Практика по теме: Смута.




1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Смутного времени.

1) Самозванец

2) старообрядец

3) семибоярщина

4) тушинский вор

5) коллегии

6) ополчение

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ: _____________________

 

2. Напишите пропущенное слово.

После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием______________.

Ответ: _______________________________

 

3. Напишите пропущенное словосочетание.

Состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался _______.

Ответ: ________________________________

 

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Установленный в русском государстве в конце XVI в. запрет на переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день. Введение этого запрета было важным этапом закрепощения крестьян.

Ответ: _______________________________________

 

5. Запишите термин, о котором идёт речь.

Установленный в конце XVI в. срок сыска беглых крестьян, в течение которого они возвращались прежним владельцам. Был увеличен в 1642 г. и отменён с введением бессрочного сыска в 1649 г.

Ответ: __________________________________

 

6. Установите соответствие между определениями и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ   ПОНЯТИЯ
А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам   1) заповедные лета 2) земщина 3) опричнина 4) пожилое 5) поместье
A Б В Г  
         
             

7. Установите соответствие между определениями и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ   ПОНЯТИЕ
А) высший совещательный орган при царе (великом князе) Б) придворный боярин великого князя В) правитель дел несовершеннолетнего государя Г) чиновник центральных органов управления в XV–XVII вв.   1) регент 2) Боярская дума 3) Избранная рада 4) постельничий 5) подьячий
  A Б В Г  
           
               

8. Установите соответствие между терминами и их определениями.

ТЕРМИНЫ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) удел Б) поместье В) вотчина Г) вече   1) народное собрание 2) земельное владение при условии несения службы 3) административно-территориальная единица Московской Руси 4) земельное владение, которое безусловно передавалось по наследству 5) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода 6) сумма денег выплачиваемая крестьянином в случае ухода от помещика
  А Б В Г  
           
               

9. Какие три исторических деятеля были участниками событий Смуты? Cоответствующие цифры и запишите в ответ.

1) Андрей Курбский

2) Иван Болотников

3) Фёдор Ртищев

4) Прокопий Ляпунов

5) Александр Меншиков

6) Дмитрий Трубецкой

Ответ: __________________________

 

10. Какие из перечисленных положений относятся к событиям Смутного времени? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) введение опричнины

2) царствование Лжедмитрия I

3) заключение Андрусовского перемирия

4) восстание под предводительством И. И. Болотникова

5) принятие Соборного уложения

6) поход на Москву народного ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского

Ответ: ___________________________

 

11. Прочтите отрывок из документа.

«... Мы бояре... приговорили... на том... чтоб король Жигимонт пожаловал, дал на Владимирское и Московское и все великие государства российского царствия сына своего... королевича.

А будучи государю королевичу на российском государстве, церкви божия... чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческого закона по-прежнему, и римские веры и иных разных вер костёлов и молебных храмов в Московском государстве не ставити...

Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным и по городам воеводам и всяким чинам бытии по-прежнему как повелось в Московском государстве при прежних великих государях... На Москве суду бытии по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства, а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и государю на то поволоти с думою бояр и всей земли, чтоб было всё праведно».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) данный документ был составлен в период Смутного времени

2) представлен фрагмент Крестоцеловальной записи

3) документ составило боярское правительство Василия Шуйского

4) упоминаемый в отрывке королевич — Лжедмитрий I

5) условием приглашения королевича на русский престол было принятие королевичем православия

6) согласно документу, в случае воцарения королевича бояре сохраняют все свои привелегии

Ответ: _________________________________

 

12. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

 

«Смута – это, прежде всего, результат влияния враждебных внешних сил, а не внутренних проблем России».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументы в опровержение:

1) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Рассмотрите схему и выполните задания

13.1. Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.

Ответ: ________________________________

 

13.2. Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.

Ответ: ______________________________________

 

13.3. Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».

Ответ: _________________________________

 

13.4. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.

2) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».

3) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.

4) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.

5) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.

6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.

Ответ: ___________________

 

 

14. Прочитайте отрывок и выполните задания.

 

 

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых

боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»

14.1. К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его воцарения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14.2. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Укажите не менее четырех положений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.3. Как автор относится к правлению Бориса Годунова? Привлекая знания по истории, приведите два объяснения такого отношения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: