В чём заключаются основные характеристики художественного образа?




 

Приведём 1 пример

«Образ Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

1) Время создания романа.

Написанный в переломный момент исторического развития России роман «Отцы и дети» показал острые проблемы современности, которые после появления этого произведения волновали российское общество. Роман явился отражением общественного конфликта 60-х годов 19 века, который показан на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе показан типичный представитель разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах, был характерен демократизм. Основной конфликт держится на противопоставлении демократизма и аристократизма, отцов и детей.

2) Главные действующие лица, образ как характеристика персонажей, взаимосвязи разных героев как необходимое условие раскрытия художественного образа.

Базаров – демократ-разночинец. Эти люди трудом пробивали себе дорогу в жизнь и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по богатству, а по его делам, пользе для окружающих его людей.

Демократизм присущ не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в балахоне, уже само по себе – вызов условности, умышленное пренебрежение к ней. Мы обращаем внимание на его красную руку, привыкшую к физическому труду. Она слишком отличается от руки дворянина Павла Петровича (руки Кирсанова аристократические, ухоженные и ведь действительно он ведет праздный образ жизни). Даже в деревню, куда приехал Базаров отдыхать, он взял с собой работу: микроскоп для проведения опытов. Таким образом, этим автор противопоставляет эпоху аристократов с их праздной жизнью эпохе разночинцев с их близостью к народу.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается в сравнении с Павлом Петровичем.

В ходе романа это противопоставление всегда сохраняется: в описании одежды героев, их вещей, поступках. Одежду у Базарова писатель называет одежонкой, так как она из себя ничего не представляет, напротив же, одежду Павла Петровича описывает детально, так как она является его лицом: темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки.

За небрежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканным видом Кирсанова – его принципы.

В целом же во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.

Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный его труд является содержанием его жизни. Он продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Эти герои противопоставлены во всем, и автор постоянно подчеркивает это.

Противопоставление характеризуется еще и возрастом героев. А каждый возраст имеет свою моду, свои взгляды. Все отцы и дети различаются друг от друга. Время, в котором начинало жить то или иное поколение вносит различия во все: в одежду, в привычки, в характер, в поведение. И это все вместе взятое влияет на мировоззрение человека. И есть что-то, что роднит разные поколения. Базаров отрицает существующее, потому что в это время, которое он живет, полезно все отрицать. Павел Петрович не хочет ничего изменить в жизни, потому что он уже долго жил в это время и привык к своей неторопливой размеренной жизни, но все-таки с некоторыми взглядами Базарова он соглашается. Главное, что он признает, что в современном обществе не все в порядке.

Когда спор зашел о народе, они будто сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.

Что же является главным для этих людей?

Для Базарова – исправить общество, т.е. то же самое, чего добивались революционеры.

Существующий строй, по мнению Базарова, надо разрушить. Кирсанов говорит, что надо не только разрушать, но и строить, а это очень сложно.

Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искусства, классической литературой.

А Базаров предпочитает не говорить об этом. Так, он насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Порой позиция Базарова, относящаяся ко всему с критической точки зрения, отличается своей крайностью. Это можно сказать и о его эгоистических взглядах.

Он не замечает красоты природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека.

Каково же отношение к нему других лиц романа?

Николай Петрович – добрый, мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием, боязнью: «Он побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия».

Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее:

«Он возненавидел Базарова, считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».

Столкновение Базарова с Павлом Петровичем как представителей не только разных поколений, но и убеждений, было неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы накинуться на врага. Базаров же считал словесную битву бесполезной, но уклониться от нее не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с невыразимым спокойствием. В его словах звучит уверенность в своей правоте.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа (чувствительно вам обязан, честь имею). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание родного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, здравый, ясный.

В частых спорах этих разных людей затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова – к обличению этого порядка.

В своих взглядах Базаров одинок. В романе не показано ни одного последователя Базарова. Есть только мнимые ученики. Это маленький либеральный барин Аркадий. Однако его увлечение Базаровым – дань молодости, но он лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически.

Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой моде.

В романе показан еще 1 представитель старого поколения Николай Петрович Кирсанов. В нем автор воплотил одновременно черты сыновей и отцов. Этот герой вспоминает, как и его однажды тоже не поняла его матушка, как он ей сказал, что они принадлежат к разным поколениям. И потом сказал и Павлу Петровичу: «Вот теперь настала наша очередь». Эти слова отражают суть конфликта отцов и детей.

Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться взамен, и отцы будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети сами не станут отцами.

3) Подведение итога, оценка позиций героя глазами самого автора.

В конце романа Базаров умирает, чем подтверждает автор ущербность его позиций.

Аркадий женится и начинает вести хозяйство по-новому. На его примере автор показал читателю, что только такие люди могут взять то лучшее, что было у отцов, и, учитывая их ошибки, построить свое новое.

Автор незаметно подводит нас к главной идее романа «Каждое новое поколение должно, даже обязано, стать умнее предыдущего». Благодаря этому жизнь не стоит на месте.

Сам Тургенев признавал, что его герой Базаров еще стоит в преддверии будущего, он хотел сделать из него лицо трагическое… Мечталась фигура сумрачная, дикая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель. И Тургенев создал именно такой образ, благодаря которому читатели смогли сделать главный вывод: нельзя все отрицать, а если отрицаешь, то взамен надо создавать что-то новое, и учиться надо на ошибках старшего поколения, но и в то же время прислушиваться к старшим, так как они мудрее.


Заключение

Образ как эстетическая категория включает в себя содержание той действительности, про которую пишет автор, оценку автором тех действий, которые совершает его герой, взаимосвязь главного героя с другими героями данного произведения, оценка поведения других персонажей и эстетическое наслаждение, получаемое читателем при чтении данного произведения.

Таким образом, мы видим, что понятие художественный образ как эстетическая категория очень многолико, включает в себя много разных аспектов, нет чётких границ этому понятию. Ведь это и изображение героев, и изображение природы, и изображение самой жизни, которую показывает нам писатель с целью доставить радость, наслаждение от прочитанного. Писатель вызывает в нас переживание за судьбу своего героя, учит нас на примере его как поступить читателю в похожей ситуации, чему можно научиться у него и что неприемлемо для читателя. Автор учит читателя посредством художественного образа видеть, что прекрасно, а что безобразно, что можно, а что нельзя, каким надо быть, чтобы жить полной правильной жизнью, не повторять ошибки его героев из произведения. И хотя в любом произведении есть вымысел, но есть и правдивые стороны изображённой жизни, которые и показывает нам писатель с целью ввести нас в тот мир, в котором живут и действуют его герои.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: