Методические указания для детей средней группы (5—6 лет).




При катания, добиваться того, чтобы дети точно придерживались направления и дифференцировали свои усилия в зависимости от того, на каком расстоянии расположены предметы. Воспитатель предлагает и более сложное задание - прокатить мяч или шарик «змейкой» между предметами (кубиками, кеглями, набивными мячами, прутиками, воткнутыми в землю). Мяч или шарик не должен укатываться далеко в сторону. Это задание особенно трудно выполняют некоторые мальчики, стремящиеся добиться успеха максимальными усилиями, резкими движениями.

Движения бросания и ловли у детей 5 лет более непринужденные, свободные, без лишнего напряжения, в какой-то степени автоматизированные. Поэтому шире включает различные игры с мячом. Основными движениями в таких играх могут быть: передача и переброска мяча друг другу в парах, колоннах, по кругу. Он должен следить за направлением летящего мяча, правильно рассчитать и выполнить движение — сделать шаг вперед или, наоборот, отойти дальше, сместиться в сторону, присесть, подпрыгнуть.

Гораздо непринужденнее бросают мяч вверх, о землю и ловят.

Отбивание мяча о пол усложняется, оно проводится в сочетании с ходьбой. Мяч при этом отбивается мягким и плавным движением и не всей ладонью, а кончиками пальцев. Воспитатель напоминает, что надо направлять движение мяча не прямо перед собой, а несколько в сторону, иначе можно задеть его ногой.

Как правило, упражнения с мячами выполняются всеми детьми одновременно (бросание вверх, о землю и ловля, отбивание), половиной группы (катание, перебрасывание, метание вдаль) или колоннами (метание в цель).

В метании вдаль и в цель воспитатель объясняет, каким должно быть исходное положение: одна нога выносится вперед, носок другой ноги развернут в сторону.. Надо показать детям правильный хват мяча: три пальца размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку.

Методические указания для детей подг.к школе группы (6-7 лет).

Закреплять правильные способы выполнения детьми катания, бросания метания в цель и вдаль. Значительно возрастает при этом роль самостоятельных действий с мячом.

Более сложные задания: бросать и ловить в разных положениях (стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя скрестив ноги, лежа). Детям 6—7 лет доступен бросок набивного двумя руками разными способами: снизу, от груди, из-за головы.

Усложняются задания, включающие отбивание о землю двумя и одной рукой. Воспитатель добивается хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук, ударять о землю сбоку от ноги. Обязательно предусматривается обучение ведению мяча правой и левой рукой, можно предложить вести мяч по дорожке, ограниченной линиями, зигзагом между предметами, вокруг большого обруча, стараясь выполнить движение как можно быстрее. Хорошо сочетать ведение мяча с забрасыванием его в баскетбольную корзину.

Значительно более точно выполняют метание в цель, поэтому размеры мишени до 15—10 см, увеличить расстояние до нее. Вводится движущаяся цель, чаще используются подвижные игры типа «Сбей обруч».Закрепляются навыки бросания и метания в играх, объединяющих подгруппы детей: кольцебросы (горизонтальные, наклонные), серсо.Шире следует применять и спортивные упражнения: настольный теннис, городки, бадминтон.

У игровой стенки дети совершенствуют свои движения, сами могут придумать интересные способы отбивания и ловли мяча: из-под руки, в приседе, стоя спиной и т. п.

«Общеразвивающие упражнения с мячом»

О.Р.У. всесторонне воздействуют на организм ребёнка. Регламентация упражнений и точное регулирование нагрузки оказывают избирательное воздействие на различные группы мышц. Эти упражнения дают возможность их усложнения и комбинирования, применяются с предметами и без предметов, могут использоваться с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения с мячами используют начиная с младшего возраста, меняются основные задачи, методы и требования к выполнению общеразвивающих упражнений.

О.Р.У. подаются расчленению позволяют избирательно влиять на те или иные крупные или мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы и др.), суставы, а так же точно дозировать физическую нагрузку. Это обеспечивает своевременное равномерное развитее мышц, костной системы, связочно-суставного аппарата и помогает формированию у детей правильной осанки. При соответствующем сочетании и дозировке

О.Р.У. положительно влияют на с.с.с., дыхательную и н.с., улучшают обменные процессы в организме, а так же способствуют улучшению координации движений, развитию физических качеств.

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений у детей развивается точность восприятия представлений, а так же вырабатывается умение сознательно управлять своими движениями.

Обеспечивая разностороннюю подготовку организма, О.Р.У. помогают осваивать различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, катание на коньках, лыжах и др.).

О.Р.У. по анатомическому (по воздействию на основные части тела) признаку делятся на 4группы

- упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

- упражнения для туловища и тела;

- упражнения на ощущение правильной осанки;

- дыхательные упражнения.

При использовании предметов надо учитывать, что каждый предмет играет определённую роль в характере влияния О.Р.У. на организм, и это должно обязательно учитываться при подборе упражнений для занятий с детьми разного возраста и различной степени подготовленности.

Выбор приёма раздачи и сбора предметов обуславливается возрастными особенностями детей, а так же их подготовленностью. В группах раннего возраста ведущая роль принадлежит педагогу. В отдельных случаях он привлекает к раздаче пособий детей, давая им посильные задания. Постепенно дети приучаются к самостоятельности: уже в средней группе они сами могут брать предметы и класть их на место. В старшей группе дежурные самостоятельно готовят места для занятий.

 

ЗАНЯТИЕ №3

«Мяч в игре»

Подвижные игры с мячом

Для совершенствования навыков метания, как и подлезания прежде всего целесообразно подбирать игры, в которых условия выполнения близки к условия разучивания.

В связи с тем, что метания является наиболее сложной по сравнению с техникой других основных движений, для её закрепления следует шире использовать разнообразные упражнения и несюжетные подвижные игры, позволяющие сосредоточит внимание детей на механизме выполнения. Кроме того во многих сюжетных подвижных играх навыки метания совершенствуют только один – два ребёнка – только те кто выполняют роль водящего – охотника, а большая часть детей применяют другие основные движения.

Сразу после разучивания техники метания возникает необходимость её закрепления со всеми детьми, чтобы только что образованные условнорефлекторные связи упрочились. Как и при обучении подлезанию, разученный способ метания сначала должен закрепиться изолированно от других способов. Разница в использовании упражнений и несюжетных игр заключается в том, что в упражнениях способ метания указывает педагог и он напоминает о последовательности и точности выполнения метания; в несюжетных играх выбор способа осуществляется самими детьми. В таких играх условия выполнения остаются прежними, не требуется согласования движений с действиями товарищей, нет распределения ролей – все дети выполняют одного и то же действие только в порядке очерёдности, даже в том случае, когда несколько детей одновременно готовятся к броску. При этом ребёнок может не спеша выбрать способ метания, тщательно подготовиться к выполнению, не торопясь прицелиться и бросить мяч (мешочек). Если в специально подобранных упражнениях внимание детей полностью сосредотачивается на процессе выполнения метания и его результате, то в несюжетных играх внимание переключается на способ выполнения и результат, а сам процесс выполнения подвергается только частичному контролю.

Например:

«Лови и бросай, упасть не давай», «Школа мяча», «Мяч по кругу», «Успей поймать», «Мяч водящему», «За мячом», «Перебрось через верёвку», «Чьё звено самое меткое», «Сбей кеглю».

Дальнейший процесс совершенствования осуществляется в сюжетных играх. Самостоятельный выбор наиболее эффективного способа метения в этих играх происходит в новых условиях. Сюжетные подвижные игры предусматривают распределение ролей. Оно было и в играх с бегом с подлезанием. Но в тех играх не приходилось водящему заранее готовиться к выполнению движения. Внимание его полностью сосредотачивалось на наблюдении за действиями играющих, он в основном ждал только сигнала к началу действия.

В играх с метением водящий должен не только наблюдать за действиями других детей, но и готовиться к метанию, чтобы сигнал к началу действия не застал его врасплох. Такое распределение внимания даётся детям не сразу. Действия играющих отвлекают внимание водящего от основной для него задачи. Поэтому знакомя детей с играми, в которых водящий использует метание, надо обращать внимание на необходимость предварительной подготовки к броску. В первых сюжетных играх с метанием должно быть предусмотрено время подготовки водящего к броску (даже после сигнала к началу действия), например, когда звери по сигналу замирают. Но даже в этом случае охотники нередко не пользуются предоставленной им возможностью. Существенное влияние на это оказывает привычка действовать сразу же после сигнала. Поэтому, как только звучит сигнал: «охотники», дети сразу стремятся бросить мяч.

Отмечаются и нарушения правил из-за неумения выбрать нужный, наиболее пригодный в данных условиях способ выполнения основного движения. Охотники попадают играющим в различные части тела, хотя правилами определено, что мяч можно бросать только в ноги.

Учитывая это, при проведении игры «Охотник и зайцы» на занятии воспитатель должен обратить внимание детей на действия охотника. Охотнику нет необходимости бросать мяч непосредственно после сигнала: он должен приготовиться и хорошо прицелиться, а затем уже бросить, ведь зайцы после сигнала остаются на месте. Следует подчеркнуть, что заранее, в зависимости от величины мяча, можно поставить ноги в определенное исходное положение.

Нужно указать также на связь выбора способа броска с расстоянием до цели и делать выбор тогда, когда зайцы остановились. Предложить водящему подумать, какой способ будет наиболее эффективным для попадания в ноги близко стоящих и отдаленных детей. В одном из вариантов игры можно предусмотреть метание только в определенных зайцев (например, отмеченных шапочками).

Когда дети научатся выбирать подходящий способ метания в неподвижную цель, можно провести игры с метанием в убегающих детей, катящиеся предметы. Положительное влияние в данном варианте должна оказать, привычка заранее готовиться к выполнению метания. Время на принятие исходного положения имеется и в данном случае, а вот способ метания должен быть выбран мгновенно.

Более сложным является вариант, в котором происходит охота то на одних, то на других зверей. При этом охота на различных зверей может осуществляться мячами разной величины. Водящий и играющие не знают заранее, какой сигнал прозвучит, поэтому ребенок лишается возможности приготовиться к броску, вынужден действовать сходу быстро и точно.

Такая постепенность в усложнении условий позволяет выработать у детей точность и автоматизм метания, достичь эффективного применения различных способов.

Знакомство с действиями водящего в играх с метанием целесообразно включить в обучение на занятии, решение же всех других указанных задач может осуществляться в играх. Очень важно, чтобы дети, знакомясь с игрой, сразу привыкали к точному выполнению движений, включенных в нее. Иначе они, владея в достаточной степени основными движениями, начинают действовать в игре небрежно, что в силу частого повторения приобретает большую устойчивость. Наблюдения показывают, что одно и то же движение при одинаковых условиях может в одной игре выполняться правильно, а в другой нет.

Обучение основным движениям на завершающем этапе формирования двигательных навыков содействует совершенствованию движений, выработке умения понимать двигательную задачу, определять требования игры, анализировать условия выполнения основных движений, выделять существенные признаки конкретной обстановки, от которых зависит успех двигательной деятельности. Дети научаются выбирать эффективное основное движение для решения двигательных задач с учетом требований игры.

 

ЗАНЯТИЕ №4

«Мяч в игре»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: