОТ с 1954, однако тесное сотрудничество началось с 1991. До этого периода наше участие в МОТ было формальным. В настоящее время разработана целая программа сотрудничества с МОТ. Она включает в себя консультации, семинары, оказание технической помощи по труду, разработку и реализацию совместных проектов.
На 1 января 1996 парламентом РБ было ратифицировано 45 конвенций. 6 конвенций были динансированы.
Субъектами международно-правового регулирования труда являются объединения гос-в, совет Европы, ЕС, СНГ.