Источники права международной безопасности и их система




Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Согласно главе 1 ООН преследует следующие цели:

- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

- развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Также согласно ст.33 гл.6 Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору[5].

Важное место в регулировании отношений безопасности в мире занимают различные многосторонние и двусторонние международные договоры.Их можно разделить на 5 групп.

Первую группу составляют международные договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. Это Договор об Антарктике 1959 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

Договор об Антарктике – договор, предусматривающий демилитаризацию района Антарктиды, использование его в исключительно мирных целях и превращение в зону, свободную от ядерного оружия. Договор заключён 1 декабря 1959 года в Вашингтоне и вступил в силу 23 июня 1961 года после его подписания 12 государствами – первоначальными участниками. Главная цель договора – обеспечить использование Антарктики в интересах всего человечества. Также предусматривается свобода научных исследований и поощряется международное сотрудничество. Запрещаются любые ядерные взрывы и захоронения радиоактивных материалов в Антарктике. На январь 2010 года в число участников договора входят 46 государств, 28 из которых являются консультативными сторонами[6].

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай).

По Договору, каждое из государств-участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними.

Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

Договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов[7].

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления трёх ядерных держав – СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств – участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях, с которыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждый участник Договора, не обладающий ядерным оружием, обязан заключить соответствующее соглашение.

Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного «оружия массового уничтожения», такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. Министр обороны Великобритании ДжоффХун косвенно указывал на возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного оружия, осуществлённое каким-либо из «государств-изгоев».

В статье VI и преамбуле Договора указывается, что ядерные государства будут стремиться к сокращению и уничтожению своих ядерных запасов. Тем не менее, за более чем 30 лет существования Договора мало что было сделано в этом направлении. В статье I ядерные государства обязуются не «побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, … приобретать ядерное оружие» – однако принятие ядерным государством военной доктрины, основывающейся на возможности нанесения упреждающего удара, равно как и иные угрозы применения вооружённой силы, можно в принципе рассматривать как такого рода побуждение. В статье X говорится, что любое государство вправе выйти из Договора, если оно сочтёт, что вынуждено сделать это ввиду какого-либо «чрезвычайного события» — например, ввиду предполагаемой угрозы.

Три государства – Индия, Пакистан и Израиль – отказались подписать Договор. Эти государства утверждают, что Договором создан своего рода избранный клуб ядерных государств, куда остальные не допускаются – однако в Договоре не содержится этического обоснования законности такого разделения.Индия и Пакистан обладают ядерным оружием, что запрещено Договором.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. обязал государства не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия[8].

Вторую группу договоров составляют международные договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении.

Это Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.

Согласно Договору о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. каждый из участниковобязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

- в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море;

- в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится такой взрыв.

Участники договора должнывоздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов, где бы то ни было[9].

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.расширяет до безусловных рамок ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введённый Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года.

Договор состоит из преамбулы, 17 статей, двух Приложений и Протокола. В соответствии со Статьей I Договора:

- каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

- каждое государство-участник обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва.

К настоящему времени Договор подписало 182 государства, в том числе 41 государство из 44, необходимых для вступления договора в силу – не подписали только «молодые» ядерные державы Индия, Пакистан, КНДР[10].

Ратифицировали Договор 157 государств, в том числе 36 государств из 44, необходимых для его вступления в силу – помимо не подписавших ядерных держав его не ратифицировали другие ядерные державы: США, КНР, Израиль, а также Иран, подозревающийся в разработке ядерного оружия, и Египет.

Третью группу договоров составляют международные договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Это Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 года.Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.).

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 года (КБТО)стала первым международным договором о разоружении, запрещающим производство целого класса вооружений. Её подписание явилось результатом многолетних усилий международного сообщества по созданию правовой базы, дополняющей собой Женевский протокол (1925).

Согласно первой статьи данной Конвенции каждое государство-участник обязуется ни при каких обстоятельствах не приобретать и не накапливать биологическое оружие.

Участниками КБТО являются 163 государства, кроме того, Тайвань неофициально соблюдает её положения.

Некоторые страны сделали оговорки, выразив своё неудовлетворение положением о том, что допускается накопление биологических агентов и токсинов для профилактических и других мирных целей. Также они заявили, что подписание ими КБТО не означает признание других участников, которых они не признают[11].

Главным обязательством Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). К июлю 2010 года около 60 % всех запасов химического оружия было уничтожено. Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.

Основные положения данной конвенции:

- запрещение производства и применения химического оружия;

- ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия;

- уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства);

-взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия;

- инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие;

- международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях[12].

В соответствии с договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.) стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторов, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

Четвертую группу составляют договоры, рассчитанные на предотвращение случайного возникновения войны. Это Соглашения о линиях прямой связи между СССР И США 1963, 1971 гг.(аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.), Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

Пятую группу договоров составляют международные договоры, направленные на предотвращение и пресечение международного терроризма. Это Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г.

Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. (Конвенция 1997 г.) относит к преступлениям незаконную и преднамеренную доставку, помещение, приведение в действие, взрывание любым лицом взрывного или иного смертоносного устройства с намерением причинить смерть, серьезное увечье, произвести значительное разрушение, когда это может повлечь крупный экономический ущерб (ст. 2). Под взрывным или иным смертоносным устройством понимается оружие или устройство, предназначенное или способное причинить смерть, серьезное увечье, существенный материальный ущерб посредством высвобождения, рассеивания, воздействия токсических химических веществ, биологических агентов, токсинов или аналогичных веществ, либо радиации или радиоактивного материала (ст.1).

Как следует из названия, речь идет о бомбовом терроризме, т.е. террористическом акте при помощи взрывного устройства или иного смертоносного устройства. Подобные устройства могут содержать биологические, химические или радиоактивные компоненты, однако все эти устройства объединяет то, что они являются так называемым «бомбовым» оружием. Но оружие массового уничтожения не исчерпывается лишь «бомбовым» оружием. Более того, конвенции о запрещении биологического и химического оружия понимают под оружием микробиологические или другие биологические агенты или токсины и токсичные химикаты и их прекурсоры отдельно от боеприпасов и устройств, в которых они могут содержаться. Следовательно, Конвенция 1997 г. охватывает лишь отдельную часть ОМУ, вдобавок за пределами регулирования остаются иные чем биологические, химические или радиоактивные материалы массового уничтожения, которые могут быть открыты в будущем.

Важным шагом вперед в сфере борьбы с терроризмом является принятие 9 декабря 1999 г. на очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Так, одной из основных мер по ликвидации международного терроризма признана борьба с его финансированием.

Уголовная ответственность предусмотрена для любого лица, “если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения:

а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению;

б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения”.

Конвенция содержит требования, согласно которым преступление составляет любое из вышеупомянутых деяний, независимо от того, что средства фактически использовались для совершения преступлений, перечисленных в пунктах а) или б). Так, по смыслу Конвенции карается не только финансирование конкретного преступления террористического характера, но и отчисление средств на обеспечение международного терроризма в целом.

Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. (Конвенция 2005 г.) – первый международный договор, регулирующий сотрудничество государств по предупреждению ОМУ-терроризма в одном из его аспектов: ядерном терроризме. Дополняя и развивая положения Конвенции 1997 г., Конвенция 2005 г. максимально охватывает преступления, совершаемые при помощи всех видов ядерного оружия и ядерных устройств. Это следует из определения «устройства», под которым понимается любое ядерное взрывное устройство или любое рассеивающее радиоактивный материал или излучающее радиацию устройство, которое может причинить смерть, серьезное увечье, существенный ущерб собственности или окружающей среде (ст. 1). С другой стороны, развитие получили и положения Конвенции 1980 г.: появился термин «ядерный объект», дополняющий термин «ядерная установка» в Конвенции 1980 г.[13]

По Конвенции 2005 г. любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и умышленно владеет радиоактивным материалом либо изготавливает устройство или владеет им с намерением причинить смерть, серьезное увечье, нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; использует радиоактивный материал или устройство любым образом либо использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение или создается опасность высвобождения радиоактивного материала.

Под терроризмом в Конвенции о пресечении терроризма 1977 г. понимается преступление: подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г.; и Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов; связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей; связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей. Как терроризм должны также квалифицироваться покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или соучастие в нем.

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. предусматривает единый подход к понятию «террористическое преступление», под которым участники Конвенции понимают любое из преступлений в рамках положений и определений, содержащихся в одной из десяти иных международных конвенций и договоров по проблемам терроризма, перечисленных в Приложении к Конвенции. Она создает только три новых преступления, которые могут привести к террористическим преступлениям, определенным в этих договорах. Это публичное подстрекательство к совершению террористического преступления (ст. 5), вербовка террористов (ст. 6) и подготовка террористов (ст. 7). Имплементация признания уголовно наказуемыми новых нарушений возможна при соблюдении условий и гарантий по защите прав человека и основных свобод.

Уделяется внимание положению жертв, пострадавших от терроризма, подчеркивая, что права человека должны соблюдаться не только для лиц, обвиняемых или осужденных за террористические преступления, но также для потерпевших, или потенциальных жертв этих преступлений.

В ст. 2 Конвенции подчеркивается, что ее целью является активизация усилий государств по предотвращению терроризма и его негативного воздействия на осуществление прав человека, прежде всего права на жизнь, предпринимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества.

 

 

Заключение

Данная курсовая работа показала, что в современном мире актуальна проблема международной безопасности.

Право международной безопасности – это совокупность принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения между субъектами международного права и в целях предотвращения применение вооруженной силы, разоружения и ограничения вооружений.

Основная задача права международной безопасности предотвращение возникновение войн, разоружение, сокращение вооружений.

В работе было раскрыто, что нормы права международной безопасности закреплены во многих международных договорах, прежде всего – в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашений о мерах доверия и т.д. Ядро отрасли «право международной безопасности» составляют основные принципы международного права, такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои, отраслевые принципы – принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интересов, принцип достаточности и др.

В курсовой работе были рассмотрены источники права международной безопасности – это в первую очередь Устав Организации Объединённых Наций, а также международные договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении;международные договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении;международные договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение;международные договоры, направленные на предотвращение и пресечение международного терроризма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: